город Ростов-на-Дону |
|
26 августа 2019 г. |
дело N А32-12082/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителей заинтересованного лица Калякина Р.В. по доверенности от 10.12.2018, Чебанова Ю.Г. по доверенности от 22.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Фирма "Сочинеруд" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 по делу N А32-12082/2019, принятое судьей Шкира Д.М., по заявлению закрытого акционерного общества "Фирма "Сочинеруд" к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Фирма "Сочинеруд" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Фирма "Сочинеруд") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - административный орган, заинтересованное лицо, министерство) от 05.03.2019 N 1.19/85Н-2 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение изменить в части, исключить из мотивировочной части решения обоснование привлечения общества к административной ответственности за осуществление деятельности по первичной переработке получаемого им из недр минерального сырья в отсутствие утвержденной и согласованной в установленном порядке технологической схемы первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что описанный в технологическом проекте разработки Каменского карьера цикл работ на поверхности не является циклом первичной переработки, требующей наличия отдельной схемы, а является циклом комплексной (конечной) переработки добытого полезного ископаемого, следовательно, по мнению апеллянта, состав вменяемого правонарушения в действиях общества в указанной части отсутствует.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
К судебному заседанию от общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное необходимостью представления дополнительных доказательств по доводам апелляционной жалобы.
Рассмотрев ходатайство общества об отложении судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции полагает его подлежащим отклонению ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Из указанной процессуальной нормы следует, что даже в случае наличия уважительных причин неявки в судебное заседание лица, извещенного о времени и месте его проведения, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Изложенная в ходатайстве общества причина для отложения судебного заседания суда апелляционной инстанции не может служить безусловным основанием для отложения судебного разбирательства. Кроме того, заявитель не указал в ходатайстве какие-либо обстоятельства, по которым дело не может быть рассмотрено в его отсутствие, равно как не указал какие конкретно доводы и документы в обоснование своей правовой позиции будут представлены им в следующем судебном заседании.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы отзыва, общество явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва министерства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в административный орган поступило обращение Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Краснодарскому краю о принятии мер административного воздействия к обществу за допущенные нарушения законодательства о недрах (вх. от 19 февраля 2019 года N 202-6444/19).
Установлено, что 05.02.2019 Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Краснодарскому краю с привлечением специалиста административного органа проведена проверка, по окончанию которой специалистом административного органа составлена справка от 14.02.2019.
Общество осуществляет деятельность на основании лицензии на право пользования недрами от 18.05.2009 КРД 80146 ТЭ с целевым назначением и видами работ "Добыча известняка для производства щебня и строительной извести при разработке открытым способом Каменского месторождения. Участок недр расположен в Адлерском районе муниципального образования г-к. Сочи Краснодарского края на правом берегу р. Мзымта, между 17 и 18 км Краснополянского шоссе" (далее - лицензия).
Карьер предназначен для добычи известняка на Каменском месторождении и обеспечения строительства объектов в Краснодарском края нерудными строительными материалами.
За 2018 год годовая производительность карьера по добыче известняка согласно лицензии составила 100,0 тыс. м3 в плотном теле. На Каменском месторождении в 2018 году объем добычи полезного ископаемого составил 80,8 тыс. м в твердом теле.
При проведении проверки были выявлены следующие нарушения:
1. При осмотре территории обнаружены дробильно-сортировочный комплекс, на котором в 2018 году обществом на Каменском карьере произведена следующая продукция: щебень фр. 5-20 мм; щебень фр. 20-40 мм; щебень фр. 40-70 мм; песок из отсевов дробления; смесь щебеночно-песчаная фр. 0-500 мм.
Согласно подпункту 1 пункта 3.2 статьи 3 лицензионного соглашения добыча полезного ископаемого Владельцем лицензии разрешается при наличии утвержденных в установленном порядке проектных документов на разработку месторождения, прошедших необходимые согласования и экспертизы.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 4.1 статьи 4 лицензионного соглашения Владелец лицензии обязуется обеспечить по рациональному использованию запасов полезного ископаемого и охране недр соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов и технической документации.
