26 августа 2019 г. |
А79-7771/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Насоновой Н.А., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемякиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.05.2019, принятое судьей Афанасьевым А.А., по делу N А79-7771/2018 по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ИНН 2130104830, ОГРН 1122130007438) к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ИНН 2126003194, ОГРН 1022101150037), о взыскании 8 700 000 руб. в доход республиканского бюджета Чувашской Республики, перечисленных платежным поручением от 29.12.2015 N166734 Управлению ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики (с учетом уточнений к исковым требованиям), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства", Акционерного общества "Дорэкс", Акционерного общества "АК БАРС Лизинг", Министерства финансов Чувашской Республики, Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью "РариТЭК",Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики.
В судебном заседании принимали участие представители:
от заявителя - администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Николаев Д.О. по доверенности от 28.12.2018 (сроком до 31.12.2019);
от истца - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - Волкова И.В. по доверенности от 19.08.2019 (сроком до 31.12.2019);
от третьего лица - Министерства финансов Чувашской Республики - Иванова Л.Г. по доверенности от 15.01.2019 (сроком до 31.12.2019), Волкова И.В. по доверенности от 09.01.2019 (сроком на 1 год);
от третьих лиц - Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства", Акционерного общества "Дорэкс", Акционерного общества "АК БАРС Лизинг", Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью "РариТЭК",Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещёны надлежащим образом.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Минтранс Чувашии, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация г. Чебоксары, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 8 700 000 руб. в доход республиканского бюджета Чувашской Республики, перечисленных платежным поручением от 29.12.2015 N 166734 Управлению ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики, муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", акционерное общество "Дорэкс", акционерное общество "АК БАРС Лизинг", Министерство финансов Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары Чувашской Республики, общество с ограниченной ответственностью "РариТЭК", Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Кабинет Министров Чувашской Республики. Решением от 08.05.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил исковые требования в полном объеме, взыскал с администрации города Чебоксары в доход республиканского бюджета на лицевой счет Минтранса Чувашии субсидию в размере 8 700 000 руб., перечисленную платежным поручением от 29.12.2015 N 166734 Управлению ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Чебоксары обратилась с жалобой в Первый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве оснований для отмены судебного акта апеллянт указывает, что приобретение газомоторной техники за счет субсидий на условиях лизинга в собственность организаций коммунального комплекса было согласовано сторонами до заключения соглашения о предоставлении субсидии, нецелевого использования субсидий не допущено. По мнению заявителя, Минтранс Чувашии допустил злоупотребление правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Истец, перечислив денежные средства, подтвердил соблюдение администрацией города Чебоксары условий, целей и порядка предоставления субсидии либо ввел последнюю в заблуждение относительно возможности приобретения газомоторной техники в лизинг.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, подлежащим отмене на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца считает решение суда законным и обоснованным, принятым с учетом норм материального и процессуального права, а доводы жалобы несостоятельными.
Представитель Министерства Финансов Чувашской Республики возразил против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные третьи лица явку полномочных представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике в отзыве на апелляционную жалобу пояснило, что использование средств субсидии из федерального бюджета за пределами установленного Правилами N 1027 срока закупки газомоторной техники не предусмотрено. Срок закупки на средства субсидии за 2014 год - не позднее 01.08.2015, на средства субсидии за 2015 год - не позднее 250 дней со дня перечисления субсидии (то есть, не выходя за пределы 2016 года). В рассматриваемом случае, в соответствии с условиями договоров лизинга право собственности на закупаемую газомоторную технику возникает в 2021 году.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и администрация г. Чебоксары 24.12.2015 заключили Соглашение N 2/12 о предоставлении в 2015 году субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету города Чебоксары на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающем на газомоторном топливе в размере 8 700 000 руб.
Согласно платежному поручению от 29.12.2015 N 1666734 Министерством перечислена субсидия в размере 8 700 000 руб. в Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары.
Как пояснил истец, администрацией г. Чебоксары не достигнуты цели, для которых была предоставлена субсидия, не соблюдены условия предоставления субсидии по Соглашению от 24.12.2015 N 2/12.
В адрес ответчика истцом была направлена претензия от 07.05.2018 N 02/142133 с требованием о возврате на основании пункта 2.3 Соглашения от 24.12.2015 N 2/12 денежных средств в размере 8 700 000 руб. в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение пяти рабочих дней с момента получения данной претензии.
В письме от 14.05.2018 N 6984 ответчик сообщил истцу о том, что условия предоставления трансфертов не нарушены, оснований для возврата указанных денежных средств не имеется.
