г. Челябинск |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А47-2687/2019 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.05.2019 по делу N А47-2687/2019 (судья Сердюк Т.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Степные просторы" (далее - заявитель, ООО "Степные просторы", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее - заинтересованное лицо, Росалкогольрегулирование, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 06-12/295/2018 от 07.02.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.05.2019 требования ООО "Степные просторы" удовлетворены: постановление от 0N 29-02/17 от 28.12.2017 признано незаконным и отменено.
Росалкогольрегулирование (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Росалкогольрегулирование указывает, что факт представления сведений об отгрузке алкогольной продукции обществом в Единой государственной информационной системе (далее - ЕГАИС) с нарушением установленных сроков установлен. Таким образом, в действиях общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП. Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается сведениями из базы данных ЕГАИС об обороте этилового спирта, алкогольной продукции.
По мнению подателя жалобы, в данном случае в ходе производства по делу об административном правонарушении составлен и рассмотрен протокол об административном правонарушении, чем достигнута предупредительная цепь административного производства, установленная статей 31 КоАП РФ.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 272(1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Степные просторы" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.09.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области, имеет ОГРН 1125658029925, согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ, основной вид деятельности - производство дистиллированных питьевых алкогольных напитков: водки, виски, бренди, джина, ликеров и т.п., имеет лицензию N 56ПСН0008067 от 28.09.2018 на осуществление производства, хранение, и поставок произведенной алкогольной продукции (т.2 л.д.22-23).
Росалкогольрегулирование, в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проведен анализ сведений из системы ЕГАИС, в результате которого установлен факт представления ООО "Степные просторы" сведений об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС с нарушением сроков, установленных действующим законодательством.
Определением от 15.10.2018 Росалкогольрегулированием возбуждено дело об административном правонарушении и о проведении административного расследования (т.1 л.д.45-46).
В рамках проведения административного расследования 15.11.2018 должностным лицом Управления вынесено определение об истребовании документов, сведений N 06-12/295/2018-1, которым у ООО "Степные просторы" были истребованы, в том числе объяснения по фактам представления сведений в ЕГАИС с нарушением сроков, установленных действующим законодательством (т.1 л.д.48-49).
В адрес Управления 19.11.2018 от ООО "Степные просторы" поступило письмо от 19.11.2018 N 334 из которого следует, что пояснения в части нарушения сроков представления сведений в ЕГАИС об отгрузке алкогольной продукции по ТТН N883 ООО "Степные просторы" были изложены ранее в заявлении от 14.09.2018 "О внесении изменений в ЕГАИС в части отражения фактической даты отгрузки".
Из заявления ООО "Степные просторы" от 14.09.2018 "О внесении изменений в ЕГАИС в части отражения фактической даты отгрузки" (т.1 л.д.40) следует, что 17.08.2018 при отражении сведений об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС по ТТН от 17.08.2018 N 883 была допущена ошибка: неверно указана дата накладной. Вместо даты 17.08.2018 была указана дата 16.08.2018.
Также в данном заявлении от 14.09.2018 ООО "Степные просторы" обратилось с просьбой в адрес Управления о внесении изменений в ЕГАИС в части отражения фактической даты отгрузки по ТТН от 17.08.2018 N 883.
Письмом N у4-12430/0914 от 17.10.2018 Росалкогольрегулирование сообщило о принятии решения о возможности уточнения информации, содержащиеся в ЕГАИС (т.1 л.д.41). На основании заявления общества Управлением было внесены изменения в ЕГАИС в части отражения фактической даты ТТН от 17.08.2018 N 883, однако, дата отгрузки не была исправлена. Недостоверная информация в части отражения фактической даты отгрузки по ТТН от 17.08.2018 N 883, допущенная по вине общества осталась без изменения.
Извещением от 14.11.2018 заявитель был уведомлен о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ (т.1 л.д.60-62).
По результатам проверки в отношении ООО "Степные просторы" в отсутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении N 06-12/295/2018 от 27.12.2018 по признакам в действиях общества административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ (т.1 л.д.15-20).
Определением от 27.12.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 07.02.2019 на 15 час. 00 мин. (т.1 л.д.22-24).
На основании материалов дела об административном правонарушении должностным лицом Росалкогольрегулирования в присутствии генерального директора общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 06-12/295/2018 от 07.02.2019, согласно которому производство по делу об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ в отношении общества прекращено в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, ООО "Степные просторы" вынесено устное замечание (т.1 л.д.26-29).
