27 августа 2019 г. |
Дело N А83-427/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Государственного унитарного предприятия "Черноморнефтегаз" - Радунцева Д.В.;
представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю - Ульянкиной Ю.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Черноморнефтегаз" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 июня 2019 года по делу N А83-427/2019 (судья Авдеев М.П.)
по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (пр. Кирова, д. 52, г. Симферополь, Республика Крым, 295034)
к Межрегиональному Управлению Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю (ул. Кечкеметская, 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022), старшему государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителю начальника отдела Восточного региона Межрегионального Управления Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю Худяковой Г.А. (ул. Кечкеметская, 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Отдела по надзору на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю (ул. Кирова, д. 31-а, г. Керчь, Республика Крым, 298300)
о признании незаконным предписания,
установил:
10.01.2019 по почте Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Черноморнефтегаз" (ОГРН 1149102099717 - л.д. 84-91 т. 1, далее - ГУПРК "Черноморнефтегаз" или заявитель) в Арбитражный суд Республики Крым подано заявление о признании вынесенного 12.10.2018 Межрегиональным управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН 1149102028349 - л.д. 92-94 т. 1, далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Крыму и Севастополю или контролирующий орган) предписания N 04-05-229/2018-59П недействительным (л.д. 8-14, 103 т. 1).
Требования мотивированы тем, что заявитель не транспортирует отходы I-IV классов опасности, а на перевозку внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов имеет лицензию.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем основаниям, что ГУПРК "Черноморнефтегаз" на своих судах перевез с самоподъемных буровых установок (СПБУ), расположенных в акватории Черного и Азовского морей, на берег образовавшиеся на СПБУ отходы I-IV классов опасности, не имея на это лицензии (л.д. 13-22 т. 2).
ГУПРК "Черноморнефтегаз" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела; решение принято при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права (л.д. 32-36 т. 2).
В апелляционной жалобе указано на то, что заявитель не осуществлял перевозку отходов I-IV классов опасности, так как СПБУ не является земельным участком, заявитель перевозил с буровых установок судами снабжения образовавшиеся на буровых установках отходы производства; для перевозки морским транспортом опасных грузов заявитель имеет лицензию.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя просил удовлетворить апелляционную жалобу и пояснил, что опасные грузы перемещались с СПБУ на берег (земельный участок, предоставленный заявителю в пользование) судами заявителя, с земельного участка контрагент заявителя, имеющий лицензию на обращение с отходами I-IV классов опасности, транспортировал эти отходы по назначению.
Представитель контролирующего органа в судебном заседании просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, так как заявитель своими судами перемещал отходы I-IV классов опасности, эти суда не оборудованы для такого перемещения отходов, что создает угрозу безопасности окружающей среды; при лицензировании деятельности по транспортировке отходов I-IV классов опасности лицензиат проверяется на наличие необходимого для такой деятельности оборудования и транспортных средств.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.
12.10.2018 старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместитель начальника отдела надзора Восточного региона Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю Худякова Г.А. на основании акта проверки N 04-05-229/2018 (л.д. 116-187 т. 1) в адрес заявителя вынесла предписание об устранении выявленных в результате проверки нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которым ГУПРК "Черноморнефтегаз" предписано в срок до 01.11.2019 обеспечить транспортирование отходов с морских платформ на территорию Республики Крым в соответствии с требованиями законодательства (л.д. 15-16, 196-197 т. 1).
Актом проверки установлено, что ГУПРК "Черноморнефтегаз" в 2017-2018 годах на своих судах Б/СС/ССН "Федор Урюпин", СС/СС "Калос Лимен", СПК "Нептун-3", Б/СС/ССН "Мыс Тарханкут" переместило с СПБУ "Сиваш", СПБУ "Крым-1", СПБУ "Крым-2", СПБУ "Таврида" на берег образовавшиеся на СПБУ отходы I-IV классов опасности. В акте проверки приведено количество перемещенных отходов (л.д. 161-162 т. 1).
Факт перемещения отходов производства заявитель не оспаривает, это подтверждено накладными о приеме с СПБУ отходов (А - пластмассы, С - бытовые отходы), журналом операций с мусором, паспортами отходов III-IV классов опасности, протоколом измерений отходов (л.д. 31-77 т.1).