Поскольку требование о возврате субсидии не было удовлетворено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в форме субсидий, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" составной частью которой является подпрограмма 1 "Автомобильная промышленность".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 утверждены Правила предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, которые устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (пункт 1 указанных Правил).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил и при наличии в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации (в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования) на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по осуществлению закупок и (или) по предоставлению субсидий на осуществление закупок газомоторной техники в целях обновления парка автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства региона, муниципальным образованиям, расположенным на территории указанных субъектов Российской Федерации, и (или) организациям, осуществляющим деятельность на территории указанных субъектов Российской Федерации, при выполнении следующих условий:
а) в качестве топлива на газомоторной технике применяется компримированный природный газ (метан);
б) газомоторная техника произведена на территории государств - участников Единого экономического пространства не ранее 2014 года;
в) все закупаемые автобусы категории М3 длиной свыше 12 метров оборудованы средствами для перевозки лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии с распределением субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники для ЖКХ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 1393-р, субсидия, выделяемая бюджету Чувашской Республики, определена в размере 26 728 573 руб. 21 коп.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики заключено Соглашение о предоставлении субсидии в 2015 году на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" от 07.09.2015 N 15412.1615173.2016 (далее - Соглашение от 07.09.2015).
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 07.09.2015 субсидия предоставляется на софинансирование затрат Кабинета Министров Чувашской Республики, направленных на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники по перечню (с указанием количества), по маркам, моделям и категориям (с указанием количества) газомоторной техники согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению.
В приложении N 1 к вышеуказанному Соглашению указан объем субсидии, предоставляемой на софинансирование затрат Чувашской Республики, направленных на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники: "НЕФАЗ-5299-11-31 (либо аналог) автобус категории М3, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн и которые имеют более 8 мест для сидения, длиной свыше 10, но не более 12 метров, количество единиц техники, планируемых к приобретению -1, размер субсидии - 2 500 000 руб. 00 коп.; "ПАЗ-320302-11" (либо аналог) автобус категории М3, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн и которые имеют более 8 мест для сидения, длиной до 10 метров, количество единиц техники, планируемых к приобретению -10, размер субсидии - 11 328 573 руб. 21 коп.; "КАМАЗ 65115-1841-30 (либо аналог) мусоровоз, количество единиц техники, планируемых к приобретению -1, размер субсидии - 2 100 000 руб. 00 коп.; "КАМАЗ 65115-865-30 (либо аналог) самосвал, количество единиц техники, планируемых к приобретению - 2, размер субсидии - 2 400 000 руб. 00 коп.; "ЭД244АГ" на шасси КАМАЗ-53605-32 (либо аналог) коммунальная машина (подметально - уборочная) количество единиц техники, планируемых к приобретению - 3, размер субсидии - 6 300 000 руб. 00 коп.; "КМД-611-С" на шасси КАМАЗ-65115-865-30 (либо аналог) коммунальная машина (подметально - уборочная) количество единиц техники, планируемых к приобретению - 1, размер субсидии - 2 100 000 руб. 00 коп.
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики предоставлена субсидия на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в сумме 26 728 573 руб. 21 коп.
Из буквального толкования статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидиями являются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, в том числе порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральный законодатель в названном Законе к вопросам местного значения городского поселения и городского округа в сфере транспортных услуг относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения и в границах городского округа соответственно (пункт 7 части 1 статьи 14 и пункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно абзацу 20 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходным обязательством понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2015 N 464 утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе (далее - Правила N 464).
Правилами N 464 предусмотрено предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе.
Правилами N 464 установлены обязательства получателя субсидии по достижению показателя результативности предоставления субсидии - соответствие планируемого количества единиц газомоторной техники количеству единиц газомоторной техники, фактически приобретенных в рамках мероприятий по обновлению подвижного состава.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027, Правилами N 464 Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и администрацией г. Чебоксары заключено Соглашение от 24.12.2015 N 2/12 о предоставлении в 2015 году субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету города Чебоксары на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе (далее - Соглашение от 24.12.2015 N 2/12).
Согласно разделу 1 Соглашения от 24.12.2015 N 2/12 субсидия предоставляется при условии, если: в качестве топлива на газомоторной технике применяется компримированный природный газ (метан); газомоторная техника произведена на территории государств - участников Единого экономического пространства не ранее 2014 года; все закупаемые автобусы категории М3, длиной свыше 12 метров оборудованы средствами для перевозки лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 Соглашения от 24.12.2015 N 2/12 Минтранс Чувашии обязано: довести в установленном порядке до администрации г. Чебоксары уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам в пределах объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств; перечислить субсидии в доход бюджета города Чебоксары в соответствии с Правилами N 464 при условии выполнения администрацией г.Чебоксары обязательств по софинансированию расходов по приобретению техники для жилищно-коммунального хозяйства.
