г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А21-4562/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Смирновой Н. В.,
при участии:
от истца: Коптева И. Н., по доверенности от 09.09.2018; Катамадзе О. В.. по доверенности от 12.03.2019;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19466/2019) МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Гусевский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2019 по делу N А21- 4562/2019 (судья Надежкина М.Н.), принятое по иску акционерного общества "Утилизация мусора" к МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Гусевский городской округ" о взыскании,
установил:
Акционерное общество "Утилизация мусора" (далее - АО "Утилизация мусора") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Гусевский городской округ" (далее - Предприятие) о взыскании 3 083 495, 25 рублей долга по договору от 21.10.2014 N 42, а также 109 857, 74 рублей неустойки.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2019 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Предприятие просит обжалуемый судебный акт изменить, взыскать с ответчика в пользу истца 913 571, 67 рублей долга, 10 403, 19 рублей неустойки.
Податель жалобы считает, что в спорный период - с ноября 2017 года по декабрь 2018 года истец не имел статуса оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Податель жалобы считает, что истец в одностороннем порядке увеличил размер тарифа за оказываемые услуги до 3, 11 рублей за квадратный метр, вместе с тем, собственники помещений не согласовывали новый тариф.
Как указывает податель жалобы, поскольку до 01.01.2019 вывоз, захоронение отходов относились к жилищной услуге, то изменение тарифа должно производиться в соответствии со статей 156 ЖК РФ, согласно которой размер платы за содержание жилого помещения определяется общим собранием собственников жилья.
Податель жалобы, ссылаясь на часть 4 статьи 158 ЖК РФ указывает, что в случае недостижения согласия между управляющей компанией и собственниками помещений в многоквартирных домах о размере платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Следовательно, по мнению подателя жалобы, повышение тарифа на вывоз мусора в соответствии с действующим законодательством может быть произведено двумя способами: по решению органов местного самоуправления или по решению собственников помещений.
Податель жалобы полагает, что в настоящем случае истцом с 01.09.2018 неправомерно применен тариф в размере 3, 11 рублей за 1 квадратный метр в отсутствие согласия между управляющей организацией и собственниками помещений в МКД. Податель жалобы полагает, что подлежал применению тариф в размере 1, 65 рублей за 1 квадратный метр. Поскольку применение тарифа в размере 3, 11 рублей за 1 квадратный метр необоснованно, податель жалобы считает неправомерным расчет долга и начисленные на сумму долга проценты.
АО "Утилизация мусора" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, сторонами спора заключен договор от 21.10.2014 N 42, по условиям которого исполнитель - АО "Утилизация мусора" по поручению заказчика - МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" обязуется оказать услуги по вывозу и обеспечению размещения и захоронения отходов на территории полигона Мусоросортировочного комплекса, расположенного по адресу: Гусевский район, поселок Жаворонкого.
Сторонами спора также заключено дополнительное соглашение от 17.03.2015 N 1, по условиям которого определена площадь жилых помещений в многоквартирных домах.
Пунктом 3.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 11.08.2016 установлена стоимость за сбор и вывоз отходов в размере 1,65 рублей за 1 квадратный метр.
Согласно пункту 1.3 договора в течение срока действия договора стороны вправе вносить существенные изменения в условия договора за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Под существенными условиями договора понимаются: предмет договора, цена договора, объем и качество услуг.
Пунктом 8.2 договора установлено, что вопросы, не урегулированные настоящим договором, регулируются действующим законодательством.
Письмом от 03.07.2018 N 446 АО "Утилизация мусора" уведомила МУП "Управление ЖКХ" о том, что стоимость услуг по обработке и захоронению согласно Приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов составляет 2,06 руб. за кв.м. на одного человека, за обработку -14,56 руб., захоронение - 8,37 руб. на 1 человека. С данным письмом ответчику было направлено дополнительное соглашение от 01.09.2018, по условиям которого установлена стоимость услуг за сбор, вывоз, захоронение, обработку в размере 3, 11 рублей за 1 квадратный метр (при переводе в квадратные метры на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 354).
Дополнительное соглашение с изменением стоимости оказываемых услуг за сбор, вывоз и захоронение, в том числе обработку ТКО, с 01.09.2018 ответчиком не подписано.
Согласно пункту 3.5 договора заказчик обязуется производить оплату ежемесячно до 25 числа.
Ссылаясь на наличие у ответчика за период с ноября 2017 года по декабрь 2018 года 3 083 495,25 рублей долга, АО "Утилизация мусора" направило в адрес предприятия претензию от 14.01.2019 с требованием об оплате долга.
