г. Челябинск |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А34-5551/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н..,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 11.06.2019 по делу N А34- 5551/2019 (судья Желейко Т.Ю.).
Судебное заседание проводится с использованием видеоконференц-связи, организацию которой осуществляет Арбитражный суд Курганской области.
В заседании принял участие представитель заявителя - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) - Уткина В.В. (доверенность от 09.01.2019).
Заинтересованное лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Градострой" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате и времени заседания на официальном сайте суда в сети Интернет.Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя заинтересованного лица.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Общества с ограниченной ответственностью "Градострой" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Градострой") о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, за отчётные периоды апрель, май 2016 года, август 2018 года в общей сумме 1500 руб. 00 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11 июня 2019 года (Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2019 года) в удовлетворения заявленных требований отказано.
Управление (далее также - апеллянт, податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд указывает, что при установлении ответственности и назначении наказания следует руководствоваться положениями главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
Заявитель считает, что им не пропущены сроки для вынесения решения о привлечении к ответственности, а также для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, иных пресекательных сроков для взыскания штрафных санкций законом не предусмотрено.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заинтересованное лицо состоит на учёте в органе Пенсионного фонда в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (регистрационный номер 055-004-040404) (л.д. 10-14) с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
Заинтересованным лицом в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" 24.11.2017 за отчётные периоды апрель, май 2016 года (л.д. 15, 20); 15.10.2018 за отчётный период август 2018 года (л.д. 25).
Управлением 16.11.2018 проведены проверки по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётные периоды апрель, май 2016 года, август 2018 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за указанные отчётные периоды представлены не своевременно.
По результатам проверки отчётности по форме СЗВ-М за указанные отчётные периоды Управлением 16.11.2018 составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования за апрель 2016 года N 055S18180005232 (л.д. 17), за май 2016 года N 055S18180005233 (л.д. 22), за августа 2018 года N 055S18180005234 (л.д. 27). В актах указано, что рассмотрение материалов проверки, с учётом представленных страхователем документов состоится 25.12.2018 в 10 часов 00 минут.
По результатам рассмотрения актов Управлением 25.12.2018 в отсутствие представителя заинтересованного лица вынесены решения N 055S19180005870 (л.д. 18), N 055S19180005871 (л.д. 23) и N 055S19180005872 (л.д. 28) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Закона N27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 1500 руб. (3 х 500 руб.).
23.01.2019 Управлением страхователю выставлено требование N 055S01190000235 (л.д. 19), N 055S01190000236 (л.д. 24) и N 055S01190000237 (л.д. 29) об уплате в срок до 12.02.2019 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Поскольку в установленный законом срок требование не исполнено, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании санкций в общей сумме 1500 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу о том, что срок на взыскание санкций в судебном порядке истек, соответственно обращение в суд Пенсионного фонда проведено за пределами установленного законом срока.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Основанием для привлечения общества к ответственности Управление считает представление обществом сведений по форме СЗВ-М за апрель, май 2016 года, август 2018 года с нарушением сроков: за апрель 2016 года 24.11.2017 вместо 16.05.2016, за май 2016 года 24.11.2017 вместо 15.06.2016 и за август 2018 года 15.10.2018 вместо 17.09.2018.
Из содержания части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Таким образом, обществом нарушен срок на представление форм СЗВ-М.
В статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
При этом, как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
Срок составления указанного акта Законом N 27-ФЗ не установлен.
Однако, отсутствие в Законе N 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания, должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта, считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (часть 7 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 12).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 17).
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Из материалов дела следует, что правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений за апрель, май 2016 года совершено обществом 16.05.2016 и 15.06.2016 соответственно, то есть в момент непредставления сведений по форме СЗВ-М "исходная".
Апелляционная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что именно с этого момента заявитель обнаружил совершенное ответчиком правонарушение, поскольку, с момента непредставления сведений заявитель, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение ответчиком установленного срока для предоставления сведений.
С учётом вышеуказанных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 1 день на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений за апрель, май 2016 года совершено обществом 16.05.2016 и 15.06.2016 соответственно, следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности указанных сроков, истек, соответственно обращение в суд Пенсионного фонда 06.05.2019 проведено за пределами установленного законом срока.
То обстоятельство, что правонарушения зафиксированы актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования от 16.11.2018 N 055S18180005232 и N 055S18180005233, то есть спустя более чем два года после совершения нарушения, не является основанием для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты фактического принятия решения, так как решение составлено с нарушением срока, установленного статьёй 17 Закона N 27-ФЗ.
Пропуск установленного законом срока для обращения в суд с соответствующими требованиями в силу части 2 статей 115 АПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 N 7830/06 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2007 N 13704/07).
Доводы апелляционной жалобы о том, что частью 19 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ Закона предусмотрено, что страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного Фонда узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности), не свидетельствуют о том, что Управление вправе обращаться с заявлением о взыскании штрафных санкций в пределах трехлетнего срока со дня совершения правонарушения. Данный срок неприменим к требованиям о взыскании начисленных штрафных санкций, а определяет срок давности привлечения страхователя к ответственности решением органа Пенсионного Фонда. Шестимесячный срок на взыскание штрафных санкций в судебном порядке, установленный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, истек на момент обращения заявителя в суд.
При таких обстоятельствах, отказ суда во взыскании с ООО "Градострой" финансовой санкции в части непредставления в установленный срок сведений за апрель, май 2016 года в сумме 1000 руб. является законным и обоснованным.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В то же время, оценив материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ и фактические обстоятельства дела в совокупности, суд апелляционной инстанции не может согласится с выводом суда первой инстанции о пропуске срока взыскания финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года.
Правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений за август 2018 года совершено обществом 17.09.2018 (с учетом выходных дней), с заявлением о взыскании финансовых санкций Пенсионный фонд обратился в суд 06.05.19, следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности указанных сроков, не истек.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании санкции в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2018 года не имелось.
Исходя из изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению в части на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы по государственной пошлине по заявлению распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд принимает во внимание, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с заинтересованного лица непосредственно в федеральный бюджет пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 11.06.2019 по делу N А34-5551/2019 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Заявленные Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) требования удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Градострой" в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штрафные санкции в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2018 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Градострой" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 666 руб. 60 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5551/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КУРГАНЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "Градострой"