Минтранс Чувашии вправе: осуществлять контроль над использованием администрацией г. Чебоксары средств, перечисляемых по настоящему Соглашению; проводить проверку соблюдения администрацией г. Чебоксары условий, установленных настоящим Соглашением.
Администрация г. Чебоксары обязана: обеспечить учет полученной субсидии в доходной части бюджета города Чебоксары; в пределах средств, полученных из республиканского бюджета Чувашской Республики и средств бюджета города Чебоксары осуществлять финансирование расходов по закупке автобуса согласно приложению к настоящему Соглашению; обеспечить направление средств бюджета города Чебоксары на софинансирование расходов по закупке техники для жилищно-коммунального хозяйства согласно приложению к настоящему Соглашению; не допускать уменьшение объемов средств, направляемых из бюджета города Чебоксары на софинансирование расходов по закупке техники для жилищно-коммунального хозяйства, включенных в приложение к настоящему Соглашению; обеспечить достижение значения показателя результативности использования субсидии - закупка техники для жилищно-коммунального хозяйства в количестве 6 единиц; в случае выявления нецелевого использования субсидии возвратить денежные средства в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение 5 рабочих дней с момента предъявления Минтрансом Чувашии соответствующего письменного требования; обеспечить в срок до 25.12.2015 представление в Минтранс Чувашии: заявки на перечисление субсидии, поступившей из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства по форме согласно приложению N 1 к Правилам N 464; выписку из решения о бюджете города Чебоксары на текущий финансовый год о бюджетных ассигнований, предусмотренных на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства; контракта (договора) на поставку техники для жилищно-коммунального хозяйства; протокола о результатах торгов; документов, подтверждающих софинансирование за счет средств бюджета города Чебоксары в объеме, предусмотренном настоящим Соглашением; обеспечить контроль за целевым и эффективным использованием субсидии в соответствии с действующим порядком; обеспечить соблюдение сроков закупки техники для жилищно-коммунального хозяйства; предоставить не позднее 25 дней по окончании квартала отчет об использовании субсидии по форме согласно приложению N 2 к Правилам N 464.
Предметом Соглашения от 24.12.2015 N 2/12 является предоставление в 2015 году администрации г. Чебоксары субсидии из федерального бюджета жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе по коду главы 831 "Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики", разделу 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 03 "Благоустройство", целевой статье Ч255173 "Субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, за счет субсидии, предоставляемой из федерального бюджета", по виду расходов 521 "Безвозмездные перечисления бюджетам" в размере 10 800 000 руб. 00 коп. в бюджет города Чебоксары в пределах доведенных Министерством финансов Чувашской Республики объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по обеспечению уровня софинансирования за счет средств бюджета города Чебоксары закупки техники для жилищно-коммунального хозяйства в сумме 1 800 000 руб. 00 коп. в соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары от 16.10.2015 N 3206 "О перемещении бюджетных ассигнований".
Согласно пункту 3.2 Соглашения от 24.12.2015 N 2/12 получателем является уполномоченное лицо - Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары.
Приложением к Соглашению от 24.12.2015 N 2/12 предусмотрена, в том числе закупка самосвалов "КАМАЗ 65115-865-30" в количестве двух единиц и коммунальных машин "КО-318Д" на шасси КАМАЗ-53605-32 в количестве трех единиц на сумму финансирования 10 150 000 руб. 00 коп., в том числе за счет субсидий из федерального бюджета - 8 700 000 руб. 00 коп., за счет средств местного бюджета 1 450 000 руб. 00 коп.
Минтрансом Чувашии субсидия из федерального бюджета в сумме 8 700 000 руб. перечислена Управлению ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары по платежному поручению от 29.12.2015 N 166734.
Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе от 25.12.2015 N б/н, заключенным Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары с МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства", предусмотрено единовременное обеспечение части затрат предприятиям на реализацию мероприятий по закупке техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе: по разделу 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 03 "Благоустройство" в сумме 12 600 000 руб. 00 коп., в том числе за счет субсидии из федерального бюджета в сумме 10 800 000 руб., за счет средств бюджета города Чебоксары - 1 800 000 руб.