Требования, изложенные в претензии, оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения АО "Утилизация мусора" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт оказания АО "Утилизация мусора" в период с 01.11.2017 по 01.12.2018 Предприятию услуг по вывозу и обеспечению размещения и захоронения отходов на общую сумму 4 536 828,32 рублей, ответчиком оплачено 1 453 333,07 рублей, сумма долга ответчика перед истцом составила 3 083 495,25 рублей.
В нарушение нормы статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств оплаты 3 083 495,25 рублей долга, в связи с чем, указанное требование правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы подателя жалобы о том, что истец в одностороннем порядке увеличил размер тарифа за оказываемые услуги до 3, 11 рублей за квадратный метр, в отсутствие согласования собственников помещений, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонены судом на основании следующего.
Как установлено судом первой инстанции, действующее законодательство не обязывает оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами согласовывать тариф с собственниками помещений многоквартирного дома. Последние, в свою очередь, также не наделены правом на самостоятельное установление стоимости услуг для специализированных организаций по утилизации (захоронению), сбору и вывозу твердых бытовых отходов, поскольку такие специализированные организации не являются стороной договора на управление многоквартирным домом.
Стоимость услуг по вывозу, обработке и захоронению ТКО утверждена Приказом от 14.12.2017 N 33-осн, Приказом от 07.06.2018 N 37/1-осн и Приказом от 30.08.2018 N 58-осн.
Расчет стоимости услуг произведен в соответствии с нормативно-правовыми актами, а именно, с учетом Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области", Приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.08.2018 N 51-06окк/18 (установлен тариф на захоронение в том числе и - обработку), Методики расчета тарифов на вывоз твердых бытовых отходов из домовладений города, утвержденной приказом по департаменту ЖКХ от 18.10.1999 N233 (затраты на предоставление услуг по вывозу) - методика разработана Академией коммунального хозяйства им К.Д. Панфилова в г. Москве, является действующей, на основании которой приказом от 06.12.2017 N31-осн в АО "Утилизация мусора" утвержден тариф на услуги по вывозу отходов IV-V класса опасности на 2018 год в размере 319 рублей за 1 м3 и Постановлением Правительства РФ N 354.
Следует отметить, что ответчик, зная о повышении стоимости оказываемых услуг, не отказался от исполнения договора, продолжал пользоваться услугами истца.
Материалами дела подтверждается, что услуги по настоящему договору по обеспечению сбора, вывоза и захоронения, в том числе, по обработке отходов IV-V класса опасности, истцом выполнены в полном объеме, ответчиком не заявлено каких-либо претензий по качеству и сроку выполнения работ и оказания услуг, а также по начисляемым площадям жилых помещений в многоквартирных домах.
Довод подателя жалобы о том, что в спорный период - с ноября 2017 года по декабрь 2018 года истец не имел статуса оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, отклоняется апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 16.11.2017 г. Обществу выдана бессрочная лицензия N (39)-000143/П (переоформление лицензии от 11.07.2016 N 39-000143) и фактически осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке и размещению отходов IV класса опасности, таким образом согласно действующего законодательства является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (в материалах дела).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 N 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 175-ФЗ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 175-ФЗ действие положения части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2016 года.
АО "Утилизация мусора" в период оказания услуг до 01.01.2019 не являлось Региональным оператором на территории Калининградской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, следовательно, имело статус оператора по обращению с твердыми коммунальными отходам.
Довод подателя жалобы о том, что повышение тарифа на вывоз мусора в соответствии с действующим законодательством может быть произведено лишь двумя способами: по решению органов местного самоуправления или по решению собственников помещений, не принимается апелляционным судом в силу следующего.
АО "Утилизация мусора" не является стороной договора на управление МКД, а собственники помещений не являются сторонами по договору от 21.10.2014 N 42.
Согласно разделу XV(1) (Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами) Постановления Правительства РФ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг", собственники помещений в многоквартирных домах несут расходы за ТКО в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ).
Согласно положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к обращению с ТКО относится транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение.
В соответствии со статьей 1 Закона 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 16.11.2017 г. Обществу выдана бессрочная лицензия N (39)-000143/П (переоформление лицензии от 11.07.2016 N 39-000143) и фактически осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке и размещению отходов IV класса опасности, таким образом согласно действующего законодательства является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 3 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, в 2-месячный срок привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением. Пунктом 4 установлено, что указанное Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года.