Согласно подпункту 1 пункта 4.3 статьи 4 лицензионного соглашения Владелец лицензии обязуется обеспечить по охране окружающей среды соблюдение установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране окружающей среды.
В нарушение действующего законодательства и лицензионного соглашения общество в 2018 и 2019 годах осуществляло деятельность по первичной переработке получаемого им из недр минерального сырья в отсутствие утвержденной и согласованной в установленном порядке технологической схемы первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых.
2. Согласно подпункту 1 пункта 3.1 статьи 3 лицензионного соглашения Владелец лицензии обязуется по объемам, основным видам работ и срокам их проведения обеспечить ежегодную добычу известняка не менее 100 тыс. м полезного ископаемого; возможно увеличение объемов добычи согласно планам развития горных работ, утвержденным в установленном порядке.
В нарушение подпункта 1 пункта 3.1 статьи 3 лицензионного соглашения недропользователь в 2018 году осуществлял деятельность по добыче полезного ископаемого (по данным статистической отчетности по формам N 5-гр, N 2-ЛС), при этом добыто 80,8 тыс. м. Одной из основных задач по росту поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Краснодарского края является, в т.ч. и увеличение объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых. Уменьшение объемов добычи обществом в 2018 году в одностороннем порядке привело к нерациональному пользованию недрами и снижению налоговых поступлений в бюджет Краснодарского края.
3. В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 4.1 статьи 4 лицензионного соглашения Владелец лицензии обязуется обеспечить по рациональному использованию запасов полезного ископаемого и охране недр соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов и технической документации.
Согласно подпункту 1 пункта 4.3 статьи 4 лицензионного соглашения Владелец лицензии обязуется обеспечить по охране окружающей среды соблюдение установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране окружающей среды.
Согласно пп. "в" п. 11.2.2 "Охрана атмосферного воздуха от загрязнения" технического проекта разработки Каменского месторождения известняков в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края, согласованного министерством 29.12.2017 (далее - технический проект), с целью обеспечения охраны атмосферного воздуха от загрязнения должно быть предусмотрено выполнение следующих мероприятий, направленных на сокращение поступления вредных веществ в атмосферу. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) производится по рекомендациям РД 52.04.52-85. Под регулированием выбросов загрязняющих веществ понимается их кратковременное сокращение в периоды НМУ, когда указанные условия могут привести к формированию высокого уровня загрязнения воздуха.
В нарушение действующего законодательства и лицензионного соглашения общество при производстве работ не согласовало план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период НМУ, не проводит мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2019 N 1.19/85Н-2.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 05.03.2019 N 1.19/85Н-2, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участником недр.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется социальным государственным разрешением виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Аналогичное положение содержится в статье 12 Закона Краснодарского края от 10.10.1997 N 101-КЗ "О недропользовании на территории Краснодарского края".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.
В силу пунктов 2, 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно статье 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно ст. 23.3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:
1) строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;
2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;
3) наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
В силу пунктов 31, 138, 140 Правил охраны недр, утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, не допускается строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации. При проектировании и производстве работ по первичной переработке минерального сырья (далее - переработке) обосновывается наиболее полное извлечение основных и попутных полезных компонентов, предотвращение сверхнормативных потерь, складирование и сохранение временно не используемого минерального сырья, основных и попутных полезных компонентов, содержащихся в отходах перерабатывающего производства, а также охрана недр и окружающей среды. Производство работ по переработке с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной технологической документации не допускается.
Согласно пп. "а" п. 9(1) главы II Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, уполномоченный орган осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении общераспространенных полезных ископаемых - проекта опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, технологической схемы первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно статье 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. При этом под неблагоприятными метеорологическими условиями в соответствии со статьей 1 указанного закона понимаются метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04.52-85 "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986.
