г. Владивосток |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А51-11802/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, апелляционное производство N 05АП-5388/2019
на решение от 20.06.2019
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-11802/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 2 по Восточному военному округу (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
к администрации Спасского муниципального района (ИНН 2527003240, ОГРН 1022500818780)
о признании незаконным бездействия,
при участии: стороны не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 2 по Восточному военному округу (далее - заявитель, учреждение, ФГБУ "ЦЖФКУ", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Спасского муниципального района Приморского края (далее - администрация), выразившегося в не установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, проживающих по адресам: Приморский край, Спасский район, в/г Кнорринг (Прохоры) ДОС 141, 143, 159, 161, 198, в/г Сунгач ДОС 126, 268, 207, 225, 226, 229, 230, 231, 238, 267, 270, 271, 273.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в соответствии с заключенным договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет управление специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации. В этой связи, учитывая положения статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) и условия пункта 4.1 указанного договора, полагает, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в спорных домах подлежит установлению органом местного самоуправления. При этом полагает ошибочным вывод арбитражного суда о том, что такой размер платы установлен соответствующим постановлением администрации от 26.08.2015 N 451, поскольку в указанном правовом акте не установлена размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для группы домов (деревянные: крыша - чердачная, покрытие - шиферное, с центральным отоплением, двухэтажные) по адресам: с. Кнорринг Спасского района ДОС N 141, 143, 207, а также для дома N 198 с. Кнорринг (панельный: мягкая кровля, с подвалом 3 этажа). Полагает, что установленный размер платы по группам многоквартирных домов не отражает наличие и состав внутридомовых инженерных коммуникаций, степень благоустройства, то есть не учитывает особенности конкретного многоквартирного дома. При этом индивидуальный подход к определению размера платы за содержание общего имущества в отношении каждого отдельного МКД признан единственно приемлемым письмом Минстроя России от 17.03.2016 N 7513-ОЛ/04. Помимо изложенного, учреждение настаивает на неисполнение администрацией обязанности, закрепленной в части 3 статьи 156 ЖК РФ по установлению размера платы за пользование жилым помещением.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своих представителей, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
26.09.2017 Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и учреждением (управляющая компания) заключен договор управления специализированным жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N 3-УЖФ/ВВО-1.
Согласно пункту 1.3 целью указанного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора заказчик передает управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (приложение N 1 к договору), а управляющая организация по заданию заказчика в соответствии с приложениями к договору принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в Перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
По условиям пункта 3.1.1 настоящего договора заявитель обязан осуществлять управление общим имуществом в жилищном фонде в соответствии с условиями договора, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 и законодательством Российской Федерации в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Пунктом 4.1.1 этого же договора предусмотрена обязанность учреждения осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по ставкам, утвержденным соответствующими органами местного самоуправления, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Во исполнение условий названного договора между его сторонами подписаны акта приема-передачи домов в управлении, в соответствии с которыми многоквартирные дома по адресам: Приморский край, Спасский район, в/г Кнорринг (Прохоры) ДОС 141, 143, 159, 161, 198, в/г Сунгач ДОС 126, 268, 207, 225, 226, 229, 230, 231, 238, 267, 270, 271, 273, переданы в управление управляющей организации - ФГБУ "ЦЖФКУ".
24.01.2018 управляющая организация обратилась в администрацию с заявлением N 370/ЖЭ(К)О/2/5/2-10 об установлении дифференцировано для каждого МКД и общежития, расположенного на территории муниципального образования, размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда и собственников помещений в МКД, которые при выборе управляющей компании не приняли решение об установлении размера платы за содержание. В обоснование заявления учреждение приложило договор управления и материалы по расчетной стоимости на 1 кв.м.
Письмом 27.02.2018 N 737 орган местного самоуправления сообщил заявителю, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделен полномочиями устанавливать размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей, проживающих по договору найма жилых помещений государственного жилищного фонда.
Посчитав, что администрация бездействует, и такое бездействие, выразившееся в не установлении платы на содержание и текущий ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы управляющей организации, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые действия (бездействия) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено пунктом 5 статьи 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.
Частью 3 статьи 15 ЖК РФ определено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 156 Кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 3 этой же статьи размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Кодекса).
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 29 названных Правил расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что органы местного самоуправления устанавливают плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений не только муниципального, но и государственного жилищного фонда.
Как установлено судебной коллегией, на основании договора N 3-УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017 учреждение осуществляет управление, в том числе многоквартирными домами, расположенными по адресам: Приморский край, Спасский район, в/г Кнорринг (Прохоры) ДОС 141, 143, 159, 161, 198, в/г Сунгач ДОС 126, 268, 207, 225, 226, 229, 230, 231, 238, 267, 270, 271, 273. Указанные жилые дома относятся к жилищному фонду, закрепленному за Вооруженными Силами Российской Федерации, и решение об установлении платы за содержание и ремонт в отношении этих домов собственником не принято.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что обязанность по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда Минобороны России, находящегося на территории Спасского муниципального района, в силу части 3 статьи 156 ЖК РФ возложена на администрацию.
