г. Москва |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А41-566/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от ООО "МАГ+С": Пешкова М.А. по доверенности от 10.04.2019; Жукатинский С.М. - директор, на основании решения единственного учредителя общества от 22.11.2018 N 16;
от Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта: Зверев И.А. по доверенности от 16.02.2017 N 50 АА 8793479;
от начальника МТУ ВТ Центрального района ФАВТ Пастухова В.В.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ВрИО начальника отдела ПЛГ ГВС МТУ ВТ Центральных районов ФАВТ Гурова Н.А.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Московской межрегиональной транспортной прокуратуры: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от ФГУП "Госкорпорация по ОрВД": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ООО "Торгсервис": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАГ+С"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 05 июля 2019 года по делу N А41-566/19,
принятое судьей Афанасьевой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАГ+С"
к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта, начальнику МТУ ВТ Центральных районов ФАВТ Пастухову В.В.,
ВрИО начальника отдела ПЛГ ГВС МТУ ВТ Центральных районов ФАВТ Гурову Николаю Анатольевичу,
при участии третьих лиц: Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" и общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МАГ+С" (далее - ООО "МАГ+С", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 90) к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Центральное МТУ Росавиации), начальнику МТУ ВТ Центральных районов ФАВТ Пастухову В.В., к ВрИО начальника отдела ПЛГ ГВС МТУ ВТ Центральных районов ФАВТ Гурову Николаю Анатольевичу о признании незаконным решения от 16.08.2018 о приостановке сертификата летной годности от 06.03.2018 N 2082185817 на воздушное судно Ан-2 RА-31507.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Московская межрегиональная транспортная прокуратура, Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") и общество с ограниченной ответственностью "Торгсервис" (далее - ООО "Торгсервис").
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2019 года по делу N А41-566/19 в удовлетворении заявления отказано (т. 3 л. д. 72-76).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "МАГ+С" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей начальника МТУ ВТ Центрального района ФАВТ Пастухова В.В., ВрИО начальника отдела ПЛГ ГВС МТУ ВТ Центральных районов ФАВТ Гурова Н.А., Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и ООО "Торгсервис", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ООО "МАГ+С" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ООО "МАГ+С" и Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06 марта 2018 года Центральным МТУ Росавиации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, на срок до 06 марта 2020 года обществу выдан сертификат летной годности гражданского воздушного судна Ан-2 RА-31507 N 2082185817.
Между обществом и ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" заключен государственный контракт от 21.06.2018 N Ф34/36945, предметом которого является оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства поисково-спасательных воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Центральной зоне авиационно-космического поиска и спасания (тип ПСВС - Ан-2, место дислокации ПСВС - аэродром Воронеж (Чертовицкое) (т. 2 л. д. 1-12).
Во исполнение условий вышеназванного контракта ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обратилось в Центральное МТУ Росавиации с письмом от 28.05.2018 N 1605.01-3740 о необходимости проведения проверки готовности ООО "МАГ+С" выполнения услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства поисково-спасательных воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами.
В целях проведения проверки поисково-спасательного воздушного судна и летного экипажа (оценки летной годности и соответствия установленным требованиям) ООО "МАГ+С", Центральным МТУ Росавиации издан и направлен обществу посредством электронной почты приказ от 06.07.2018 N 636 "О направлении в служебную командировку Дорошина Е.Н., Московского В.Ю., Продащука А.В. и Моисеева В.М." о проведении проверки в период с 18.06.2018 по 19.06.2018 (т. 2 л. д. 43).
По результатам проведенной оценки летной годности и соответствия установленным требованиям воздушного судна Ан-2 RA-31507 составлен протокол от 19.07.2018 с приложением N 1 замечания по осмотру ВС Ан-2 RA-31507 от 17.07.2018 и акт инспекционного контроля летной годности экземпляра гражданского воздушного судна Ан-2 RA-31507 от 19.07.2019 в заключении которых указано, что самолет Ан-2 RA-31507 не соответствует сертификационным требованиям Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедура сертификации" (далее - ФАП-132) (т. 2 л. д. 32-39).
16 августа 2018 года ВрИО начальника отдела ПЛГ ГВС МТУ ВТ Центральных районов ФАВТ Гуровым Н.А. принято решение о приостановке сертификата летной годности от 06.03.2018 N 2082185817 на воздушное судно Ан-2 RА- 31507 (пункт 1) и восстановление сертификата летной годности только после устранения выявленных замечаний в установленном порядке (пункт 2) (т. 1 л. д. 15).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "МАГ+С" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.
Сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата установлены Федеральными авиационными правилами "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации", утвержденными Приказом Минтранса России от 23.12.2009 N 249 (далее - ФАП-249, Правила).
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что в случае нарушения обладателем сертификата эксплуатанта ограничений, изложенных в сертификате эксплуатанта, а также воздушного законодательства Российской Федерации могут быть введены ограничения в действие сертификата эксплуатанта, его действие может быть приостановлено или сертификат эксплуатанта может быть аннулирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в статье 10 ВК РФ, согласно пункту 2 которого сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
В соответствии с положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, Росавиация является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим обязательную сертификацию в области гражданской авиации юридических и физических лиц, осуществляющих и (или) обеспечивающих коммерческие воздушные перевозки.
Для принятия оспариваемого решения послужил акт инспекционного контроля летной годности экземпляра гражданского воздушного судна Ан-2 RA-31507 от 19.07.2019 в заключении которого указано, что самолет Ан-2 RA-31507 не соответствует сертификационным требованиям ФАП-132.
Согласно пункту 1 статьи 39 ВК РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.
Пунктом 2 статьи 39 ВК РФ предусмотрено, что порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) устанавливается федеральными авиационными правилами.
Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 132 утверждены федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедура сертификации", раздел 2 которых содержит правила проведения сертификации воздушного судна (далее - ВС).
В соответствии с указанным разделом заявка на сертификацию экземпляра ВС подается в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган (пункт 8). При положительном решении уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган привлекает в установленном порядке научную или иную организацию для выполнения работ по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (пункт 10). По результатам выполнения программы привлекаемая организация оформляет заключение по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям (пункт 13). В случае признания летной годности экземпляра ВС несоответствующей установленным требованиям уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин (пункт 14).
В абзаце 5 пункта 2 Приложения N 1 к ФАП-132 указано, что на экземпляре воздушного судна и всех его компонентах в соответствии с эксплуатационной документацией должен быть выполнен полный комплекс технического обслуживания и ремонта в организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в установленном воздушным законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 21 ФАП-132 инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС организует и проводит уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган, выдавший сертификат летной годности, при необходимости привлекая к работе по инспекционному контролю привлекаемую организацию.
Пунктом 22 ФАП-132 установлено, что инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС осуществляется по программе, утвержденной в установленном порядке (далее - программа инспекционного контроля).
В силу пункта 22 ФАП-132 при наличии информации о нарушении правил по эксплуатации и поддержания летной годности экземпляра ВС проводится внеочередной инспекционный контроль летной годности экземпляра ВС.
Как следует из материалов дела, между обществом и ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" заключен государственный контракт от 21.06.2018 N Ф34/36945 на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства поисково-спасательных воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Центральной зоне авиационно-космического поиска и спасания (тип ПСВС - Ан-2, место дислокации ПСВС - аэродром Воронеж (Чертовицкое).
Пунктом 3.1.3 контракта предусмотрено право ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" осуществлять контроль за качеством, порядком и сроками оказания услуг.
В целях реализации пункта 3.1.3 контракта, привлечено Центральное МТУ Росавиации.
Таким образом, проверка проводилась Центральным МТУ Росавиации в соответствии с контрактом, которым предусмотрен инспекционный контроль летной годности, проверка поисково-спасательного воздушного судна и летного экипажа ООО "МАГ+С", осуществляющего дежурство по поисково-спасательному обеспечению в Центральной зоне авиационно-космического поиска и спасания.
По результатам проверки, проведенной Центральным МТУ Росавиации на основании письма ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" от 28.05.2018 N 1605.013740 и приказа от 06.07.2018 N 636 выдано решение от 16.08.2018 о приостановке сертификата летной годности от 06.03.2018 N 2082185817 на воздушное судно Ан-2 RА-31507.
Основанием для выдачи названного решения послужили выявленные в ходе данной проверки нарушения, отраженные в протоколе от 19.07.2018 с приложением N 1 замечания по осмотру ВС Ан-2 RA-31507 от 17.07.2018 и акте инспекционного контроля летной годности экземпляра гражданского воздушного судна Ан-2 RA-31507 от 19.07.2019.
Также решением обществу предлагалось восстановление сертификата летной годности только после устранения выявленных замечаний в установленном порядке (пункт 2).
Решение о приостановке сертификата летной годности от 06.03.2018 N 2082185817 на воздушное судно Ан-2 ЯА-31507 имеет своей целью понудить к устранению выявленных нарушений законодательства, оно соответствует характеру выявленных нарушений законодательства. Доказательств обратного суду не представлено.
Правила (ФАП-132) распространяются на экземпляры воздушного судна, уже имеющие сертификат типа (или аттестат о годности к эксплуатации) и подлежащие регистрации или зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. Правила содержат технические требования к летной годности экземпляра воздушного судна и процедуры, обеспечивающие сертификацию и оформление СЛГ. При этом Правила не отменяют действие документов, допускающих экземпляры воздушных судов к полетам в гражданской авиации и выданных до даты введения в действие настоящих Правил. Однако после окончания действия ранее выданного документа держатель документа вновь проходит процедуры, установленные настоящими Правилами.
Сертификат летной годности выдается (или продлевается) на период действующих сроков службы (ресурсов) единичного экземпляра воздушного судна, но не более чем на два года. Продление СЛГ производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 18 ФАП - 132, уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган приостанавливает действие сертификата летной годности в случае выявления несоответствия летной годности экземпляра воздушного судна установленным требованиям.
В ходе эксплуатации воздушного судна заявителем обеспечивается поддержание летной годности экземпляра воздушного судна посредством следующих мероприятий:
- технического обслуживания и ремонта экземпляра воздушного судна в соответствии с эксплуатационной документацией, учета и устранения отказов, неисправностей и повреждений, возникающих при эксплуатации данного экземпляра;
- своевременного выполнения требований нормативных документов, касающихся поддержания летной годности (пункт 19 ФАП - 132).
В пределах срока действия СЛГ для экземпляра воздушного судна решением уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориального органа действие сертификата может приостанавливаться и возобновляться. Общие технические требования к летной годности экземпляра воздушного судна должны соответствовать определенным требованиям, изложенным в приложении N 1 ФАП-132.
Доказательств устранения выявленных замечаний в установленном порядке в материалы дела не представлено.
Кроме того, необходимость приостановления сертификатов летной годности подтверждается тем, что в октябре 2018 года Московской межрегиональной транспортной прокуратурой рассмотрено 3 обращения ООО "МАГ+С" и 6 дубликатов о несогласии с действиями Центрального МТУ Росавиации в части приостановления действия указанного сертификата летной годности.
Из Центрального МТУ Росавиации прокуратурой были запрошены материалы проверки поисково-спасательного воздушного судна и летного экипажа ООО "МАГ+С", осуществляющих дежурство по поисково-спасательному обеспечению в Центральной зоне авиационно-космического поиска и спасания, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.
В соответствии с анализом материалов, сотрудниками Центрального МТУ Росавиации в деятельности заявителя выявлены нарушения требований законодательства о безопасности полетов, что нашло свое отражение в акте от 26.07.2018 и послужило основанием для вынесения 16.08.2018 решения о приостановке сертификата летной годности от 06.03.2018 N 2082185817 со сроком действия до 06.03.2020, выданного на самолет Ан-2 RA 31507.
Поскольку в результате рассмотрения вышеуказанных обращений, нарушений требований федерального законодательства в деятельности Центрального МТУ Росавиации не выявлено, акты прокурорского реагирования не вносились. Обществу 02.10.2018 направлен письменный ответ с разъяснением права его обжалования, и то что, для подтверждения факта устранения отраженных в акте проверки контролирующего органа от 26.07.2018 нарушений ООО "МАГ+С" необходимо самостоятельно направить в Центральное МТУ Росавиации соответствующие сведения и документы.
Решение вопросов соответствия сертификационным требованиям, требованиям ФАП-132 осуществляется в административном, а не в судебном порядке.
Таким образом, действия Центрального МТУ Росавиации по проведению проверки воздушного судна Ан-2 ЯА-31507 и приостановлению сертификата летной годности воздушного судна являются законными и отмене не подлежат.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2019 года по делу N А41-566/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-566/2019
Истец: ООО "МАГ+С"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта
Третье лицо: Московская межрегиональная транспортная прокуратура, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8796/2021
28.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16931/19
15.06.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5945/20
20.02.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-566/19
28.10.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16931/19
26.08.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15050/19
07.07.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-566/19