город Ростов-на-Дону |
|
29 августа 2019 г. |
дело N А53-4249/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону": Карюк Н.Ю. по доверенности от 31.12.2018;
от государственной жилищной инспекции Ростовской области: Науменко Л.В. по доверенности от 24.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2019 по делу N А53-4249/2019, принятое судьей Ерёминым Ф.Ф. по заявлению акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" к государственной жилищной инспекции Ростовской области
при участии третьего лица: Пестряковой Инны Юрьевны о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - АО "Водоканал Ростова-на-Дону", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 18.12.2018 N 3026.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Пестрякова Инна Юрьевна.
Решением суда от 16.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и при его вынесении законные права и интересы заявителя нарушены не были, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований общества не имеется.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Водоканал Ростова-на-Дону" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы АО "Водоканал Ростова-на-Дону" сослалось на то, что действующим законодательством на общество не возложена обязанность по проведению поверки индивидуального прибора учета (далее - ИПУ). Обязанность по самостоятельному проведению поверок возложена на абонента. Неправомерных действий со стороны общества не допущено.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 26.08.2019 в составе суда произведена замена судьи Соловьевой М.В., находящейся в очередном ежегодном отпуске, на судью Филимонову С.С. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель АО "Водоканал Ростова-на-Дону" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель государственной жилищной инспекции Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением гражданки Пестряковой И.Ю., по вопросам порядка определения размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в жилом помещении, принадлежащем ее родителям по адресу: ул. Мечникова д. 128а, кв. 7 в г. Ростове-на-Дону, на основании распоряжения от 21.11.2018 N 7830 в отношении ощества проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки инспекцией установлено, что согласно выписке из базы данных, предоставленной обществом, дата следующей поверки индивидуального прибора учета с заводским номером N 0183265510, установленного в указанной квартире должна быть 31.01.2017. Документы, подтверждающие дату окончания поверки (копия паспорта на ИПУ, акта ввода в эксплуатацию ИПУ) обществом не предоставлены. Выходом на место АО "Ростовводоканал" установило, что ИПУ N 0183265510 демонтирован. Вместо него установлен ИПУ N 30651873, о чем составлен акт контрольного обследования от 28.02.2018 N 375627, в котором обозначены данные нового счетчика с заводским N 30651873 с показаниями 51 куб.м, который введен в эксплуатацию по акту АО "Ростовводоканал" 01.03.2018. Несмотря на то, что по утверждениям АО "Ростовводоканал" срок поверки предыдущего ИПУ закончился 30.01.2017, фактически до 28.02.2018 начисления за холодное водоснабжение производились по показаниям ИПУ. Акты контрольных проверок показаний ИПУ за период до 28.02.2018, предусмотренных п. 82, 83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) АО "Ростовводоканал" не предоставлены (отсутствуют). Инспекцией установлено, что доказательства истечения срока поверки ИПУ N 0183265510 отсутствуют, факт утраты данного ИПУ установлен только актом АО "Ростовводоканал" от 28.02.2018. Административный орган пришел к выводу, что в нарушение п. 42 Правил N 354 общество выполнило перерасчет платы за период с 30.01.2017 по 28.02.2018 исходя из норматива потребления на 5 зарегистрированных лиц, без учета фактического проживания в квартире двух человек.
Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки от 18.12.2018 N 7830.
Инспекцией 18.12.2018 АО "Ростовводоканал" выдано предписание N 3026, которым предписано устранить выявленные нарушения, выполнить перерасчет собственнику квартиры N 7 по ул. Мечникова, 128А с 30.01.2017 по 28.02.2018 по показаниям прибора учета, переданным потребителем.
Полагая, что предписание является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Частью 1 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Из материалов дела следует, что учет потребления воды в указанной квартире осуществлялся по индивидуальному прибору учета с заводским номером N 0183265510. Потребитель произвел замену прибора учета с заводским номером N 0183265510 на новый счетчик с заводским N 30651873, который прошел поверку, что подтверждается актом от 16.05.2017 и руководством по эксплуатации (т.1 л.д. 50-51). После замены счетчика абонент с 15.06.2017 представлял показания по новому счетчику, что подтверждается чеками-ордерами с июня 2017 и квитанциями (т.2 л.д.13-22).
Пунктом 80 Правил N 354 установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого производится расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (пункт 81 Правил N 354).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Согласно пункту 81(11) названных Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
В рассматриваемом случае абонент с заявлением о принятии к учету нового прибора учета не обращался, вместе с тем, представлял для учета обществу показания нового счетчика, прошедшего поверку с 15.06.2017 (т.2 л.д. 14).
Из содержания оспариваемого предписания инспекции следует, что основанием для его выдачи послужил вывод инспекции о нарушении обществом требований пунктов 42, 82, 83 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 Правил (в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета коммунальных ресурсов), определяется, исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 82 Правил N 354, исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В соответствии с пунктом 83 Правил N 354, проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Документов, подтверждающих соблюдение порядка, установленного пунктами 42, 82, 83 Правил N 354, не представлено.
При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета (пункт 84 Правил N 354).
В силу пункта 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Согласно выписке из базы данных, предоставленной обществом, дата следующей поверки индивидуального прибора учета с заводским номером N 0183265510, установленного в указанной квартире должна быть 31.01.2017.
Документы, подтверждающие дату окончания поверки (копия паспорта на ИПУ, акта ввода в эксплуатацию ИПУ) обществом административному органу не предоставлены.
Выходом на место АО "Ростовводоканал" установило, что ИПУ N 0183265510 демонтирован. Вместо него установлен ИПУ N 30651873, о чем составлен акт контрольного обследования от 28.02.2018 N 375627, в котором обозначены данные нового счетчика с заводским N 30651873 с показаниями 51 куб.м, который введен в эксплуатацию по акту АО "Ростовводоканал" 01.03.2018.
Согласно пояснениям административного органа до 28.02.2018 начисления за холодное водоснабжение производились по показаниям ИПУ.
Акты контрольных проверок показаний ИПУ за период до 28.02.2018, предусмотренных п. 82, 83 Правил N 354 АО "Ростовводоканал" не предоставлены (отсутствуют). Доказательства истечения срока поверки ИПУ N 0183265510 отсутствуют, факт утраты данного ИПУ установлен только актом АО "Ростовводоканал" от 28.02.2018, иные документы отсутствуют.
При этом из материалов дела следует, что в указанной квартире зарегистрировано пять человек, однако, фактически проживают два человека, что не учтено обществом при расчете платы за период с 30.01.2017 по 28.02.2018 исходя из норматива потребления.
Учитывая вышеизложенное, общество, получая сведения по показаниям нового прибора учета с заводским номером 30651873, не провело, предусмотренную в пункте 82 настоящих Правил N 354 проверку и снятие показаний прибора учета. В связи с этим административный орган обоснованно указал на нарушение обществом требований пунктов 42, 82, 83 Правил N 354 и неправомерность расчета с учетом пяти зарегистрированных лиц.
Прибор учета с заводским номером 30651873 на момент установки прошел поверку и в дальнейшем был введен в эксплуатацию обществом в качестве прибора учета. Таким образом, в спорный период абонентом предоставлялись сведения о потребленном объеме воды по прибору учета, который являлся исправным и прошел поверку.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обществом не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2019 по делу N А53-4249/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4249/2019
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Пестрякова И. Ю.