Согласно приложению N 2 к Соглашению от 25.12.2015 N б/н - заявке на получение субсидии на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе, на декабрь 2015 года предусмотрена закупка самосвала "КАМАЗ 65115-865-30" в количестве двух единиц и коммунальной машины "КО-318Д" на шасси KAMA3-53605-32 в количестве трех общей единиц стоимостью 24 650 400 руб. 00 коп., подлежащей субсидированию за счет средств федерального бюджета - 8 700 000 руб. 00 коп., за счет средств местного бюджета - 1 450 000 руб. 00 коп.
Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары по платежному поручению от 30.12.2015 N 187810 перечислена субсидия в сумме 8 700 000 руб. 00 коп. на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства".
МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" и акционерным обществом "Дорэкс" заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе от 25.04.2016 б/н.
Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Соглашения от 25.04.2016 б/н МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" представляет АО "Дорэкс" субсидию на приобретение техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе, по разделу 05 "Жилищно - коммунальное хозяйство", подразделу 03 "Благоустройство" в сумме 10 150 000 руб. 00 коп., в том числе: за счет субсидий из федерального бюджета - 8 700 000 руб., за счет средств бюджета города Чебоксары - 1 450 000 руб. Приложением N 1 к Соглашению от 25.04.2016 б/н, заявкой на получение субсидии на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе, предусмотрено приобретение самосвалов "КАМАЗ 65115-865-30" в количестве двух единиц, коммунальных машин "КО-318Д" в количестве трех единиц на общую сумму 36 531 200 руб., в том числе за счет субсидий из федерального бюджета - 8 700 000 руб., за счет средств местного бюджета -1 450 000 руб. 00 коп.
МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" по платежному поручению 12.05.2016 N 69373 перечислена субсидия за счет федерального бюджета на закупку спецтехники АО "Дорэкс".
24 декабря 2015 года между АО "Дорэкс" и ОАО "Лизинговая компания АК БАРС Банка "Финансовая Экономическая Группа" заключен договор об оказании финансовой услуги (лизинга) N 267-ДОРЭКС/ФЛ. Предметам договора от 24.12.2015 N 267-ДОРЭКС/ФД является приобретение и передача в финансовый лизинг самосвалов "КАМАЗ 65115-865-30" в количестве двух единиц, не ранее 2015 года выпуска на сумму приобретения 8 127 800 руб., поставщиком которых является ООО "РариТЭК". Общая сумма по договору от 24.12.2015 N 267ДОРЭКС/ФЛ составляет 11 939 780 руб., в том числе:
-лизинговые платежи - 10 313 220 руб.;
-аванс 20% от стоимости приобретения имущества - 1 625 560 руб.;
-выкупная стоимость имущества - 1000 руб.
В соответствии с договором от 24.12.2015 N 267-ДОРЭКС/ФЛ за владение и пользование АО "Дорэкс" осуществляет оплату лизинговых платежей по графику лизинговых платежей, которое является приложением к договору. По данным графика лизинговые платежи предусмотрены ежемесячно в сумме 171 887 руб. 00 коп. с 01.04.2016 по 01.03.2021, т.е. 60 месяцев. Кроме того, авансовый платеж в сумме 1 625 560 руб. 00 коп. предусмотрен 01.04.2016, а выкупная стоимость 1 000 руб. - 01.03.2021.
Согласно договору от 24.12.2015 N 267-ДОРЭКС/ФЛ поставка имущества осуществляется в срок не позднее 90 календарных дней со дня заключение договора об оказании финансовой услуги (лизинга). Дополнительным соглашением от 11.01.2016 к договору от 24.12.2015 N267-ДОРЭКС/ФЛ срок поставки имущества определен не позднее 25.04.2016.
24 декабря 2015 года между ОАО "Лизинговая компания АК БАРС БАНКА "Финансовая Экономическая Группа", ООО "РариТЭК" и АО "Дорэкс" заключен договор поставки N 267-ДОРЭКС/КП (далее - договор от 24.12.2015 N 267-ДОРЭКС/КП), предметом которого является поставка техники самосвалов "КАМАЗ 65115-865-30", работающих на газомоторном топливе, в количестве двух единиц на сумму 8 127 800 руб. 00 коп.
Согласно договору от 24.12.2015 N 267-ДОРЭКС/КП продукция оплачивается ОАО "Лизинговая компания АК БАРС БАНКА "Финансовая Экономическая Группа" путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО "РариТЭК", срок отгрузки в течение 90 календарных дней, при условии; 20% предоплаты. Дополнительным соглашением от 11.01.2016 к договору от 24.12.2015 N 267-ДОРЭКС/КП изменен срок поставки - до 25.04.2016".
В соответствии с актом приема-передачи от 29.03.2016 N 1 ООО "РариТЭК" передало, а ОАО "Лизинговая компания АК БАРС БАНКА "Финансовая Экономическая Группа" и АО "Дорэкс" приняло автомобиль самосвал "КАМАЗ 65115-30" (VIN XTC651154F1331198). По акту приема-передачи от 13.04.2016 N 2 ООО "РариТЭК" передало, а ОАО "Лизинговая компания АК БАРС БАНКА "Финансовая Экономическая Группа" и АО "Дорэкс" приняло автомобиль самосвал "КАМАЗ 65115-30" (VIN XTC651154F1332142). Поставка техники осуществлена в полном объеме и своевременно.
Согласно графику в 2016 году оплата за поставленную технику АО "Дорэкс" произведена ОАО "Лизинговая компания АК БАРС БАНКА "Финансовая Экономическая Группа" на общую сумму 3 000 656 руб. 00 коп., в том числе аванс - 1 625 560 руб. 00 коп.
24 декабря 2015 года АО "Дорэкс" и ОАО "Лизинговая компания АК БАРС Банка "Финансовая Экономическая Группа" заключен договор об оказании финансовой услуги (лизинга) N 268-ДОРЭКС/ФЛ (далее - договор от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/ФЛ). Предметам договора от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/ФЛ является приобретение и передача в финансовый лизинг машин подметально-уборочных "КО-318Д" в количестве трех единиц, не ранее 2015 года выпуска на сумму приобретения 28 403 400 руб. 00 коп., поставщиком которых является ООО "РариТЭК". Общая сумма по договору от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/ФЛ составляет 41 722 300 руб. 00 коп., в том числе:
- лизинговые платежи - 36 040 620 руб. 00 коп.;
- аванс 20% от стоимости приобретения имущества - 5 680 680 руб. 00 коп.;
- выкупная стоимость имущества - 1 000 руб. 00 коп.
В соответствии с договором от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/ФЛ за владение и пользование АО "Дорэкс" осуществляет оплату лизинговых платежей по графику, оформленному сторонами приложением к договору. По данным графика лизинговые платежи предусмотрены ежемесячно в сумме 600 677 руб. с 01.04.2016 по 01.03.2021, т.е. 60 месяцев. Кроме того, авансовый платеж в сумме 5 680 680 руб. предусмотрен 01.04.2016, а выкупная стоимость 1 000 руб. - 01.03.2021.
Согласно договору от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/ФЛ поставка имущества осуществляется в срок не позднее 90 календарных дней со дня заключения договора об оказании финансовой услуги (лизинга). Дополнительным соглашением от 11.01.2016 к договору от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/ФЛ срок поставки имущества определен не позднее 25.04.2016.
ОАО "Лизинговая компания АК БАРС БАНКА "Финансовая Экономическая Группа", ООО "РариТЭК" и АО "Дорэкс" заключен договор поставки от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/КП, предметом которого является поставка техники машин подметально-уборочных "КО-318Д", работающих на газомоторном топливе, в количестве трех единиц на сумму 28 403 400 руб.
Согласно договору от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/КП продукция оплачивается ОАО "Лизинговая компания АК БАРС БАНКА "Финансовая Экономическая Группа" путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО "РариТЭК", срок отгрузки в течение 90 календарных дней, при условии 20% предоплаты. Дополнительным соглашением от 11.01.2016 к договору от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/КП изменен срок поставке - "до 25 апреля 2016 года".
Поставка машин подметально-уборочных "КО-318Д" осуществлена в количестве трех единиц на общую сумму 28 403 400 руб. 00 коп. по товарной накладной от 22.04.2016 N 22044006, счету-фактуре от 22.04.2016 N22044006.
В соответствии с актами приема-передачи от 24.04.2016 N 3, 4, 5 ООО "РариТЭК" передало, а ОАО "Лизинговая компания АК БАРС БАНКА "Финансовая Экономическая Группа" и АО "Дорэкс" приняло три машины подметально-уборочные "КО-З18Д" (VIN: ХУС5360КЮ0000001, VIN: XVC5360K0G0000002, VIN: XVC5360KOG0000003).
Согласно графику лизинговых платежей и выкупной стоимости в 2016 году оплата за поставленную технику АО "Дорэкс" произведена ОАО "Лизинговая компания АК БАРС БАНКА "Финансовая Экономическая Группа" на общую сумму 10 486 096 руб. 00 коп., в том числе аванс - 5 680 680 руб. 00 коп.