Письменные доказательства также подтверждают тот факт, что 17.06.2015 заявителю выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов (л.д. 17-21 т. 1).
Заявитель не имеет лицензии на транспортирование отходов I-IV классов опасности и вид деятельности по ОКВЭД 38 - Сбор, обработка и утилизация отходов, не включен в виды деятельности заявителя, что следует из ЕГРЮЛ РФ (л.д. 85-94 т. 1).
За заявителем зарегистрированы опасные производственные объекты, в том числе Фонды скважин, о чем выдано свидетельство о регистрации опасного производственного объекта (л.д. 78-83 т. 1).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
пункт 21 - деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
пункт 30 - деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Часть 2 статьи 2 этого Закона устанавливает, что задачами лицензирования являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 5 части 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что особенности лицензирования сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживание, размещения отходов I-IV классов опасности устанавливаются федеральными законами, регулирующими такой вид деятельности.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 29.07.2018) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления; отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, о чем указано в статье 1 этого Закона.
Транспортированием отходов по этому Закону (статья 1) является перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Транспортирование отходов I-IV классов опасности включено в Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062).
Часть 1 статьи 16 Закона N 89-ФЗ устанавливает, что транспортирование отходов должно осуществляться при определенных условиях; в частности при наличии : паспорта отходов, документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; а также при соблюдению требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах и на специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средствах.
Как установлено, заявитель имел в наличии документы: паспорта отходов, протоколы измерений отходов, журналы операций с мусором, накладные о приеме отходов, которые содержали сведения о количестве отходов, их классе опасности, цели и месте назначения их транспортирования.
Суд апелляционной инстанции полагает ошибочной позицию ГУПРК "Черноморнефтегаз" о том, что одно только несоответствие самоподъемных буровых установок статусу земельного участка свидетельствует об отсутствии транспортирования отходов исходя из следующего.
Согласно пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены как земельные участки и все, что прочно связано с землей, так и подлежащие государственной регистрации морские суда, суда внутреннего плавания.
Для лицензирования деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности юридическое лицо должно иметь специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения заявленных работ и соответствующие установленным требованиям, что предусмотрено Положением N 1062.
Заявитель на праве собственности имел недвижимое имущество - зарегистрированные морские суда (самоподъемные буровые установки), с которых перемещались отходы; такое перемещение осуществлено принадлежащими заявителю транспортными средствами (судами снабжения). Предметом перемещения являлись отходы производства I-IV классов опасности, а не просто опасные грузы.
Как следует из части 1 статьи 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 02.08.2019) опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Деятельность по перевозкам опасных грузов включает (в том числе) перевозку морским транспортом с использованием маломерных судов. Для лицензирования такой деятельности соискатель (лицензиат) должен иметь на законном основании предназначенные для этой цели суда, системы управления безопасной эксплуатацией судов, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов должностных лиц, для каждого судна определенные документы. Такие требования установлены Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 (ред. от 10.08.2016).
Таким образом, исходя из вида выполняемых работ, цели и требований законодательства об лицензировании Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что, перевозя с объекта недвижимости (СПБС) морским транспортом (судами снабжения) отходы I-IV классов опасности, ГУПРК "Черноморнефтегаз" осуществляло деятельность - транспортирование таких отходов, которая подлежит лицензированию. Для осуществления такой деятельности заявитель лицензии не имел, а потому вынесенное предписание соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в решении суда выводы соответствуют обстоятельствам дела; решение принято при правильном применении норм материального права и без нарушений норм процессуального права; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018, далее - НК РФ) по рассматриваемым арбитражными судами делам о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 3.000 рублей.
Пункт 12 части 1 статьи 333.21 НК РФ устанавливает, что при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Государственное унитарное предприятие "Черноморнефтегаз" обратилось с жалобой в суд апелляционной инстанции, оплатив государственную пошлину в размере 3.000 руб.
Учитывая изложенное, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 июня 2019 года по делу N А83-427/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Черноморнефтегаз" - без удовлетворения.
Возвратить Государственному унитарному предприятию "Черноморнефтегаз" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.), перечисленную платежным поручением N 6172 от 01.07.2019 через АБ "Россия".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-427/2019
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ, Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместитель начальника отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худякова Г.А.
Третье лицо: Отдел по надзору на море Восточного региона МУ ФС по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю