г. Вологда |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А66-5783/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в судьи Осокиной Н.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" на решение Арбитражного суда Тверской области от 02 июля 2019 года по делу N А66-5783/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кабинет 12; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.04.2019 N 3490/18 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда 02 июля 2019 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении его заявления. В обоснование своей позиции ссылается на малозначительность совершенного правонарушения и пропуск управлением срока давности привлечения общества к административной ответственности.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В силу пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Московского района города Твери в рамках осуществления надзора за соблюдением прав граждан на бесперебойное предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения изучена (далее - ГВС) представленная обществом информация об отключениях потребителей коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Установлено, что 29.09.2018 в 11 час 30 мин в городе Твери произведено отключение ГВС в многоквартирных жилых домах N 46а, 48/15 по улице 15 лет Октября, N 10, корпус 2, по улице Богданова, N 11/12 по улице Тамары Ильиной, N 32/3, 34, 36/46 по проспекту Победы.
Причиной отключения явилось проведение обществом ремонтных работ на участке тепловых сетей от ТК-37А-8 до ТК-37А-10 для предотвращения аварийной ситуации.
Подключение перечисленных жилых домой к ГВС осуществлено обществом в 18 час 20 мин 29.09.2018.
Кроме того, 29.09.2018 в 15 час 10 мин произведено отключение ГВС в многоквартирных жилых домах N 1, 3, 5 по улице Орджоникидзе города Твери по причине проведения заявителем ремонтных работ на участке тепловых сетей от ТК-803-2 до ТК-803-4 для предотвращения аварийной ситуации.
Время подключения коммунальной услуги ГВС в названные жиле дома по улице Орджоникидзе - 18 час 25 мин 30.09.2018.
Посчитав, что в указанных многоквартирных домах ГВС отсутствовало свыше допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, установленной пунктом 4 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2019 N 354 (далее - Правила N 354), прокуратура вынесла постановление от 20.02.2019 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ.
Этим же постановлением материалы дела направлены в управление для рассмотрения.
Постановлением управления от 12.04.2019 N 3490/18 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа в размере для юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статья 2 Закона N 2300-1 гарантирует предоставление потребителю коммунальной услуги, соответствующей по качеству требованиям, предусмотренным законом или в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) горячее водоснабжение является коммунальной услугой.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В силу пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354 собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах определены требования к качеству предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии тупиковой магистрали 24 часа подряд.
Следует из материалов дела и не отрицается заявителем, что он имеет статус единой теплоснабжающей организации, производит поставку коммунальных ресурсов в домовые сети, как ресурсоснабжающая организация, и несет ответственность за соблюдение режима и качества горячего водоснабжения и отопления жилых домов города Твери и, соответственно, обязано предоставлять гражданам, проживающим в жилых домах, коммунальные услуги в необходимых объемах (до границы эксплуатационной ответственности).
Управлением в ходе проверки установлено, что общество в нарушение пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354 допустило отключение в вышеуказанных жилых домах горячего водоснабжения на период свыше допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, то есть более 4 часов единовременно.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статье 7.23 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 указанного Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Согласно статье 2.1 настоящего Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае общество не представило как доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, так и доказательств того, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне его контроля.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Доводы общества о пропуске управлением срока привлечения его к административной ответственности за вмененное правонарушение являются необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей составляет 1 год.
В особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем при квалификации объективной стороны состава правонарушения следует исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Закон N 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества.
Как следует из материалов дела, вмененное обществу правонарушение совершено в рамках правоотношений по обеспечению гражданина коммунальной услугой по водоснабжению.
Следовательно, к рассматриваемому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Применение к правоотношениям по предоставлению коммунальных услуг положений Закона N 2300-1 следует также из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".
Поскольку правонарушение, выразившееся в отключении потребителей от системы ГВС с нарушением установленной продолжительности времени, совершено 29.09.2018, то на момент принятия 12.04.2019 оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Административный штраф назначен управлением в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ, соразмерен совершенному деянию, соответствует характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не усмотрел.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 данного постановления).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Обществом в материалы дела не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения имел место исключительный случай, данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к требованиям действующего законодательства, несет угрозу охраняемым общественным отношениям, здоровью граждан.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для отмены оспариваемого постановления управления и удовлетворения заявления общества.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02 июля 2019 года по делу N А66-5783/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5783/2019
Истец: ООО "Тверская генерация"
Ответчик: ГУ "Государственная жилищная инспекция" Тверской области