г. Челябинск |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А76-1974/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Лечебно-профилактическая медицинская организация Центр здоровья "АВА" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 июня 2019 г. по делу N А76-1974/2019 (судья Зайцев С.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Лечебно-профилактическая медицинская организация Центр здоровья "АВА" - Попенко А.Н. (директор, выписка из ЕГРЮЛ), Александров А.Г. (доверенность от 27.02.2019),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - Панфилова Н.М. (доверенность от 28.12.2018), Шувалов М.Ю. (доверенность от 27.12.2018).
Общество с ограниченной ответственностью Лечебно-профилактическая медицинская организация Центр здоровья "АВА" (далее - заявитель, Центр здоровья "АВА", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Челябинска (далее - ответчик, ИФНС России по Советскому району, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения N 7453 от 12.10.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части уплаты штрафа в сумме 24 694 рублей 64 копеек, начисления пени в сумме 31 202 рублей, недоимки по страховым взносам в сумме 347 811 рублей 89 копеек.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.06.2019 (резолютивная часть объявлена 05.06.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. Считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В обоснование указывает, что судом не учтены все обстоятельства, на которые указывал заявитель. По мнению налогоплательщика, уплата обществом по основному виду деятельности единого налога на вмененный доход (далее также - ЕНВД) вместо использования упрощенной системы налогообложения (далее также - УСНО) не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку по действующему законодательству тариф не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности. В статье 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, НК РФ) не установлена зависимость для случая совмещения УСНО с режимом в виде ЕНВД. Следовательно, в такой ситуации при соблюдении условия о доле доходов по основному виду деятельности страховые взносы могут уплачиваться по пониженному тарифу в отношении выплат всем работникам, в том числе занятым в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.
Единственным видом деятельности истца является розничная торговля лекарственными средствами, как находящаяся на уплате ЕНВД и подпадающая под льготу на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 427 НК РФ, так и находящаяся на УСНО и подпадающая под льготу, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Считает, что ведение единственного вида экономической деятельности и налогообложение при этом по УСНО и ЕНВД в зависимости от категории потребителей услуг (физические или юридические лица) не должно влиять на права налогоплательщика по уплате страховых взносов.
В судебном заседании представители Общества настаивали на доводах апелляционной жалобы. Представили возражение на отзыв.
Представители Инспекции представили отзыв на апелляционную жалобу, по доводам апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.01.2018 заявителем в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) представлен первичный расчет по страховым взносам за 2017 год.
Центром здоровья "АВА" 24.04.2018 в Инспекцию по ТКС представлен уточненный расчет по страховым взносам за 2017 год (корректировка N 3).
В ходе камеральной проверки заявителя на основе уточненного расчета по страховым взносам за 2017 год (корректировка N 3) Инспекцией, в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ, в адрес Центра здоровья "АВА" по ТКС направлено требование от 07.05.2018 N17598 о представлении пояснений или внесении соответствующих изменений в отчетность, которое получено адресатом 08.05.2018, что подтверждается квитанцией о приеме.
В ответ на требование от 07.05.2018 N 17598 заявителем представлены пояснения от 10.05.2018 б/н, согласно уточненный расчет по страховым взносам за 2017 год представлен в налоговый орган, приложение N 6 заполнено, подробное описание правомерности применения понижающего тарифа отражено в заявлении от 23.04.2018 N 6 о возврате страховых взносов за 2017 год.
Заявитель 10.05.2018 в Инспекцию по ТКС представил уточненный расчет по страховым взносам за 2017 год (корректировка N 4).
В ходе камеральной налоговой проверки уточненного расчета по страховым взносам за 2017 год (корректировка N 4), Инспекцией установлена неполная уплата страховых взносов в результате их неверного исчисления, вследствие неправомерного применения пониженного тарифа для расчета страховых взносов, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, за периоды: первый квартал 2017 года, полугодие 2017 года, 9 месяцев 2017 года, за 2017 год.
Выявленные в ходе камеральной налоговой проверки нарушения отражены Инспекцией в акте от 24.08.2018 N 8488, который одновременно с извещением от 24.08.2018 N 8337 о времени (05.10.2018 в 11-00 часов) и месте рассмотрения материалов налоговой проверки вручены 31.08.2018 уполномоченному представителю Общества Баевой Л.Ф., действующей на основании доверенности от 30.08.2018 N 15, что подтверждается ее подписью на данных документах.
Заявителем 25.09.2018 в налоговый орган представлены возражения от 25.09.2018 б/н на акт налоговой проверки от 24.08.2018 N 8488 (входящий номер 026023).
Материалы камеральной налоговой проверки, а также представленные заявителем возражения от 25.09.2018 б/н (входящий номер 026023 от 25.09.2018) по акту камеральной налоговой проверки от 24.08.2018 N 8488 рассмотрены 05.10.2018 Инспекцией в присутствии руководителя общества Попенко А.Н., о чем свидетельствует протокол рассмотрения материалов налоговой проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки, ИФНС России по Советскому району г.Челябинска вынесено решение N 7453 от 12.10.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель обратился с жалобой в УФНС по Челябинской области, которое вынесло решение N 16-07/007239 от 14.12.2018, отказав в ее удовлетворении.