В соответствии с разделом 5 РД 52.04-52-85, разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников в создание концентраций примесей в приземном слое воздуха.
Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеоусловиях требования к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам определены приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899. Согласно п. 3 указанного приказа, заинтересованными лицами являются юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно статье 49 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что административным органом при проведении проверки были выявлены следующие нарушения:
1. При осмотре территории обнаружены дробильно-сортировочный комплекс, на котором в 2018 году обществом на Каменском карьере произведена следующая продукция: щебень фр. 5-20 мм; щебень фр. 20-40 мм; щебень фр. 40-70 мм; песок из отсевов дробления; смесь щебеночно-песчаная фр. 0-500 мм.
Согласно подпункту 1 пункта 3.2 статьи 3 лицензионного соглашения добыча полезного ископаемого Владельцем лицензии разрешается при наличии утвержденных в установленном порядке проектных документов на разработку месторождения, прошедших необходимые согласования и экспертизы.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 4.1 статьи 4 лицензионного соглашения Владелец лицензии обязуется обеспечить по рациональному использованию запасов полезного ископаемого и охране недр соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов и технической документации.
Согласно подпункту 1 пункта 4.3 статьи 4 лицензионного соглашения Владелец лицензии обязуется обеспечить по охране окружающей среды соблюдение установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране окружающей среды.
Административным органом установлено, что общество в нарушение действующего законодательства и лицензионного соглашения в 2018 и 2019 годах осуществляло деятельность по первичной переработке получаемого им из недр минерального сырья в отсутствие утвержденной и согласованной в установленном порядке технологической схемы первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых.
2. Согласно подпункту 1 пункта 3.1 статьи 3 лицензионного соглашения Владелец лицензии обязуется по объемам, основным видам работ и срокам их проведения обеспечить ежегодную добычу известняка не менее 100 тыс. м полезного ископаемого; возможно увеличение объемов добычи согласно планам развития горных работ, утвержденным в установленном порядке.
В нарушение подпункта 1 пункта 3.1 статьи 3 лицензионного соглашения недропользователь в 2018 году осуществлял деятельность по добыче полезного ископаемого (по данным статистической отчетности по формам N 5-гр, N 2-ЛС), при этом добыто 80,8 тыс. м. Одной из основных задач по росту поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Краснодарского края является, в т.ч. и увеличение объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых. Уменьшение объемов добычи обществом в 2018 году в одностороннем порядке привело к нерациональному пользованию недрами и снижению налоговых поступлений в бюджет Краснодарского края.
Из материалов дела следует, что обществом были подготовлены и направлены письма:
- от 10.05.2018 N 01-145 Министру природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донскому;
- от 10.05.2018 N 01-146 Главе администрации (губернатору) Краснодарского края В.И. Кондратьеву;
- от 10.05.2018 N 01-147 Министру природных ресурсов Краснодарского края с просьбой разъяснить возможность внесения и применения допустимого отклонения фактической добычи общераспространенных полезных ископаемых от проектной и плановой добычи, как это сделано на правительственном (законодательном) уровне многих субъектов Российской Федерации.
В ответ были получены письма о рассмотрении обращения:
- от Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.07.2018 N 11-47/18586;
- от Министерства природных ресурсов Краснодарского края в лице администрации Краснодарского края от 28.06.2018 N 202-03.5-18708/18;
- от Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 09.08.2018 N 202-03.5-23408/18 с указанием того, что в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Обществом было направлено письмо от 09.07.2018 N 09-209 с просьбой внести изменения в лицензию на право пользования недрами серии КРД номер 80146 вид лицензии ТЭ с требуемым изменением в подпункт 1 пункта 3.1 раздела 3, а именно: "Ежегодную добычу известняка не менее 100,0 тыс.м3 полезного ископаемого с допустимым расхождением от планов горных работ +/- 20 процентов", а также обращение от 23.08.2018 N 09-234 с просьбой внести изменения в лицензию на право пользование недрами серии КРД номер 80146 вид лицензии ТЭ с требуемым изменением в подпункт 1 пункта 3.1 раздела 3, а именно: "Ежегодную добычу известняка не менее 60,0 тыс.м3 полезного ископаемого", с приложением Справки об объеме добычи за 7 месяцев 2018 года, которая составила 41 500 м3 в твердом теле. Так же в данной справке отражен планируемый объем добычи за 2018 год, который мог составить около 60 000 м3 в твердом теле, в связи со снижением уровня планируемой реализации со склада готовой продукции.