Дополнительным соглашением от 14.05.2018 к договору об оказании финансовой услуги (лизинга) от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/ФЛ заключенного между АО "АК БАРС Лизинг" и АО "Дорэкс" договор от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/ФЛ дополнен пунктом 12.6 следующего содержания: "12.6. После полной оплаты лизинговых платежей и выкупной стоимости по договору, имущество передается в собственность администрации города Чебоксары в лице Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом. Экономические основания передачи имущества в собственность администрации города Чебоксары в лице Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом отражены в отдельном договоре между Лизингополучателем и Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом вне рамок настоящего договора.".
Поскольку согласно условиям договоров лизинга, право собственности на закупаемую технику у АО "Дорэкс" возникает после исполнения контракта, после чего договор будет считаться исполненным, до этого времени газомоторная техника принадлежит лизингодателю, в то время как ни Правила N 1027, ни Правила N 464, а также Соглашения N 15412.1615173.2016 и от 24.12.2015 N 2/12 не предусматривают закупку услуг лизинга (финансовой аренды), суд пришел к выводу о том, что вместо приобретения газомоторной техники в собственность, субсидия направлена администрацией г. Чебоксары на оплату услуг по вышеуказанным договорам лизинга.
В статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
В рассматриваемом случае пунктом 2 Правил N 1027 установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий именно по закупке газомоторной техники. Закупка газомоторной техники, осуществляемая на основании соответствующего договора, подразумевает ее передачу в государственную (муниципальную) собственность.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 11 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга.
В рассматриваемом случае, в соответствии с условиями вышеназванных договоров лизинга право собственности на закупаемую газомоторную технику у АО "Дорэкс" (лизингополучатель) возникает в 2021 году. В течение всего действия срока договоров лизинга имущество (газомоторная техника) является собственностью лизингодателя (ОАО "Лизинговая компания АК БАРС БАНКА "Финансовая Экономическая Группа").
Ссылки администрации г. Чебоксары и третьего лица - АО "Дорэкс" на постановку приобретенных по договорам лизинга техники на баланс АО "Дорэкс" суд отклонил, поскольку это не подтверждает переход права собственности на спорную технику к АО "Дорэкс" или администрации г. Чебоксары.
Целевым назначением субсидий из средств федерального бюджета являлось непосредственное приобретение газомоторной техники (автобусов) в собственность администрации г. Чебоксары и обеспечение соблюдения сроков закупки техники для жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных в пункте 2.3 Соглашения от 24.12.2015 N 2/12, а не оплата услуг по финансовой аренде (лизингу).
Кроме того, пунктами 16, 17 Правил N 1027 предусмотрены сроки приобретения газомоторной техники, согласно которым уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15.08.2015 в рамках субсидий, полученных в 2014 году, а с 2015 года - в течение 20 дней по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования), источником финансового обеспечения которых является субсидия, на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, и о достигнутых значениях показателей результативности использования субсидии.
В случае, если до 01.08.2015 в рамках субсидий, полученных в 2014 году, а с 2015 года - по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий субъектом Российской Федерации не исполнены обязательства, установленные настоящими Правилами и соглашением в части закупки заявленных марок, моделей, категорий и количества приобретаемой газомоторной техники, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в размере, определяемом по соответствующей формуле.
На основании изложенного суд счел, что установленные Правилами N 1027 сроки закупки газомоторной техники исключают закупку в более длительный период, на средства субсидии за 2015 год - не позднее 250 дней со дня перечисления субсидии (то есть, не выходя за пределы 2016 года), соответственно, использование средств субсидии из федерального бюджета за пределами указанного срока Правилами N 1027 не предусмотрено.
В рассматриваемом случае право муниципальной собственности на приобретенную по договорам лизинга технику у администрации г. Чебоксары не возникает, а у АО "Дорэкс" возникнет только в 2021 году после исполнения АО "Дорэкс" своих обязательств по договорам лизинга, следовательно, средства субсидии, предусмотренные на определенные цели - закупку техники, не были использованы в соответствии с условиями их предоставления.
В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих-дней текущего финансового года.
В соответствии с решением главного администратора средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом, в определяемом им порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Аналогичные положения содержатся в статье 81 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике".
Таким образом, субсидии предоставляются получателям до 31 декабря текущего года, после указанной даты они подлежат возврату в соответствующий бюджет.