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами, Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области приказом от 29.08.2018 N 51-06окк/18 установлен предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для АО "Утилизация мусора" с 01.09.2018 по 31.12.2018 в размере 1 256,21 руб. за 1 тонну или 163,31 руб. за 1 м3.
Внутренним приказом от 06.12.2017 N 31-осн в АО "Утилизация мусора" утвержден тариф на услуги по вывозу отходов IV-V класса опасности на 2018 год в размере 319,00 руб. за 1 м3, расчет которого произведен в соответствии с Методикой расчета тарифов на вывоз твердых бытовых отходов из домовладений города, утвержденной приказом по департаменту ЖКХ от 18.10.1999 г. N 233 (подробный расчет тарифа прилагается). Данная методика была разработана Академией коммунального хозяйства им К.Д. Панфилова в г. Москве и является действующей.
В связи с чем, тариф в размере 319,00 руб., утвержденный Приказом N 31-осн от 06.12.2017 года, рассчитан на основании утвержденных нормативно-правовых актов.
Так как АО "Утилизация мусора", являясь оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, внутренним приказом от 30.08.2018 N 58-осн был утвержден к применению с 01 сентября 2018 года расчет платы на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов для населения муниципального образования "Гусевский городской округ", проживающих в многоквартирных домах, за 1 м2 жилой площади:
N п/п |
Показатели |
Единица измерения |
Формула 9.1. ПП РФ 354 правила предоставления коммунальных услуг |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
Численность населения Гусевского городского округа по данным Росстата по состоянию на 01.01.2017 (из расчета 28 257 человек, проживающих в городской черте минус 8 053 человек, проживающих в ИЖД) |
чел. |
20 204 (собственники жилых помещений в МКД) |
||
2 |
Годовой норматив накопления ТКО на 1 жителя, проживающих в многоквартирных домах в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 (приложение N 1 таблица N 6 строка N 1 графа N4) |
м3/чел |
1,8 |
||
3 |
Расчетный объем твердых коммунальных отходов в год |
М (стр.1 * стр.2) |
36 367,2 |
||
4 |
Тариф на вывоз 1 м3 отходов в соответствии с приказом АО "Утилизация мусора" от 06.12.2017 N 31-осн |
руб./м3 |
319,00 |
||
5 |
Стоимость услуги по вывозу отходов в год |
руб. (стр.3 * стр.4) |
11 601 136,80 |
||
6 |
Жилая площадь многоквартирных домов (по данным управляющих компаний) |
м2 |
469 660,59 |
||
7 |
Расчетный тариф (плата) на вывоз твердых коммунальных отходов в месяц на 1 м2 |
руб./м2 (стр.5 / стр.6 /на 12 месяцев) |
2,06 |
||
8 |
Годовой норматив накопления ТКО на 1 жителя, проживающих в многоквартирных домах в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 (приложение N 1 таблица N 6 строка N 1 графа N 5) |
тонн/чел |
0,234 |
||
9 |
Расчетная масса твердых коммунальных отходов в год |
тонн (стр.1 * стр.8) |
4 727,736 |
||
10 |
Тариф на захоронение 1 тонны твердых коммунальных отходов в соответствии с приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.08.2018 N 51-06окк/18 |
руб./тонн |
1 256,21 |
||
11 |
Стоимость услуги по захоронению твердых коммунальных отходов в год |
руб. (стр.9 * стр.10) |
5 939 029,24 |
||
12 |
Расчетный тариф (плата) на захоронение твердых коммунальных отходов в месяц на 1 м2 |
руб./м2 (стр.11 / стр.6 / на 12 месяцев) |
1,05 |
||
13 |
Расчетный тариф (плата) на вывоз и захоронение твердых коммунальных отходов в месяц на 1 м2 |
руб./м2 (стр.7 + стр.12) |
3,11 |
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 109 857, 74 рублей неустойки по состоянию на 14.01.2019.
На случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Пунктом 3.7 договора (в редакции дополнительного соглашения от 11.08.2016) предусмотрена ответственность за несвоевременное исполнение обязательств в виде неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных сумм за каждый день просрочки.
Требование о взыскании неустойки соответствует положениям статьи 330 ГК РФ, пункту 3.7 договора, в связи с чем, правомерно удовлетворено судом по состоянию на 14.01.2019 в размере 109 857, 74 рублей.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2019 по делу N А21-4562/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4562/2019
Истец: АО "Утилизация мусора"
Ответчик: МУП "Управление жилищно - коммунального хозяйства" МО "Гусевский городской округ"
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15178/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15178/19
26.08.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19466/19
29.05.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-4562/19