Таким образом, административный орган был уведомлен о снижении объемов добычи на Каменском месторождении известняков.
Кроме того, обществом в адрес административного органа было направлено заявление от 04.10.2018 N 01-290 о внесении изменений в условия лицензии на пользование участком недр местного значения с требуемым изменением в подпункт 1 пункта 3.1 раздела 3, а именно: "Ежегодную добычу известняка не менее 70,0 тыс.м3 полезного ископаемого с допустимым расхождением от планов горных работ +/- 20 процентов" с приложением графического материала обосновывающего необходимость внесения изменения в параметры ежегодного объема добычи.
Данное заявление рассмотрено постоянной действующей рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с внесением изменений в условия пользования лицензий, переоформлением лицензий, досрочным прекращением права пользования участками недр местного значения на территории Краснодарского края 15.11.2018 и внесены изменения в условиях лицензии на право пользования недрами КРД 80146 ТЭ от 18.05.2009:
"Подпункт 1 пункта 3.1 раздела 3 изложить в следующей редакции: "Ежегодную добычу известняка не менее 70,0 тыс. м3".
Фактический объем добычи составил 80,8 тыс. м3, что соответствует лицензионным требованиям с учетом внесенных изменений.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции установлено, что нарушение указанного пункта лицензионных требований вменено обществу неправомерно.
3. В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 4.1 статьи 4 лицензионного соглашения Владелец лицензии обязуется обеспечить по рациональному использованию запасов полезного ископаемого и охране недр соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов и технической документации.
Согласно подпункту 1 пункта 4.3 статьи 4 лицензионного соглашения Владелец лицензии обязуется обеспечить по охране окружающей среды соблюдение установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране окружающей среды.
Согласно пп. "в" п. 11.2.2 "Охрана атмосферного воздуха от загрязнения" технического проекта разработки Каменского месторождения известняков в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края, согласованного министерством 29.12.2017 (далее - технический проект), с целью обеспечения охраны атмосферного воздуха от загрязнения должно быть предусмотрено выполнение следующих мероприятий, направленных на сокращение поступления вредных веществ в атмосферу. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) производится по рекомендациям РД 52.04.52-85. Под регулированием выбросов загрязняющих веществ понимается их кратковременное сокращение в периоды НМУ, когда указанные условия могут привести к формированию высокого уровня загрязнения воздуха.
В нарушение действующего законодательства и лицензионного соглашения общество при производстве работ не согласовало план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период НМУ, не проводит мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
Таким образом, на момент проверки у общества отсутствовал план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период НМУ.
Судом не принят довод общества о том, что в действиях общества отсутствует нарушения указанных лицензионных требований, поскольку у общества имеется приказ от 05.03.2017 N 29 о/д "О прекращении работ на карьере во время неблагоприятных погодных условиях". РД 52.04.52-85, которым предусмотрено согласование именно плана мероприятий и плана-графика контроля выбросов вредных веществ непосредственно на источниках в периоды НМУ.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции установил, что административным органом доказано наличие в действиях общества составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции, в том числе с неверным толкование понятия "первичная переработка", не подтверждаются материалами дела.
Доводы о преюдициальности судебных актов по делу N А32-27252/2016 не принимаются судебной коллегией как необоснованные, с учетом предмета настоящего спора.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Размер назначенного обществу административного наказания определен административным органом в пределах санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019 по делу N А32-12082/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.