В соответствии с пунктом 2.15 Правил N 464 не использованные по состоянию на 01 января очередного финансового года остатки субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение первых 15 рабочих дней очередного финансового года.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 23.12.2014 N 1786 "О бюджете муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" расходы местного бюджета в размере 1 800 000 руб. 00 коп. предусмотрены на приобретение автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе (софинансирование) (Приложение N 5 к бюджету города Чебоксары на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов).
Аналогичные положения содержатся в решении Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.04.2016 N 228 "Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования города Чебоксары -столицы Чувашской Республики за 2015 год".
Таким образом, администрацией г. Чебоксары средства субсидии направлены на цели, не предусмотренные Правилами N 464 и Соглашением от 24.12.2015 N 2/12.
Кроме того, администрацией г. Чебоксары не исполнены обязательства по возврату неиспользованных остатков средств субсидии, а также субсидии были предоставлены МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" и АО "Дорэкс" из местного бюджета в отсутствие в решении о бюджете г. Чебоксары соответствующего направления расходования средств и денежных средств.
В соответствии с пунктом 2.13 Правил N 464 в случае если получателем субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, в части достижения значения показателя результативности использования субсидии, то объем средств, подлежащих возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики (Vвозврат), рассчитывается по формуле:
Vвозврат = Vсубсидии (1 - Пri факт / Пri план),
где:
V субсидии - размер субсидии, полученной бюджетом муниципального района и бюджетом городского округа;
Пri факт - фактически достигнутое значение показателя результативности использования субсидии;
Пri план - плановое значение показателя результативности использования субсидии.
Таким образом, размер подлежащей возврату субсидии в республиканский бюджет Чувашской Республики из бюджета города Чебоксары составляет: Vвозврат = 8 700 000 руб. 00 коп. (1-0/6) = 8 700 000 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 3.2 Правил N 464 в случае нецелевого использования субсидии и допущения нарушений обязательств, предусмотренных соглашением, в части достижения значения показателя результативности использования субсидии соответствующие средства подлежат возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики порядке.
Не достижение муниципальным образованием значения показателя результативности использования субсидии является основанием для возврата денежных средств в бюджет субъекта Российской Федерации.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2019 N 306-КГ18-23258 по делу N А55-15717/2017, в котором указано, что порядок возврата субсидии, изложенный в постановлении N 1027, распространяется на органы местного самоуправления, поскольку указанный порядок регулирует предоставление субсидий субъектами Российской Федерации органам местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328, Правилами предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027, Соглашением между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о предоставлении субсидии в 2015 году на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" от 07.09.2015 N 15412.1615173.2016, в 2015 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики предоставлена субсидия на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе (далее - газомоторная техника) в сумме 26 728 573 руб. 21 коп. по КБК 020 04 12 1615173 521 251 (код цели - 556), из которых средства федерального бюджета в сумме 8 700 000 руб. 00 коп. были использованы с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Согласно пункту 2 Правил N 1027 субсидии предоставляются на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на реализации мероприятий по закупке газомоторной техники и при наличии в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации (в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования) на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по осуществлению закупок и (или) по предоставлению субсидий на осуществление закупок газомоторной техники в целях обновления парка автобусов и техники, жилищно-коммунального хозяйства региона, муниципальным образованиям расположенным на территории указанных субъектов Российской Федерации, и организациям, осуществляющим деятельность на территории указанных субъектов Российской Федерации.
На закупку газомоторной техники Соглашением о представлении в 2015 году субсидии бюджету города Чебоксары на закупку техники для жилищно -коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе от 24.12.2015 N 2/12, заключенным между Минтрансом Чувашии и администрацией г. Чебоксары, в 2015 году предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета в сумме 8 700 000 руб. 00 коп.
Разделом I Соглашения от 24.12.2015 N 2/12 определено, что средства республиканского бюджета Чувашской Республики, поступившие из федерального бюджета, предоставляются администрации г. Чебоксары на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе.
Платежным поручением от 30.12.2015 N 187810 Управление ЖКХ энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары перечислило муниципальному бюджетному учреждению "Управление ЖКХ и благоустройства" средства, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия из федерального бюджета в сумме 8 700 000 руб. 00 коп.
Согласно пункту 2.1.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на закупку техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей газомоторном топливе от 25.04.2016 муниципальное бюджетное учреждение "Управление ЖКХ и благоустройства" представляет акционерному обществу "Дорэкс" субсидию на приобретение техники для жилищно-коммунального хозяйства работающей на газомоторном топливе за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета в сумме 8 700 000 руб. 00 коп.