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении N 06-12/295/2018 от 07.02.20169, ООО "Степные просторы" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, в связи с недоказанностью вины.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксацию информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке и влечет наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные и юридические лица.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в том числе, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ, организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459) определяют порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 21 Правил N 1459 установлено, что направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 1459 при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 4 настоящих Правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - территориальный орган) заявление с уточненными данными.
Порядок и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о продукции, об объеме производства и оборота продукции утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 (далее - Приказ N 149).
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией.
Заявление подается организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем в территориальный орган непосредственно через своего представителя или почтовым отправлением с описью вложения.
Согласно пункту 25 Правил N 1459 территориальный орган рассматривает заявление и принимает решение о возможности или невозможности уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, в течение 30 дней со дня получения заявления.
Территориальный орган направляет организации, сельскохозяйственному товаропроизводителю или индивидуальному предпринимателю решение о внесении уточнения в информацию, содержащуюся в единой информационной системе, либо об отказе внесения такого уточнения в течение 3 дней со дня его принятия.
В соответствии с положениями Приказа N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
Согласно пункту 5.1.1 Приказа N 149 до создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке.
В полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной (далее - ТТН), сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации - поставщика продукции.
Как следует из оспариваемого постановления, Росалкогольрегулированием в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проведен анализ сведений из системы ЕГАИС, установлен факт представления сведений об отгрузке алкогольной продукции ООО "Степные просторы" в ЕГАИС с нарушением установленных сроков и состоит в том, что накладная от 16.08.2018 N 883 с датой отгрузки продукции 16.08.2018, зафиксирована в ЕГАИС 17.08.2018.
В соответствии с товарно-транспортной накладной N 883 от 17.08.2018 грузоотправитель ООО "Степные просторы" произвел отгрузку алкогольной продукции, отпуск груза произведен 17.08.2018.
Согласно сведениям об отгрузке N 883 от 16.08.2018: дата отгрузки продукции 16.08.2018, подтверждение о фиксации в ЕГАИС 17.08.2018, номер фиксации в ЕГАИС WBF-201800200566842.
Из письма от 14.09.2018 направленного обществом в адрес Росалкогольрегулирования следует, что 17.08.2018 при отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной N 883 от 17.08.2018 на ООО "Аргумент" оператором ЕГАИС в ПО Master UTM была допущена ошибка: неверно указана дата накладной. Вместо даты 17.08.2018, была указана дата 16.08.2018. Отгрузка была зафиксирована в ПО Master UTM (дата фиксации 17.08.2018, N TTN- 0224014516, номер фиксации: WBF-2018002000566842). 17.08.2018 в ПО Master UTM был получен акт согласия от ООО "Аргумент" N00000000242 и статус изменился на "проведено". Распровести данную отгрузку с целью создания корректной не представляется возможным, так как частично данная продукция из вышеуказанной ТТН уже реализована ООО "Аргумент". Просили внести изменения в ЕГАИС в части отражения фактической даты отгрузки в сведениях об отгрузке NTTN- 0224014516.
Согласно письма от 17.10.2018 N у4-12430/0914 адресованного ООО "Степные просторы" Росалкогольрегулирования рассмотрело заявление ООО "Степные просторы" от 14.09.2018 об уточнении информации, содержащийся в ЕГАИС, и принимает решение о возможности уточнения информации, содержащейся в ЕГАИС.
На основании положительно рассмотренного заявления, в ЕГАИС внесены изменения в части даты ТТН 16.08. заменено на 17.08, но "штатный функционал системы ЕГАИС со стороны Управления не позволяет внести изменения в поле заявки о фиксации: "дата отпуска груза". Таким образом, недостоверная информация в части отражения фактической даты отгрузки по ТТН от 17.08.2018, допущенная по вине ООО "Степные просторы" осталась без изменений, а именно: 16.08.2018.
Уточнение информации, содержащейся в ЕГАИС, является правом лицензиата, которое реализовано им при наличии законных оснований, после самостоятельного выявления необходимости уточнения данных, что не может быть квалифицировано как нарушение норм Федерального закона N 171-ФЗ, Правил функционирования ЕГАИС и Порядка, N 149, и не образует события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обосновано пришел к выводам, что в действиях ООО "Степные просторы" отсутствует событие административного правонарушения.
Отсутствие события и состава административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для отмены оспоренного постановления соответствует закону и основан на материалах дела. Оснований для его переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, административным органом не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.05.2019 по делу N А47-2687/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2687/2019
Истец: ООО "СТЕПНЫЕ ПРОСТОРЫ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу