г. Самара |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А72-3077/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июня 2019 года по делу N А72-3077/2019 (судья Овсяникова Ю.А.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ИНН 7327039640, ОГРН 1067327027899), г. Ульяновск
к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (ИНН 7325163755, ОГРН 1197325000014), г. Ульяновск
об оспаривании предписания N У-11 от 30.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области о признании недействительным (незаконным) и отмене предписания N У-11 от 30.01.2019.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июня 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано, с ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.
В апелляционной жалобе ОАО "Городская управляющая компания Засвияжского района" в лице внешнего управляющего просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены и времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ГУК Засвияжского района", действующее на основании лицензии N 073-000056 от 20.04.2015, выданной Главрегионнадзором Ульяновской области, осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: ул. Автозаводская, д.17 в г.Ульяновске в соответствии с договором управления N 0619 от 01.06.2008.
30.01.2019 на основании распоряжения заместителя министра от 25.01.2019 N 000052/У-11 в связи с поступившей жалобой собственника квартиры N 6 многоквартирного дома N 17 по ул. Автозаводской г. Ульяновска, проведена внеплановая выездная проверка ОАО "ГУК Засвияжского района" в рамках лицензионного контроля по факту несоблюдения лицензионных требований в части неисполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, которые не обеспечивают надлежащее содержание общего имущества указанного многоквартирного дома.
В ходе проверки выявлены нарушения п.2.3 ст. 161, ч.2. ст. 162, ч.3 ст. 192, ч.3 ст. 196 Жилищного Кодекса Российской Федерации; п.п. "а,б" п.3, 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491),; абз. 1,2,3 п. 4.6.1.1., п. 4.6.1.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившиеся в ненадлежащем содержании кровли по месту расположения квартиры N6 дома N17 по ул. Автозаводской г.Ульяновска:
1) имеются следы протечки кровли над спальной комнатой N 1 кв.N 6 (на потолке по месту расположения окна);
2) имеются следы протечки кровли над спальной комнатой N 2 кв.N 6 (на потолке по месту расположения окна);
3) кровля над кв.N 6 - двухскатная, асбестоцементная (шиферная), имеет просветы, недостаточный напуск листов шифера друг на друга.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.01.2019 N У-11, на основании которого ОАО "ГУК Засвияжского района" выдано предписание N У-11 от 30.01.2019 об устранении выявленных нарушений в срок до 25.04.2019.
ОАО "ГУК Засвияжского района" не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным (незаконным) и отмене.
В доказательство надлежащего исполнения своих обязательств заявитель представил акты осеннего/весеннего осмотра, расчет размера платы по указанному жилому дому, подтверждающий недостаточность собранных средств для выполнения текущего ремонта. Общество считает, что проведение ремонтных работ по текущему ремонту осуществляется при наличии денежных средств и утверждения собственниками помещений МКД на общем собрании перечня работ и услуг, с принятием условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования; собственники помещений дома N 17 на общем собрании не утвердили перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома; на 2019 год размер платы по содержанию и ремонту общего имущества собственников в отношении данного дома установлен постановлением администрации г.Ульяновска N 27 от 27.12.2018, в установленный тариф не входят работы по текущему ремонту. Обязанность собственников помещений в МКД нести бремя расходов на содержание общего имущества в МКД путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения предусмотрена ч. 1 ст. 39, ст.153, ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, наличие договора управления не освобождает собственников помещения МКД от обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Собственники не поручали заявителю выполнение работ по текущему ремонту кровли.
Кроме того, заявитель указывал на нарушения, допущенные Министерством при проведении проверки - ненадлежащее извещение общества о проверке, проведение проверки без участия представителя управляющей компании.
Ответчик заявленное требование не признал, пояснил, что из смысла норм ЖК РФ, Правил N 491 и N 170 следует, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющим компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Именно управляющая организация является субъектом, в обязанность которого входит осуществление услуг и работ по надлежащему содержанию общего имущества МКД.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме понимается комплекс работ и услуг, направленных на его поддержание в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (пункт 14 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещений, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
В силу Правил N 170 организация, обслуживающая жилищный фонд, должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Согласно абз. 1,2,3 п. 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (п. 4.6.1.2).
Как следует из приложения N 2 Правил N 170 предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования составляют в случае:
- протечки в отдельных местах кровли 1 сутки.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Пунктом 7 раздела 1 Перечня N 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов:
проверка кровли на отсутствие протечек;
при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных
лиц;
поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Исходя из пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; текущий и капитальные ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.д.
Пунктами 16 и 17 вышеназванных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 указанных Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Из материалов дела следует, что ОАО "ГУК Засвияжского района" является управляющей организацией, с которой собственниками многоквартирного дома N 17 по ул.Автозаводской в г. Ульяновске заключен договор управления многоквартирным домом от 01.06.2008 N0619.
Пунктом 1.1 данного договора установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 03.04.2008 собственники передают, а управляющая компания принимает полномочия по управлению многоквартирным домом в целях:
- обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками;
- надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома;
- обеспечения реализации решения вопросов пользования общим имуществом собственников.
В соответствии с абз. 1 п. 3.1.2 договора управляющая компания обязуется осуществлять функции по управлению многоквартирным домом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ регулирующие данные отношения: обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 2.4 Приложения N 2 к договору управления работы по ремонту отдельных участков кровли относятся к текущему ремонту.
Таким образом, управляющая организация должна нести ответственность за ненадлежащее содержание и ремонт данного жилищного фонда в силу договора, даже без принятия общим собранием собственников специальных решений о проведении каких-либо работ.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ N 6464/10 от 29.09.2010, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно ст.154 ЖК РФ, в состав платы за жилое помещение входит плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции правильно указано, что неотложные работы по текущему ремонту общего имущества, такие как ремонт кровли, должны выполняться независимо от наличия решения собственников МКД.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ОАО "ГУК Засвияжского района", являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества в спорном многоквартирном жилом доме, не исполнило возложенные на него действующим законодательством Российской Федерации обязанности, допустило нарушение вышеуказанных норм и правил, что было выявлено в ходе проверки и для устранения которых выдано соответствующее предписание.
По доводам заявителя о процессуальных нарушениях при проведении проверки суд первой инстанции пришел к правильным выводам.
В силу пп.26 ч.4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.
Согласно ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Следовательно, согласно вышеуказанной норме ЖК РФ при проведении внеплановой выездной проверки уведомление проверяемой организации не требуется.
При этом ГУК о проведении внеплановой выездной проверки было уведомлено специалистом Министерства 29.01.2019 по электронной почте.
Учитывая вышеизложенное, нарушения при проведении проверки Закона N 294-ФЗ, влекущие отмену результатов проверки, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 по делу N А72-18751/2018.
Довод апелляционной жалобы о том, что собственники не поручали управляющей организации выполнение работ по текущему ремонту кровли, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неверном толковании норм закона. Управляющая организация должна нести ответственность за ненадлежащее содержание, эксплуатацию и ремонт данного жилищного фонда в силу договора, даже без принятия общим собранием собственников специальных решений о проведении каких-либо работ.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что внутренние организационные проблемы проверяемого юридического лица, выразившиеся в отсутствии возможности обеспечить участие руководителя в проводимой проверке, не могут являться основанием для освобождения лица от возложенной на него статьей 25 ФЗ N 294-ФЗ публично-правовой обязанности.
Извещенному заблаговременно надлежащим образом о проведении внеплановой проверки обществу была предоставлена возможность обеспечить участие уполномоченного представителя по доверенности, что им сделано не было, в связи с чем судом апелляционной инстанции не принимается довод заявителя апелляционной жалобе о нарушении административным органом требований действующего законодательства при проведении проверки общества.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку заявителю предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, необходимо взыскать с открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ИНН 7327039640, ОГРН 1067327027899) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июня 2019 года по делу N А72-3077/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ИНН 7327039640, ОГРН 1067327027899) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3077/2019
Истец: ОАО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЗАСВИЯЖСКОГО РАЙОНА", ОАО "ГУК Засвияжского района"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области