27 августа 2019 г. |
Дело N А43-13625/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2019 по делу N А43-13625/2019,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (ОГРН 1025203733510, ИНН 5262004442) о признании незаконным и отмене решения администрации города Нижнего Новгорода от 28.01.2019 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации города Нижнего Новгорода - Вахромова Е.А. по доверенности от 14.12.2018 N 01-293/Д сроком действия по 31.12.2019;
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" - Богданова Н.В. по доверенности от 19.03.2019 N 74/19 сроком действия по 31.12.2019.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (далее - Учреждение) 20.12.2018 обратилось в администрацию города Нижнего Новгорода (далее - администрация) с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - щита 6х3, по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Родионова, около дома N 187.
По итогам рассмотрения заявления 28.01.2019 администрация вынесла решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Учреждение не согласилось с решением администрации и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации от 28.01.2019 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Решением от 13.06.2019 Арбитражный суд Нижегородской области заявленное Учреждением требование удовлетворил.
Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что в данном случае место размещения предлагаемой к установке рекламной конструкции относится к 4 территориальной зоне. Как поясняет администрация, в соответствии с пунктом 4.5.5 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде, утвержденных Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 N 119 (далее - Правила установки) на территории центральных общественно-деловых, коммерческих, общественных специализированных и жилых зон, входящих в 4 территориальную зону, установка рекламных конструкций в виде щитов 6 х 3 не разрешается, в перечне допустимых рекламных конструкций данной территориальной зоны такой тип конструкции не указан.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).
На основании пункта 6.1 Правил установки установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Нижнего Новгорода допускается при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию. Форма разрешения утверждается постановлением администрации города Нижнего Новгорода.
Разрешение выдается администрацией города Нижнего Новгорода по заявлению владельца рекламной конструкции либо собственника земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, лица, управомоченного собственником имущества, в том числе арендатора, лица, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (далее - управомоченное лицо), при условии, что документом, наделяющим управомоченное лицо правом распоряжения, владения или управления имуществом, земельным участком, к которому присоединяется рекламная конструкция, предоставлено право установки и эксплуатации рекламной конструкции, а сама установка и эксплуатация рекламной конструкции и место такой установки и эксплуатации не будет противоречить целевому назначению использования предоставленного имущества, земельного участка, а также документам территориального планирования города Нижнего Новгорода, градостроительным нормам и правилам, обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода и требований по безопасности движения транспорта (6.2.1 Правил установки).
Внешний архитектурный облик сложившейся застройки города - эстетическое единство естественных и искусственных компонентов городской среды, связанных в единое композиционное, историческое, культурное, природное образование, имеющее материальную и духовную ценность. С целью определения соответствия рекламных конструкций и мест их размещения внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города настоящими Правилами устанавливаются следующие требования: соблюдение типов и видов допустимых к установке рекламных конструкций; соблюдение общих и специальных требований к рекламным конструкциям; соблюдение требований к порядку размещения рекламных конструкций с учетом деления территории города на зоны (пункт 1.2.9 Правил установки).
Как следует из решения администрации, мотивированного обоснования причины отказа с указанием конкретных критериев, которым не соответствует дизайн-проект рекламной конструкции, подлежащей размещению, администрацией в тексте отказа не приведено. В оспоренном решении также отсутствуют пояснения, как рекламная конструкция может нарушить архитектурно-художественный облик места размещения конструкций, его композиционную целостность.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции не усмотрел, что имеются какие-либо архитектурно-художественные элементы, которые может нарушить рекламная конструкция Учреждения.
Объективных доказательств нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода рекламной конструкцией Учреждения администрацией в материалы дела не представлено.
Из представленных в материалы дела документов не следует, что непосредственно в районе проектируемого размещения рекламной конструкции имеются какие-либо архитектурные стилевые ансамбли и объекты культурного или исторического значения, препятствующие размещению заявленной рекламной конструкции.
Убедительных доводов, подтвержденных достаточными, достоверными доказательствами, свидетельствующими о том, что предполагаемая рекламная конструкция выглядит не эстетично, нарушает визуальное восприятие среды и не соответствует архитектурному облику сложившейся застройки, администрацией не приведено.
В оспариваемом решении администрация ссылается на генеральный план г. Нижнего Новгорода, согласно которому место установки предполагаемой рекламной конструкции находится в зоне смешанной жилой застройки и входит в подзону территорий центральных общественно-деловых, коммерческих, общественных специализированных и жилых зон 4 территориальной зоны. При этом на основании пункта 4.5.4 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций установка рекламных конструкций в виде щитов размером 6х3 не разрешается, в перечень допустимых рекламных конструкций данной территориальной зоны такой тип конструкции не указан.
Вместе с тем, администрацией при вынесении оспариваемого решения не учтено, что земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060206:15, где планируется установка рекламной конструкции, принадлежит Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 4.2.2 Правил установки места установки рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Нижегородской области или города Нижнего Новгорода, должны соответствовать схеме.
Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.04.2017 N 82 внесены изменения в Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.01.2014 N 11 "Об утверждении Схемы и адресного перечня мест размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Нижегородской области или города Нижнего Новгорода".
Указанным решением место размещения рекламной установки по адресу: г Нижний Новгород, ул. Родионова, д.187, включено в схему, что свидетельствует о соответствии места размещения предполагаемой рекламной конструкции территориальному планированию и не нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки.
Как установлено судом первой инстанции, ул. Родионова, где предполагается размещение рекламной конструкции Учреждения, относится к территориальной зоне - "зона транспорта и улично-дорожной сети, имеющие общую границу с центральными общественно-деловыми, коммерческими, общественными специализированными и жилыми зонами и территории центральных общественно-деловых, коммерческих, общественных специализированных и жилых зон".
В силу пункта 4.5.4 Правил установки в территориальной зоне 4 допускается размещение рекламных конструкций в зоне транспорта и улично-дорожной сети улиц и набережных - рекламные конструкции большого формата: щиты 3x6.
Согласно представленной в материалы дела информации с Генерального плана города Нижнего Новгорода (геоинформационный портал города Нижнего Новгорода http://geonn.grad-nn.ru) место установки предполагаемой рекламной конструкции входит в зону транспорта и улично-дорожной сети, что позволяет устанавливать рекламные конструкции большого формата в виде щита размера 3x6.
Установленные по делу обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к верному выводу, что оспоренное решение принято администрацией без достаточных законных оснований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Учреждения.
Одновременно суд посчитал необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать администрацию в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения, связанные с решением от 28.01.2019 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, выдать Учреждению разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Родионова, около д.187, по его заявлению от 20.12.2018 N 12-04-06-3417.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как бездоказательные, не опровергающие законность выводов суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Администрация от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2019 по делу N А43-13625/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-13625/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО"
Ответчик: Администрация города Н.Новгорода в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры города Н.Новгорода