Приложением N 1 к Соглашению от 25.04.2016 предусмотрено приобретение самосвалов "КАМАЗ 65115-865-30" в количестве двух единиц, коммунальных машин "КО-318Д" в количестве трех единиц на общую сумму 36 531 200 руб. 00 коп. числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета в сумме 8 700 000 руб. 00 коп.
Муниципальным бюджетным учреждением "Управление ЖКХ и благоустройства" платежным поручением от 12.05.2016 N 69373 вышеуказанная субсидия перечислена АО "Дорэкс" на закупку спецтехники.
Как было указано ранее, в соответствии с условиями договоров N 267-ДОРЭКС/ФЛ и N 268-ДОРЭКС/ФЛ право собственности на закупаемую газомоторную технику у АО "Дорэкс" возникает только после исполнения обязательств по уплате лизинговых платежей (последний платеж 01.03.2021), после чего они будут считаться исполненными, до этого времени газомоторная техника будет принадлежать лизингодателю.
В связи с фактическим неисполнением приобретения газомоторной техники (при установленном показателе 5 единиц) в рамках исполнения Соглашения от 25.04.2016 Минтрансом Чувашии не выполнены обязательства по приобретению в установленный 250-дневный срок со дня перечисления субсидии из федерального бюджета в бюджет Чувашской Республики 5 единиц газомоторной техники.
Согласно пунктам 4.2.1 и 4.2.5 Соглашения от 07.09.2015 N 15412.1615173.2016 Чувашской Республикой приняты обязательства по обеспечению, в том числе, достижения значений показателей результативности использования субсидии, предусмотренных данным Соглашением.
При этом суд учел, что на основании статьи 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении Кабинета Министров Чувашской Республики (Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики) была исполнена бюджетная мера принуждения путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Чувашской Республики, в сумме 8 700 000 руб. 00 коп. в связи с нарушением пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Правил N 1027, пунктов 1.2, 4.2.1 и 4.2.5 Соглашения от 07.09.2015 N 15412.1615173.2016 не исполнены обязательства по закупке 5 единиц газомоторной техники по истечении 250 дней со дня перечисления субсидии из федерального бюджета в бюджет Чувашской Республики (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.2017 N 960).
При таких обстоятельствах суд требование истца о взыскании с администрации города Чебоксары Чувашской Республики в доход республиканского бюджета субсидии в размере 8 700 000 руб., удовлетворил.
Выводы суда являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств, соответствуют нормам материального и процессуального права.
Оценив представленные доказательства, приведенные доводы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что средства субсидии, предусмотренные на определенные цели - закупку техники, не были использованы в соответствии с условиями их предоставления, поскольку в рассматриваемом случае право муниципальной собственности на приобретенную по договорам лизинга технику у администрации г. Чебоксары не возникает, а у АО "Дорэкс" возникнет только в 2021 году после исполнения АО "Дорэкс" своих обязательств по договорам лизинга. В то время как целевым назначением субсидий из средств федерального бюджета являлось непосредственное приобретение газомоторной техники (автобусов) в собственность администрации г. Чебоксары и обеспечение соблюдения сроков закупки техники для жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных в пункте 2.3 Соглашения от 24.12.2015 N 2/12, а не оплата услуг по финансовой аренде (лизингу).
Заключение дополнительного соглашения от 14.05.2018 к договору об оказании финансовой услуги (лизинга) от 24.12.2015 N 268-ДОРЭКС/ФЛ между АО "АК БАРС Лизинг" и АО "Дорэкс", согласно которому после полной оплаты лизинговых платежей и выкупной стоимости по договору, имущество передается в собственность администрации города Чебоксары в лице Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом, при вышеизложенных обстоятельствах не имеет правового значения.
Ссылка апеллянта на переписку сторон не может быть принята во внимание, поскольку письма датированы до заключения Соглашения N 2/12 от 24.12.2015.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации е допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В данном случае оснований для применения названной нормы не установлено.
При этом следует отметить, что на основании статьи 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении Кабинета Министров Чувашской Республики (Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики) была исполнена бюджетная мера принуждения путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Чувашской Республики, в сумме 8 700 000 руб. 00 коп. (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.2017 N 960).
В силу изложенного оснований для отмены (изменения) судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.05.2019 по делу N А79-7771/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7771/2018
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Кабинет Министров Чувашской Республики, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов ЧР, ООО "РариТЭК", УФК по ЧР, Чебоксарский городской комитет по управлению имущкством, Администрация города Чебоксары в лице Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи, АО "АК БАРС ЛИЗИНГ", АО "ДОРЭКС", Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства"
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7070/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7070/19
26.08.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5859/19
08.05.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7771/18