г. Пермь |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А50П-65/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Зелениной Т.Л., Крымджановой Д.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балдиной А.С.
при участии:
от заявителя: Мирошин К.В. по доверенности от 25.01.2019;
от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - не явились.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
общества с ограниченной ответственностью "Пермагролес",
на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре
от 21 мая 2019 года
по делу N А50П-65/2019,
принятое судьей Даниловым А.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Пермагролес" (ИНН 5905229283, ОГРН 1045900839764)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии
Пермского края
о признании незаконным решения об отказе от заключения договора аренды
на новый срок
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) "Пермагролес" обратилось в Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (Министерство) об отказе от заключения нового договора аренды лесного участка площадью 5659 га, переданного по договору аренды от 30.12.2008 N 255, возложении на Министерство обязанности заключить договор аренды лесного участка без проведения торгов.
Решением от 21.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество "Пермагролес" с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, заявленные им требования удовлетворить.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, по договору аренды от 30.12.2008 N 255 (договор), заключенному в порядке переоформления между Агентством по природопользованию Пермского края
(арендодатель) и обществом "Пермагролес" во временное пользование заявителя передан лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 5659 га с местоположением: ГКУ "Юрлинское лесничество", Юрлинское сельское участковое лесничество, N N кварталов 4, 5,8-11, 13, 14, 15, 19, 20 (леса, бывшего колхоза "Путь к коммунизму") кварталы N 2, 3, 7, 9,10, 24, 27 (леса бывшего колхоза им. Горького), кварталы
N 1, 2, 4, 10, 13, 15, 16, 17 (бывшее ТОО "Юмское") для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов 10,4 тыс. куб. м, в том числе 7,6 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству на срок с 30.12.2008 по 29.12.2018 (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 06.05.2010).
Общество "Пермагролес" обратилось 11.10.2018 в Министерство как к уполномоченному органу с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов.
Министерство письмом от 06.11.2018 N СЭД-30-01-25.4-8030 уведомило об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, в связи с тем, что на момент подачи заявления отсутствуют основания для предоставления лесного участка в пользование без проведения торгов.
Считая данное решение Министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Министерством не принято во внимание положение п. 36 договора, в соответствии с которым арендатор имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, суд первой инстанции руководствовался положениями, предусмотренными ст. ст. 3, 25, 73.1, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", исходил из того, что спорные правоотношения сторон не подпадают под действие нормы ст. 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, допускающей заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона, что свидетельствует об отсутствии необходимой совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов.
В этой части указано на то, что случай заключения договора аренды без торгов, указанный в п. 3 ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации относится только к заготовке древесины на лесных участках, которые предоставлены юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, а заявителю лесной участок был предоставлен для использования лесов в целях заготовки древесины, а не для ее переработки, что прямо следует из предмета договора аренды (п. 4 договора).
Имеющим правовое значение с учетом данного обстоятельства признано судом первой инстанции то, что заготовка древесины не относится к случаям заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Установленные в результате исследования совокупности имеющихся в материалах дела доказательств (ст. ст. 64, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования.
Отказ в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов надлежаще мотивирован Министерством отсутствием оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
То, что заявитель имеет преимущественное право на заключение договора вне процедуры торгов, из материалов дела не следует.
Иной вывод не влечет указание в апелляционной жалобе на то, что заключаемые в период с 2010 по 2018 год дополнительные соглашения к договору не отменяли пункта 36 договора.
Соответствующим образом оцениваются судом апелляционной инстанции и все иные доводы апелляционной жалобы, которые, по сути, основаны на ошибочном толковании заявителем норм права.
Так, согласно ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Применение данного закона разъяснено в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" - в случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Перезаключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре от 21.05.2019 по делу N А50П-65/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-65/2019
Истец: ООО "Пермагролес"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края