гор. Самара |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А55-31790/2018 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 августа 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Коршиковой Е.В., Пышкиной Н.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 2019 года в зале N 6 апелляционную жалобу Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2019 года, принятое по делу N А55-31790/2018 (судья Рысаева С.Г.),
по иску Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1026300955284)
к Муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба"
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Департамента управления имуществом городского округа Самара (443010, Самарская область, гор. Самара, ул. Л.Толстого, 20),
- Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (443030, Россия, гор. Самара, ул. Коммунистическая, 17А),
о взыскании 364 223 руб. 23 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Фролова В.Ю. представитель по доверенности N 1697 от 10.11.2017;
от ответчика - Радионов В.Г. представитель по доверенности N 45 от 15.11.2018;
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
Установил:
Истец - Акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба" о взыскании 364 223 руб. 23 коп., в том числе: 349 696 руб. 96 коп. основной долг, переплата по договору N 396 от 03 апреля 2015 года за не оказанные ответчиком услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя за период декабрь 2017 года - февраль 2018 года, 14 526 руб. 27 коп. проценты по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 16 февраля 2017 года по 22 октября 2018 года.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2018 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 28 декабря 2018 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Определением суда от 28 марта 2019 года к участию в деле привлечен Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2019 года суд в иске отказал.
Заявитель - Акционерное общество "Предприятие тепловых сетей", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2016 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 20 августа 2019 года на 12 час. 00 мин.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против отмены оспариваемого судебного акта по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "ПТС" (Истец) и МП г.о. Самара "Инженерная служба" (Ответчик) заключен договор от 03 апреля 2015 года N 396 оказания услуг по передаче тепловой энергии (Договор), теплоносителя, по которому Истец является теплоснабжающей организацией, а Ответчик -теплосетевой организацией.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологи-чески связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и (или) передачу тепловой энергии, теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги на условиях, определяемых Договором.
Пунктом 2.2.3. Договора предусмотрена обязанность Истца по оплате услуг Ответчика в соответствии с действующим законодательством и порядком, предусмотренном Договором. Стоимость услуг Ответчика по Договору определяется как произведение фактически переданной тепловой энергии и (или) теплоносителя, объем которой определен в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034 (Приложение N 3 Договора) и утвержденного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 4.2 Договора). Расчетным периодом по настоящему Договору принимается один календарный месяц (пункт 4.3 Договора).
Согласно пункту 4.4 Договора, основанием для расчетов по Договору является акт оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя за фактически переданное количество тепловой энергии, теплоносителя, который оформляется Истцом. Истец обязан передать данный акт Ответчику до 4-го числа месяца, следующего за расчетным. На основании указанного акта Ответчик обязан до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, предоставить Истцу счет-фактуру и один экземпляр акта оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подписанные уполномоченными лицами.
В соответствии с указанными условиями Договора, Истцом были оформлены и направлены в адрес Ответчика следующие акты приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг):
N 12 от 31 декабря 2017 года за фактически переданное количество тепловой энергии, теплоносителя в количестве 572,449 Гкал на сумму 112 806 руб. 80 коп. (в т.ч. НДС 18 %);
N 1 от 31 января 2018 года за фактически переданное количество тепловой энергии, теплоносителя в количестве 688,438 Гкал на сумму 135 663 руб. 60 коп. (в т.ч. НДС 18 %);
N 2 от 28 февраля 2018 года за фактически переданное количество тепловой энергии, теплоносителя в количестве 772,209 Г кал на сумму 152 171 руб. 50 коп. (в т.ч. НДС 18 %);
N 3 от 31 марта 2018 года за фактически переданное количество тепловой энергии, теплоносителя в количестве 742,511 Гкал на сумму 146 319 руб. 22 коп. (в т.ч. НДС 18 %).
Оплата за услуги по передаче тепловой энергии производится Истцом самостоятельно до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании акта оказания услуг и счет-фактуры за расчетный месяц. Расчеты за оказанные услуги по передаче тепловой энергии осуществляются путем перечисления денежных средств на расчетный счет Ответчика (пункт 4.6. Договора).
В рамках этого договора за период с декабря 2017 года по март 2018 года Ответчиком были выставлены Истцу следующие расчетные документы:
за декабрь 2017 года счет-фактура N 810 от 31 декабря 2017 года и акт N 833 от 31 декабря 2017 года на сумму 112 806 руб. 80 коп. с НДС;
за январь 2018 года счет-фактура N 126 от 31 января 2018 года и акт N 128 от 31 января 2018 года на сумму 135 663 руб. 60 коп. с НДС;
за февраль 2018 года счет-фактура N 256 от 28 февраля 2018 года и акт N 258 от 28 февраля 2018 года на сумму 152 171 руб. 50 коп. с НДС;
за март 2018 года счет-фактура N 386 от 31 марта 2018 года и акт N 388 от 31 марта 2018 года на сумму 146 319 руб. 22 коп. с НДС.
При этом, истцом в адрес ответчика были возвращены подписанные акты N 833 от 31 декабря 2017 года и N 128 от 31 января 2018 года. Акты N 258 от 28 февраля 2018 года, N 388 от 31 марта 2018 года истцом в адрес ответчика возвращены не были.
Истцом, АО "ПТС", была произведена оплата за декабрь 2017 года, январь и февраль 2018 года на общую сумму 400 641 руб. 90 коп. платежными поручениями N 516 от 15 февраля 2018 года, N 1049 от 19 марта 2018 года, N 1715 от 16 апреля 2018 года, что ответчиком не оспаривается.
В обоснование исковых требований истец указывает, что все участки тепловых сетей из договора N 396 оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя переданы АО "ПТС" с 15 декабря 2017 года в соответствии с пунктами 112 - 116, 135, 136 Приложения к постановлению Администрации городского округа Самара от 15 декабря 2017 года N 1068 "О внесении изменения в постановление Администрации городского округа Самара от 02 сентября 2015 года N 957 "Об определении организации для осуществления содержания и обслуживания тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации".
Поскольку оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя возможно только специальным хозяйствующим субъектом - теплосетевой организацией, владеющей тепловыми сетями между источником тепловой энергии (точкой приема) и теплопотребляющими установками потребителя (точкой передачи), с момента передачи тепловых сетей АО "ПТС", истец самостоятельно осуществлял организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а ответчик соответствующую деятельность не осуществлял, то есть услуг по передаче тепловой энергии истцу не оказывал.
Таким образом, по мнению истца, с 15 декабря 2017 года ответчиком услуги истцу не оказывались, ввиду чего оплаченные денежные средства в размере 349 696 руб. 96 коп. за период с 15 декабря 2017 года по февраль 2018 являются неосновательным обогащением на стороне ответчика.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что в спорный период с декабря 2017 года по март 2018 года спорный тепловые сети не могли находиться во владении истца.
Обжалуя судебный акт, заявитель указывает, что суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что спорные сети не находились во владении истца в спорный период. При этом, заявитель полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.
Из анализа жалобы следует, что ее доводы аналогичны позиции истца при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, заслушав пояснения представителей сторон и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям указанной нормы, обязательство из неосновательного обогащения возникает при наличии следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица; отсутствуют правовые основания для приобретения или сбережения имущества.
Ответчик размер перечисленных истцом денежных средств за тепловую энергию за спорный период не оспаривает. Для того, чтобы установить наличие неосновательного обогащения, необходимо установить отсутствие у лица оснований (юридических фактов), дающих ему право на получение имущества, а также размер неосновательного обогащения.
Из материалов дела следует, что на сооружение - тепловая сеть, расположенную по адресу: гор. Самара, Самарский район, ул. М. Горького, 35, протяжённостью 108 м, зарегистрировано право муниципальной собственности городского округа Самара 03 сентября 2012 года в Управлении Росреестра по Самарской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14 февраля 2019 года. Данный объект включен в реестр муниципального имущества - реестровый номер 00281 Т.
