г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А26-12313/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Андропова В.Н. (доверенность от 07.07.2017)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19562/2019) АО "Кондопожское лесопромышленное хозяйство" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.05.2019 по делу N А26-12313/2018 (судья Дементьева А.В.), принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия; Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Кондопожское центральное лесничество"
к АО "Кондопожское лесопромышленное хозяйство"
3-е лицо: ООО "Шуйская лесная компания"
о взыскании,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Кондопожское лесопромышленное хозяйство" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 205 737 руб. 00 коп. ущерба, причиненного лесному фонду.
Решением от 27.05.2019 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, указывая, что размер ущерба произведен неверно, расчет ущерба не соответствует действующей на момент совершения лесонарушения Методике исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, при расчете ущерба применен коэффициент индексации ставок за единицу объема лесных ресурсов, действующий в 2018, тогда как вменяемая незаконная рубка осуществлена в 2017 и коэффициент индексации составлял 1,5, таким образом, размер ущерба при его доказанности составляет 142 214 рублей. Вместе с тем, вина Общества в причинении ущерба отсутствует, рубка осуществлялась на основании принятой уполномоченным органом декларации. Кроме того, акт осмотра мест рубок от 17.07.2018 N 2 не может служить надлежащим доказательством причиненного ущерба.
Истец возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель, правопредшественник истца) и ОАО "Кондопожское лесопромышленное хозяйство" (арендатор, после изменения наименования - АО "Кондопожское лесопромышленное хозяйство") заключен договор аренды лесного участка от 17.11.2008 N 6-з, по условиям которого ответчику передан в аренду для использования в целях заготовки древесины лесной участок площадью 256681 га, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:039, расположенный на территории ГУ РК "Ладвинское центральное лесничество".
Пунктом 1.4 договора аренды лесного участка предусмотрено, что лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины.
Согласно пунктам 3.1, 3.4 договора аренды пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений.
Министерством 11.07.2018 произведен осмотр мест рубок указанной делянки, по результатам которого выявлен факт незаконной рубки в квартале 138, выдел 10.
По результатам осмотра Министерством в присутствии представителя Общества составлен акт от 17.07.2018, в соответствии с которым на территории спорной делянки обнаружен участок незаконной рубки деревьев в 50-метровой водоохранной зоне, площадью 0,05 га, объемом 8,14 кбм; размер причиненного лесному хозяйству ущерба составил 205 737 руб.
Постановлением СО ОМВД России по Беломорскому району от 27.07.2018 в возбуждении уголовного дела по факту незаконной рубки отказано.
Претензией от 03.10.2018 N 1733 Министерство потребовало от ответчика возместить вменяемый ущерб.
Поскольку ответчик добровольно ущерб не возместил, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
Пунктом 2 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 4 этой же статьи Водного кодекса ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В силу части 5 статьи 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 104 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Для применения такой ответственности истцу необходимо доказать в совокупности: наличие вреда в заявленном к возмещению размере; вину и противоправность поведения ответчика, а также причинную связь между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий влечет отказ в удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление N 21) разъяснено, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
В соответствии с нормами статьи 1064 ГК РФ и статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", толкование которых содержится в пункте 35 Постановления N 21, вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Ответчиком не оспаривается и материалами дела подтверждается факт рубки лесов в водоохранной зоне.
В соответствии с пунктом 9 Правил заготовок древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
Запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев (подпункт "е" пункта 12 Правил N 474).
В соответствии с пунктами 17, 18 Правил N 474 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Следовательно, именно арендатор лесного участка несет ответственность за некачественный отвод и таксацию лесосек, а также за достоверность данных по отводу и таксации лесосек.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшими Правилами утвержденными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337. Таким образом ссылка суда первой инстанции на Правила N 337 не повлекла принятие неправильного решения.
С учетом приведенных положений Правил, норм Лесного и Водного кодексов, арендатор при отводе и таксации лесосеки, установив что материалы лесоустройства не отражают фактической ситуации, обязан был принять меры для разрешения возникшей ситуации и не допустить нарушения Правил заготовки древесины.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности условий, необходимых для взыскания с ответчика ущерба, причиненного лесному фонду.
Расчет ущерба проверен судом и признан правильным, соответствующим обстоятельствам дела.
При этом, вопреки доводам подателя жалобы расчет ущерба правомерно произведен с учетом коэффициентов индексации, действующих в период выявления нарушения лесного законодательства, что соответствует пункту 2.3.3. Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, утв. Приказом Рослесхоза от 10.11.2011 N 472.
Оценка суда представленных доказательств положениям ст. 71 АПК РФ не противоречит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.05.2019 по делу N А26-12313/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-12313/2018
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Кондопожское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: АО "Кондопожское лесопромышленное хозяйство"
Третье лицо: ООО "Шуйская лесная компания"