Таким образом, у администрации имеется обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенных по указанным адресам.
В свою очередь материалами дела подтверждается, что соответствующая обязанность на территории муниципального образования исполнена путем принятия Думой Спасского муниципального района решения от 26.08.2015 N 451 "Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных на территории Спасского муниципального района" (с учетом изменений внесенных решениями Думы от 26.01.2016 N 33, от 28.03.2017 N 58), которым установлен размер платы за содержание жилого помещения, в том числе для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда согласно приложению к указанному постановлению.
Анализ данного нормативного правового акта показывает, что в приложении "Размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения" установлен размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений в отношении многоквартирных домов на территории Спасского муниципального района, управление которыми осуществляет заявитель.
При этом плата за содержание жилого помещения дифференцирована по видам благоустройства и сформирована с учетом минимального перечня услуг, работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на территории Спасского муниципального района исполнена обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов, переданных в управление учреждения в Спасском муниципальном районе, в связи с чем доводы заявителя о бездействии органа местного самоуправления признаются несостоятельными.
Довод учреждения об отсутствии в решении от 26.08.2015 N 451 установленной платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для групп домов: деревянные - крыша чердачная, покрытие шиферное, с центральным отоплением, двухэтажные (дома по адресам с. Кнорринг Спасского района ДОС N 141, 143, 207), а также для дома типа панельный: мягкая кровля, с подвалом, 3 этажа (дом N 198 с. Кнорринг Спасского района), коллегией отклоняется как безосновательный.
Как уже было указано выше, решением от 26.08.2015 N 451 размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений установлен в разрезе групп домов, в том числе в приложении к указанному решению под N 4 установлена плата в отношении домов, имеющих характеристики: деревянные: крыша - чердачная, покрытие - шиферное, благоустроенные, одноэтажные.
Отсутствие в указанном перечне такого типа домов, как деревянные: крыша - чердачная, покрытие - шиферное, благоустроенные, двухэтажные, коими являются дома в с. Кнорринг Спасского района ДОС N 141, 143, 207, вопреки доводам апелляционной жалобы, не свидетельствует о не установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в указанных МКД, поскольку не отменяют действие указанного нормативного правового акта в части деревянных домов.
Что касается дома типа панельный: мягкая кровля, с подвалом, 3 этажа, которым, как отмечает учреждение, является дом N 198 в с. Кнорринг Спасского района, то в приложении к решению N 451 в пункте 9 имеется соответствующий размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в отношении данного типа домов.
С учетом изложенного следует признать, что при составлении перечня групп домов были учтены особенности многоквартирных домов, расположенных на территории Спасского муниципального района, включая вид материала, из которого построен дом, тип крыши, этажность многоквартирного дома, наличие благоустроенности, в связи с чем довод апелляционной жалобы об отсутствии индивидуального подхода при определении размера платы не может быть признан состоятельным.
Довод апелляционной жалобы о наличии в поведении органа местного самоуправления незаконного бездействия, выраженного в уклонении от исполнения обязанности по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по спорным многоквартирным домам Спасском муниципальном районе непосредственно для данной управляющей организации, подлежит отклонению.
Анализ имеющего в материалах дела Решения Думы Спасского муниципального района N 451 от 26.08.2015 "Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных на территории Спасского муниципального района" показывает, что данный правовой акт адресован неограниченному кругу лиц, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, издан в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит индивидуально-правовые предписания, рассчитанные на неоднократное применение.
Названные обстоятельства свидетельствуют о наличии у данного постановления признаков нормативного правового акта.
Соответственно действие указанного постановления распространяется на заявителя, как на управляющую организацию, осуществляющую управление многоквартирными домами, расположенными территории Спасского муниципального района.
Избранный учреждением способ защиты нарушенного права в виде оспаривания бездействия администрации по не установлению размера платы за содержание жилого помещения, фактически выражает несогласие с принятым Думой Спасского муниципального района решения N 451 от 26.08.2015, которым и был установлен размер платы за содержание жилого помещения в отношении спорных многоквартирных домов.
Учитывает, что под бездействием понимается виновное пассивное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей, в спорной ситуации в поведении органа местного самоуправления незаконного бездействия не усматривается, поскольку оснований для совершения истребуемых действий у администрации в силу закона не возникло.
К тому же, непринятие положительного решения по заявлению учреждения об установлении размера платы за содержание указанных в обращении жилых помещений не может расцениваться как незаконное бездействие органа, осуществляющего публичные полномочия.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия поддерживает выводы арбитражного суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и, как следствие, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на учреждение судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.06.2019 по делу N А51-11802/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11802/2018
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Администрация Спасского муниципального района