Сооружение - тепловая сеть, расположенное по адресу: гор. Самара, Железнодорожный район, ул. Авроры, 92 - 94 (от ТК2 до ТК3 и от ТК36 ТУ по ТС до ТК1 (подз. ЦТП), от ТК1 (подз. ЦТП) до ТК2, от фланца на задвижке в ТК3 до наружной стены домов N 92, 94 по ул. Авроры), также состоит в реестре муниципального имущества - реестровый номер 00287Т. Право собственности не зарегистрировано, является ранее возникшим на основании Постановления Верховного Совета N 3020-1 от 27 декабря 1991 года.
Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с пунктом 4 статьи 45 Устава городского округа Самара от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В статье 47 Устава городского округа Самара на Департамент возложены полномочия по распоряжению муниципальным имуществом, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Приказами Департамента: N 1767 от 22 июня 2009 года, N 3264 от 13 октября 2009 года, тепловые сети, по вышеуказанным адресам переданы в хозяйственное ведение МП городского округа Самара "Инженерная служба", что подтверждается также актом приёма-передачи от 13 октября 2009 года.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Право хозяйственного ведения на сооружение - тепловая сеть, распложенное по адресу: гор. Самара, Самарский район, ул. М. Горького, 35, зарегистрировано за МП городского округа Самара "Инженерная служба" в ЕГРН и до настоящего времени не прекращено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В силу пункта 2 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, право муниципальной собственности на сооружение - тепловая сеть по адресу: гор. Самара, Железнодорожный район, ул. Авроры, 92 - 94 (от ТК2 до ТК3 и от ТК36 ТУ по ТС до ТК1 (подз. ЦТП), от ТК1 (подз. ЦТП) до ТК2, от фланца на задвижке в ТК3 до наружной стены домов N 92, 94 по ул. Авроры возникло у муниципального образования до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Приказом N 3763 от 22 декабря 2017 года Департамент исключил из состава имущества, закреплённого на праве хозяйственного ведения за МП городского округа Самара "Инженерная служба" в том числе спорные тепловые сети, однако возвращены данные объекты Департаменту были только 30 марта 2018 года по акту приёма-передачи.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, сделал законный и обоснованный вывод относительно того, что в период с декабря 2017 года по март 2018 года спорный тепловые сети не могли находиться во владении истца.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, не имеющая собственника, чей собственник неизвестен или от права собственности на которую собственник отказался.
В свою очередь, единственным признаком, позволяющим отнести ту или иную тепловую сеть к бесхозяйной, является отсутствие эксплуатирующей организации.
В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей именно на органы местного самоуправления возлагается обязанность по определению организации, которая будет осуществлять их содержание и обслуживание.
Приказ N 3763 от 22 декабря 2017 года Департамента управления имуществом г.о. Самара об исключении из состава имущества, закреплённого на праве хозяйственного ведения за МП городского округа Самара "Инженерная служба" в том числе спорных сетей, содержит указание на необходимость подготовки акта приема-передачи имущества, указанного в приказа, при этом конкретной даты передачи имущества не содержит, в связи с чем, суд считает необоснованными доводы истца о формальности подписания акта приема-передачи от 30 марта 2018 года, а также о бесхозности сетей в спорный период.
Обосновывая свою позицию тем, что истцу с 15 декабря 2017 года в соответствии с пунктами 112 - 116, 135, 136 Приложения к постановлению Администрации городского округа Самара от 15 декабря 2017 года N 1068 "О внесении изменения в постановление Администрации городского округа Самара от 02 сентября 2015 года N 957 "Об определении организации для осуществления содержания и обслуживания тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации" были переданы спорные сети, истец документально не подтвердил передачу сетей, акт приема-передачи в дело не представил, как и доказательств обслуживания указанных сетей, доказательств оказания услуг по передаче тепловой энергии истцом в спорный период.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно счел требования истца не подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2019 года, принятого по делу N А55-31790/2018 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2019 года, принятое по делу N А55-31790/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Предприятие тепловых сетей" из федерального бюджета 9 978 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31790/2018
Истец: АО "Предприятие тепловых сетей"
Ответчик: Муниципальное предприятие г.о. Самара "Инженерная служба"
Третье лицо: Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара