г. Челябинск |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А47-16649/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.05.2019 по делу N А47-16649/2018 (судья Шабанова Т.В.).
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д. 53.
Определением суда от 21.03.2019 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - УФАС, антимонопольный орган, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.05.2019 (резолютивная часть решения объявлена 24.05.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм материального права. По мнению апеллянта, в соответствии с частью 1 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в письме Федеральной Антимонопольной службы от 19.01.2017 N ИА/2401/17, в случае, когда сто процентов жилых помещений многоквартирного дома принадлежат на праве собственности публичному образованию, проведение открытого конкурса в целях заключения договора управления многоквартирным домом не требуется. Кроме того апеллянт полагает, что проведение Управлением открытого конкурса по отбору управляющей организации, в то время как единственным собственником спорного многоквартирного дома уже принято и реализовано решение о способе управления является незаконным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании государственного заказа Министерства обороны Российской Федерации Строительным управлением N 6 АО "ГУОВ" осуществлено строительство многоквартирного дома по адресу: г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, 53 с целью обеспечения жильем военнослужащих.
Собственником 100% помещений указанного дома является Министерство обороны Российской Федерации.
Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", целями и задачами которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 N 860 (л.д. 63) утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Руководство).
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 00257 (л.д. 69), выданной Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области 17.08.2017.
13.09.2017 между Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации заключен договор N 3-ЖФ-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации (л.д. 70).
Собственником многоквартирного дома по адресу: г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д. 53, 18.10.2018 принято решение (л.д. 76) о заключении дополнительного соглашения к ранее договору от 13.09.2017 N З-УЖФ-1.
На основании, заключенного 18.10.2018 дополнительного соглашения N 24 (л.д. 77) к договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, от 13.09.2017 N З-УЖФ-1, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д. 53, передан в управление ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России с 01.11.2018.
На основании решения Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 28.11.2018 N 2698 (л.д. 79) о внесении изменений в реестр лицензий, сведения в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д. 53, включены в реестр лицензий Оренбургской области.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга приняло решение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на основании части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации.
28.11.2018 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru) Управлением размещено извещение N 281118/3324284/01 (Лот 1) (л.д. 61-62) о проведении на основании части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д. 53.
Считая незаконным проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д. 53, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий Управления по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации, поскольку соответствующая обязанность закреплена положениями части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Так, частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предметом судебной оценки по настоящему делу являются действия Управления по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, д. 53.
Судом верно установлено и материалами дела подтверждено, что Минобороны России на праве собственности принадлежит 100% помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Оренбург, ул. Ваана Теряна, 53.
Согласно части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Согласно положениям части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в МКД не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Положениями абзаца 1 пункта 39 Правил проведения открытого конкурса предусмотрено, что конкурс не проводится только в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая законным проведение Управлением открытого конкурса по отбору управляющей организации, суд правомерно руководствовался тем, что обязанность по проведению открытого конкурса в случае, когда публичному образованию принадлежит более 50% в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, прямо предусмотрена нормой части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, судом верно отмечено, что норма части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормой части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не может толковаться таким образом, что в случае принадлежности публичному образованию более 50% в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, открытый конкурс может и не проводиться, если собственниками помещений в доме на общем собрании принято решение о выборе управляющей организации и данное решение реализовано, поскольку подобное толкование не соответствует буквальному содержанию нормы пункта 2 статьи 163 ЖК РФ, а также положениям антимонопольного законодательства РФ и гражданского законодательства РФ в части норм, регулирующих порядок удовлетворения потребностей публично-правовых образований в лице их органов и учреждений в товарах, услугах и работах. Довод апелляционной жалобы об обратном отклоняется, поскольку основан на неверном толковании законодательства.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которое приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Из указанного следует, что в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем пятьдесят процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции (Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2016 N 305-КГ16-7957 по делу N А40-108228/2015).
Таким образом, договоры управления многоквартирными домами, в которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов (в том числе сто процентов), могут быть заключены только по результатам открытого конкурса.
Ссылка апеллянта на письмо Федеральной Антимонопольной службы от 19.01.2017 N ИА/2401/17 "О применении антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ и обязанности органа местного самоуправления проводить торги по выбору управляющей организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 163 ЖК РФ" подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством не предусмотрена норма, согласно которой в случае принадлежности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию на праве собственности ста процентов общего имущества в многоквартирном доме, проведение открытого конкурса не требовалось бы.
Однако, обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, а также условие, при наличии которого у публичного образования возникает такая обязанность - наличие доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме в размере пятидесяти и более процентов прямо закреплены в Жилищном законодательстве.
Учитывая, что доля Минобороны России в общем имуществе спорного многоквартирного дома превышает пятьдесят процентов, то у органа местного самоуправления имелась безусловная обязанность по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в настоящем случае обязанность по проведению открытого конкурса закреплена законодательно, соответствующие действия Управления не могут быть признаны незаконными, поскольку непроведение открытого конкурса в рассматриваемой ситуации привело бы к нарушению принципа состязательности хозяйствующих субъектов и нарушению антимонопольного законодательства.
В этой связи апелляционный суд, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в совокупности и во взаимосвязи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.05.2019 по делу N А47-16649/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-16649/2018
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