г. Чита |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А78-3964/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 мая 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-3964/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044) к индивидуальному предпринимателю Айвазян Мальвине Сергеевне (ОГРН 316753600062089, ИНН 753616628173) о взыскании финансовых санкций в размере 4000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах, предусмотренных п.2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ за декабрь 2017 года, январь, февраль, май 2018 года,
(суд первой инстанции - Бронникова Е.А.),
без вызова сторон в судебное заседание,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Айвазян Мальвине Сергеевне о взыскании финансовых санкций в размере 4000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах, предусмотренных п.2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ за декабрь 2017 года, январь, февраль, май 2018 года.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 30 мая 2019 года заявленные требования удовлетворены частично.
Взыскано с заинтересованного лица в пользу заявителя 1 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года, январь, февраль, май 2018 года. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 мая 2019 года, принятое по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-3964/2019 отменить, требования заявителя удовлетворить в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что суд необоснованно снизил размер финансовых санкций в нарушение действующего законодательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 28.06.2019.
В материалы дела возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, предприниматель 09.04.2018 представил в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года, январь и февраль 2018 года, и 07.07.2018 за май 2018 года.
Территориальным органом Пенсионного фонда 27.08.2018 были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S18180001286, N 207S18180001290, N 207S18180001297, N 207S18180001299. Актами установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года, январь, февраль, май 2018 года представлены с нарушением установленного срока.
Рассмотрение материалов проверки назначено на 08.10.2018.
По результатам проверки заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) приняты решения N 207S19180002121, N 207S19180002122, N 207S19180002123, N 207S19180002124 от 08.10.2018 о привлечении ИП Айвазян М.С. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года, январь, февраль, май 2018 года в виде штрафа в общем размере 4000 руб.
Требованиями об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства N 207S01180023180, N 207S01180023181, N 207S01180023182, N 207S01180023183 от 09.11.2018 страхователю предложено уплатить штраф в общем размере 4000 руб. в срок до 03.12.2018.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 30 мая 2019 года заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений на застрахованных лиц.
Согласно статье 18 Федерального закона N 27-ФЗ споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" N 167-ФЗ от 15.12.2001, статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент принятия оспариваемого решения (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ заинтересованное лицо относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию и плательщиков страховых взносов, как организация, производящая выплаты физическим лицам.
В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года должны быть представлены не позднее 15.01.2018. Как следует из материалов дела, вышеуказанные сведения представлены предпринимателем 09.04.2018, то есть с нарушением установленного срока, за январь 2018 года сведения должны быть представлены не позднее 15.02.2018, а представлены 09.04.2018, за февраль 2018 года сведения должны быть представлены не позднее 15.03.2018, а представлены 09.04.2018, за май 2018 года сведения должны быть представлены не позднее 15.06.2018, а представлены 07.07.2018.
С учетом материалов дела судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что страхователь надлежащим образом не исполнил свою обязанность по своевременному представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета формы СЗВ-М за декабрь 2017 года, январь, февраль, май 2018 года.
С учетом наличия факта совершения правонарушения судом первой инстанции правомерно указано на обоснованность привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ в виде финансовых санкций.
Однако, суд первой инстанции при установленных обстоятельствах посчитал необходимым снизит размер штрафных санкций с 4000 руб. до 1000 руб. При этом суд правильно руководствовался правовыми позициями Конституционного Суда РФ.
В соответствие с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области", в соответствии с которой основанное на принципе справедливости требование соразмерности правовой ответственности совершенному правонарушению предполагает в качестве общего правила дифференциацию такой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 12.05.1998 N 14-П и от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Суд апелляционной инстанции, соглашается с судом первой инстанции в его выводе о несоразмерности размера штрафа, начисленного Пенсионным фондом предпринимателю. Поскольку допущенное страхователем правонарушение, выразившееся в несвоевременном представлении сведений за декабрь 2017 года, январь, февраль, май 2018 года не привело к каким-либо тяжким последствиям для общественно значимых интересов фонда, учитывая заявленное предпринимателем ходатайство о применении смягчающих обстоятельств в связи с тяжелым имущественным положением (наличие договора об ипотечном кредитовании и наличии на иждивении ребенка, не достигшего 1,5 лет), отсутствие умысла на уклонение от своевременного представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, признание вины.
Определением от 02.04.2019 суд первой инстанции предлагал заявителю представить пояснения, повлекла ли предполагаемая территориальным органом Пенсионного Фонда просрочка предоставления отчетности с учетом механизма пересмотра решений о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу, установленного Федеральным законом от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", необоснованные выплаты пенсии, с представлением соответствующих доказательств. Данных пояснений заявитель в суд не представил.
Факты необоснованной индексации пенсии работающим пенсионерам вследствие несвоевременного представления заявителем сведений в территориальный орган Пенсионного фонда не подтверждены.
В связи с изложенным, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что снижение санкций не соответствует соразмерности последствиям совершенного страхователем правонарушения, материалами дела не подтвержден. Вследствие чего указанный довод отклоняется апелляционным судом, как необоснованный.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности частичного, в сумме 1000 руб., удовлетворения судом первой инстанции заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 мая 2019 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-3964/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде кассационной инстанции в силу отсутствия оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3964/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЧИТЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ИП Айвазян Мальвина Сергеевна
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5955/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5955/19
26.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3859/19
30.05.2019 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3964/19