г. Самара |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А65-5173/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А., судей Коршиковой Е.В., Ястремского Л.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 2019 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УТ "Татспецтранспорт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 мая 2019 года, принятого по делу N А65-5173/2019, судья Бредихина Н.Ю.,
по иску казенного учреждения Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" (ОГРН 1031800554235, ИНН 1831088158), Удмуртская Республика, город Ижевск,
к обществу с ограниченной ответственностью "УТ "Татспецтранспорт", Республика Татарстан, город Альметьевск,
о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге Удмуртской Республике сумму в размере 11 430 руб.,
с привлечением к участию третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-Актив", Республика Татарстан, город Альметьевск,
установил:
Казенное учреждение Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Татнефть-Актив" о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге Удмуртской Республики на сумму 11 430 руб.
В обоснование требования истец указал, что 26.05.2016 г. при осуществлении весового контроля на 12 км автодороги Бураново-Киясово было произведено взвешивание транспортного средства - тягача TATRA Т815-230NЗТ, регистрационный номер Т 910 ТХ 116 с полуприцепом - НЕФАЗ 93341, регистрационный номер АН 2740 16, принадлежащего ответчику (под управлением водителя Гайнутдинова О.Г.).
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2019 г. исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2019 г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
29.03.2019 г. от истца в материалы дела поступило ходатайство о замене ненадлежащего ответчика ООО "Татнефть-Актив" - надлежащим ООО "УК "Татспецтранспорт".
Определением от 24.04.2019 г. Арбитражный суд Республики Татарстан в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил ходатайство истца, заменив ненадлежащего ответчика - ООО "Татнефть-Актив" надлежащим - ООО "УТ "Татспецтранспорт".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2019 г. в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ООО "Татнефть-Актив".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 мая 2019 года иск удовлетворен.
С ООО "УК "Татспецтранспорт" в пользу КУ УР "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" взыскана сумма ущерба, причиненного автомобильной дороге Удмуртской Республики в размере 11 430 руб.
С ООО "УК "Татспецтранспорт" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "УК "Татспецтранспорт" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку судом неправильно применены нормы права.
В обоснование своей просьбы ответчик указал, что согласно пункту 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 272 при перевозке делимого груза в связи с отсутствием общего перегруза транспортного средства отсутствует необходимость контроля за перегрузом по осям.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "УК "Татспецтранспорт" ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
26.05.2016 г. на транспортном средстве - тягач TATRA Т815-230NЗТ, регистрационный номер Т 910 ТХ 116 с полуприцепом НЕФАЗ 93341, регистрационный номер АН 2740 16, под управлением водителя Гайнутдинова О.Г. осуществлялась перевозка грузов по автодороге Бураново-Киясово.
При осуществлении весового контроля на пункте весового контроля ПВК-6 выявлено превышение допустимых осевых нагрузок (на 48,55 %) транспортного средства.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании весы N 1718, поверены 30.03.2016 г., свидетельство N 370822 и весы N 1808, поверены 30.03.2016 г., свидетельство N 370821.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт N 203 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 26.05.2016 г.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Удмуртской Республики, составила 11 430 руб., указанное обстоятельство послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 к указанному постановлению.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом.
Согласно статье 29 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 г. N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза.
Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате.
Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 31 закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ).
Одновременно, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Удмуртской Республики, осуществляется на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 272 или указанными в специальном разрешении.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок оператором ППВК в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" произведен расчет суммы ущерба, который составил 11 430 руб.
Факт осуществления ООО "УК "Татспецтранспорт" перевозки тяжеловесного груза подтвержден актом N 203 от 26.05.2016 г. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.
Выявление транспортного средства с весовыми параметрами, превышающими допустимые, производится инспектором - оператором ППВК. Акт N 203 подписан водителем транспортного средства Гайнутдиновым О.Г. без замечаний и (или) возражений. В установленном порядке указанный акт не обжалован.
Расчет проверен судом, признан правомерным.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика платы в счет возмещения вреда, причинного автомобильной дороге транспортным средством - тягач TATRA Т815-230NЗТ, регистрационный номер Т 910 ТХ 116 с полуприцепом НЕФАЗ 93341, регистрационный номер АН 2740 16, принадлежащим ответчику, в сумме 11 430 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в полном объеме.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 мая 2019 года, принятого по делу N А65-5173/2019, оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УТ "Татспецтранспорт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5173/2019
Истец: Казенное учреждение Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики", г.Ижевск
Ответчик: ООО "Татнефть-Актив", г.Альметьевск
Третье лицо: ООО "УК "ТатСпецТранспорт", ООО "УТ "ТатСпецТранспорт"