город Воронеж |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А08-12721/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей: Семенюта Е.А.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Малюгиным П.А.
от индивидуального предпринимателя Громова Валерия Григорьевича и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области - представители не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Громова Валерия Григорьевича на решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.06.2019 по делу N А08-12721/2018 (судья Воловикова М.А.), по заявлению индивидуального предпринимателя Громова Валерия Григорьевича (ИНН 312329960549, ОГРН 319312300025401) об обязании управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (ИНН 3123113560, ОГРН 1043107046861) произвести регистрационные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Громов Валерий Григорьевич (далее - ИП Громов В.Г., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением об обязании управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Белгородской области (далее - управление Росреестра по Белгородской области, управление, регистрирующий орган) зарегистрировать земельные участки, как самостоятельные и поставить на кадастровый учет земельный участок (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Громов В.Г. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на то, что в соответствии со статьей 1 Закона Белгородской области от 31.12.2003 N 111 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области" в редакции Закона Белгородской области от 17.06.2015 N365 "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Закона Белгородской области от 31.12.2003 N 111 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области" (далее - Закон Белгородской области от 31.12.2003 N111 в соответствующей редакции) действие указанного закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Управление Росреестра по Белгородской области в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Ссылается на законность принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации и государственного кадастрового учета по инициативе самого заявителя.
Считает, что у суда не имелось оснований для возложения на регистрирующий орган обязанности совершить определенные действия.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От управления Росреестар по Белгородской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Из представленных материалов регистрационного дела следует, сведений о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером 31:02:0000000:454 (а также о местоположении границ контуров указанного земельного участка), площадью 224 000 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская область, Прохоровский район, Прелестненский сельский округ, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства" внесены в ЕГРН на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N 31-0-1-81/3003/2013-168 от 15.02.2013.
В состав указанного многоконтурного земельного участка входят: контур многоконтурного земельного участка 1 площадью 172 000 кв.м., контур многоконтурного земельного участка 2 площадью 19 000 кв.м., контур многоконтурного земельного участка 3 площадью 20 000 кв.м., контур многоконтурного земельного участка 4 площадью 13 000 кв.м. Многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 31:02:0000000:454 образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 31:02:0000000:218.
В МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N 31-0-1-44/3022/2018-140 и с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 31/001/005/2018-762 19.04.2018 обратился ИП Громов В.Г. в связи с образованием четырех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 31:02:0000000:454, расположенного по адресу: Белгородская область, Прохоровский район, Прелестненский сельский округ.
К заявлению был приложен межевой план от 19.04.2018, подготовленный кадастровым инженером Малякиным А.А., в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием четырех земельных участков: 1-й площадью 172 000 кв.м., 2-й площадью 13 000 кв.м., 3-й площадью 19 000 кв.м., 4-й площадью 20 000 кв.м., путем раздела земельного участка с кадастровым номером 31:02:0000000:454.
По результатам рассмотрения заявления 07.05.2018 органом регистрации был приостановлен кадастровый учет, о чем заявителю было сообщено уведомлением о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 07.05.2018 N 31/18-15446.
В качестве оснований приостановления государственного кадастрового учета указаны нарушения, предусмотренные пунктами 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 218-ФЗ): не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства РФ.
Межевой план, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно, требованиям Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Приказ N 921).
При анализе дополнительных документов, поступивших с заявлением о приеме дополнительных документов, орган кадастрового учета пришел к выводу, что причины, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета, устранены не были.
Впоследствии 27.12.2018 по инициативе самого заявителя государственная регистрация и государственный кадастровый учет был прекращен. О прекращении регистрационных действий предпринимателю сообщено уведомлением от 29.12.2018 N 31/001/005/2018-762.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением об обязании управления Росреестра по Белгородской области осуществить действия по государственной регистрации земельных участков как самостоятельных.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра, регулируются Законом о государственной регистрации.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
Частью 1 статьи 21 закона N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Порядок осуществления государственной регистрации прав регламентирован статьей 29 Закона N 218-ФЗ и включает в себя следующие стадии: прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 названного Закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных названным Законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 названного Закона, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 Закона, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав; выдача документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав, либо после прекращения государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Неустранение в течение срока приостановления государственной регистрации причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 названного Закона, является, как это следует из статьи 27 Закона N 218-ФЗ, основанием для отказа в государственной регистрации прав.
На основании п. 1 ст. 9 Закона Белгородской области от 31.12.2003 N 111 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области" минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не может быть менее площади земельного участка, соответствующего доле в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определенной на момент бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан на соответствующей территории, указанной в свидетельстве о праве на земельную долю, а при его отсутствии - в выписке из решения органа местного самоуправления о приватизации земель сельскохозяйственного назначения, принятого до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", удостоверяющей право на земельную долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, если иное не предусмотрено федеральным законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Преобразуемый земельный участок с кадастровым номером 31:02:0000000:454 был образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 31:02:0000000:218 (категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства), расположенный по адресу: Белгородская область, Прохоровский район, Прелестненский сельский округ.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 31:02:0000000:454 имеет вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства".
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, доле в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определенной на момент бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан на территории Прелестненского сельского округа соответствовала площадь 5,6 га.
Однако в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 31:02:00000000:454, образуемые размеры новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения меньше площади земельного участка, соответствующего доле в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а именно: 2-й площадью 1,3 га, меньше 5,6 га, 3-й площадью 1,9 га меньше 5,6 га, 4-й площадью 2 га меньше 5,6 га.
Кроме того, на государственную регистрацию не поданы заявления на образуемые земельные участки: 2-й площадью 13 000 кв.м., 3-й площадью 19 000 кв.м., 4-й площадью 20 000 кв.м.
Указанное свидетельствует о правомерности действий регистрирующего органа по приостановлению государственной регистрации, выразившихся в направлении заявителю уведомления от 07.05.2018 N 31/18-15446.
При этом судом отклоняются ссылки на внесение изменений в Закон Белгородской области от 31.12.2003 N 111, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства изменения категории спорных земельных участков и их вида разрешенного использования на момент обращения за совершением регистрационных действий.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что из приведенных положений Закона N 218-ФЗ в совокупности с требованиями ч. 1 ст. 198 АПК РФ следует, что само по себе принятие регистрирующим органом решения о приостановлении государственной регистрации не может быть признано нарушением прав и законных интересов заявителя. Таким нарушением может являться принятие уполномоченным органом отказа в государственной регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В рассматриваемом случае из материалов дела очевидно следует, что уведомлением о приостановлении государственной регистрации не нарушены и не могли быть нарушены права ИП Громова В.Г. В рассматриваемом случае отказ в государственной регистрации управлением не принимался, регистрационные действия были прекращены в связи с поступлением от ИП Громова В.Г. соответствующего заявления (уведомление от 29.12.2018 N 31/001/005/2018-762).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов судебных актов по данному делу в рамках настоящего дела у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, решение суда первой инстанции является верным.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с положениями ст.110 АПК РФ, судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.06.2019 по делу N А08-12721/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Громова Валерия Григорьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-12721/2018
Истец: Громов Валерий Григорьевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области