Полагая, что налоговый орган вынес незаконное решение N 7453 от 12.10.2018 в части уплаты штрафа в сумме 24 694 рублей 64 копеек, начисления пени в сумме 31 202 рублей, недоимки по страховым взносам в сумме 347 811 рублей 89 копеек, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт налогового органа соответствуют действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны: 1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы; 2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса; 3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса): в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно статье 431 Кодекса в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 423 Кодекса).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность, указанная в перечне подпункта 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Действие положений подпункта 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для организаций, предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), на период до 2018 года (включительно) установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% (на обязательное пенсионное страхование - 20%, на обязательное медицинское страхование - 0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0%) при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 млн. рублей.
Согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Применение льготного тарифа, предусмотренного статьей 427 НК РФ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализовано только при соблюдении установленных в статье 427 Кодекса совокупности условий, при этом обязанность обоснования и документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, страхователь имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий: применение упрощенной системы налогообложения; наличие основного вида деятельности, определенного в статье 427 Кодекса; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в пункте статье 427 Кодекса виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов; доходы плательщика за налоговый период не превышают 79 млн. рублей.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде общество применяло упрощенную систему налогообложения и осуществляло основной вид экономической деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ - торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)" (ОКВЭД 47.73), поименованный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ; доля доходов от оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов (92,91%), что не оспаривается инспекцией и подтверждается представленными в материалы дела документами.
Материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что, будучи плательщиком УСН, заявитель осуществляет один вид деятельности, при этом начисляет и уплачивает по данному виду деятельности как ЕНВД, так и УСН (в зависимости от категории потребителей: физические или юридические лица), декларации представляются им и по ЕНВД и по УСН.
Как следует из материалов дела по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за отчетный период - 2017 г., предприятием фактически исчислена сумма налога, подлежащая уплате за налоговые периоды.
Позиция инспекции и суда сводится к тому, что заявитель, выбрав в 2017 г. ЕНВД по льготируемому виду деятельности (код ОКВЭД 47.73), и получая более 70% дохода в течении 2017 г. от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД тем самым, исключил возможность для применения пониженного тарифа страховых взносов.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав вышеприведенные нормы права, суд апелляционной инстанции считает, что указанный вывод не соответствует положениям Налогового кодекса.
В данном случае общество соответствует всем условиям, предусматривающим право на применение пониженного тарифа, налоговым органом не доказано, что общество занимается оптовой торговлей лекарственными средствами или иным видом деятельности, указанным в его лицензии или в ЕГРЮЛ. Согласно оспариваемому решению инспекцией установлено, что основным видом деятельности общества является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)" (ОКВЭД 47.73).
Уплата налогоплательщиком в отношении основного вида деятельности ЕНВД не является основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку его применение не ставится в зависимость от того, какой налог специального налогового режима уплачивается по основному виду деятельности.
Положения Налогового кодекса не содержат требований о том, что для применения пониженных тарифов должно выполняться условие о фактической уплате налога по УСН с основного вида экономической деятельности. Уплата организацией по основному виду деятельности ЕНВД, и применение им УСН, не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа.
Таким образом, исходя из смысла статьи 427 Налогового кодекса, если основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСН и ЕНВД, является вид деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, то страховые взносы уплачиваются такой организацией по пониженному тарифу при соблюдении условия о сумме доходов независимо от вида налога специального налогового режима по данному виду деятельности (Рекомендации Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Уральского округа N 1/2018).
При установленных обстоятельствах, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления заявителю страховых взносов в сумме 347 811 руб. 89 коп., а также пени в сумме 31 202 руб. и штрафа в сумме 24 694 руб. 64 коп. Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение инспекции является законным и обоснованным. Кроме того, в решении суда содержатся выводы не соответствующие предмету спора.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании оспариваемого решения налогового органа недействительным, подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При обращении в суд с заявлением и с апелляционной жалобой заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 6000 руб. (3000 руб. +3000 руб.). В соответствии с правилами стать 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы предпринимателя подлежат возмещению за счет налоговых органов (4500 руб.). Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе (1500 руб.) подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 июня 2019 г. по делу N А76-1974/2019 отменить, заявленные требования общества с ограниченной ответственностью Лечебно-профилактическая медицинская организация Центр здоровья "АВА" - удовлетворить.
Признать недействительным принятое Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска решение от 12 октября 2018 г. N 7453 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Челябинска в пользу общества с ограниченной ответственностью Лечебно-профилактическая медицинская организация Центр здоровья "АВА" (ОГРН 1147451018538) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Лечебно-профилактическая медицинская организация Центр здоровья "АВА" (ОГРН 1147451018538) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 11 июля 2019 г. N 27.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1974/2019
Истец: ООО ЛПМО Центр здоровья "АВА"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска