г. Москва |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А41-44413/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании: представители не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУП Производственноэнергетического объединения "Байконурэнерго" г. Байконур на решение Арбитражного суда Московской области от 12.07.2019 по делу N А41-44413/19, принятое судьей Васильевой Е.В.,
по заявлению ГУП Производственноэнергетического объединения "Байконурэнерго" г. Байконур к ИФНС по городу и космодрому Байконуру об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по городу и космодрому Байконуру (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Инспекция) об оспаривании постановления от 04.04.2019 N 37 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее- КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУП Производственноэнергетического объединения "Байконурэнерго" г. Байконур не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители лиц, участвующих в деле в заседание не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 30.11.2016 между резидентом ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур и нерезидентом Акционерным обществом "Национальная компания "Казахстан темир жолы", Республика Казахстан (далее - АО "НК КТЖ") заключен договор электроснабжения N 148/2-16 (далее - Договор), созданного в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
На основании Договора ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур оформило в уполномоченном банке- Байконурский филиал АО "Фондсервисбанк" (далее - уполномоченный банк) паспорт сделки N 17020003/2989/0004/3/1.
В соответствии с п. 4.9. Договора "абонент оплачивает электрическую энергию (мощность) на основании платежных документов Энергоснабжающей организации".
В рамках исполнения Договора Предприятием выставлен счет от 01.04.2017 N ЭЭ-1282/30 на сумму 492737,03 рублей за оказание АО "НК КТЖ" услуг по электроснабжению в апреле 2017 года.
Оплата по счету от 01.04.2017 N ЭЭ-1282/30 в сумме 492737,03 рублей 06.04.2017 поступила на счет предприятия N KZ696010331000245753 в банке АО "Народный Банк Казахстана", расположенном за пределами территории Российской Федерации (Республика Казахстан), что подтверждается платежным ордером от 06.04.2017 N 001387917717.
В ходе проведения проверки сотрудниками инспекции выявлено нарушение требований валютного законодательства, а именно: ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур, зачислив 06.04.2017 на счет N KZ696010331000245753 в банке АО "Народный Банк Казахстана" (Республика Казахстан) валютную выручку, поступившую от АО "НК КТЖ" по Договору в размере 492737,03 рублей в качестве оплаты за услуги электроснабжения, нарушило требования, установленные ст. 12 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), чем допустило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В связи с выявленными нарушениями в отношении Предприятия, в отсутствие представителя, извещенного надлежащим образом, составлен Протокол об административном правонарушении от 26.03.2019 N 990120190326003601.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 04.04.2019 N 37, вынесенным в отсутствие представителя Предприятия, извещенного своевременно и надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции, что составляет 369552,77 рублей (492737,03 х3/4 =369552,77).
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда по данному делу, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" для целей данного Закона используются следующие основные понятия: валюта Российской Федерации - денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации; резиденты - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезиденты - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации; валютные операции - отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ определены права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 12 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за оказанные ему услуги, не входит в перечень разрешенных случаев, указанный в ст. 12 Закона N 173-ФЗ.
Поскольку совершенная резидентом и нерезидентом валютная операция также не входит в число валютных операций, совершение которых без использования счетов в уполномоченных банках предусмотрено Законом N 173-ФЗ, ее осуществление минуя счета в уполномоченных банках валютным законодательством Российской Федерации не допускается.
Осуществление обществом вышеназванной валютной операции свидетельствует о совершении обществом незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 1 ст. 1.5 настоящего Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, обязательными признаками административного правонарушения являются противоправность и виновность.
В рассматриваемом случае о вине общества в допущенном нарушении свидетельствует не совершение им предусмотренных нормами валютного законодательства действий, которые оно должно было, и имело возможность совершить.
В материалах дела не имеется доказательств того, что у ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур отсутствовала реальная возможность соблюсти требования действующего валютного законодательства, а также того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
При указанных обстоятельствах в действиях общества имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя не может быть признан состоятельным, так как ч. 1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ установлено право резидентов открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и данный факт инспекцией не оспаривается.
Кроме того, заявитель указывает, что "в соответствии с частью 4 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Данная норма Закона предоставляет право Заявителю переводить денежные средства с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации на свои счета, в том числе на счета в уполномоченный банк".
Переводы денежных средств между своими счетами, открытыми в банках на территории других государств, могут осуществляться без нарушения валютного законодательства.
Данный факт инспекцией не оспаривается, так как в Законе N 173-ФЗ установлен закрытый перечень операций, которые резиденты имеют право осуществлять с использованием счетов резидентов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации без нарушения норм валютного законодательства.
В то же время статья 6 названного Федерального закона предусматривает, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Указанная статья Федерального закона прямо указывает на статьи Закона, которыми предусмотрены ограничения по валютным операциям и в ней отсутствует отсылка на ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа, согласно пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ является валютной операцией.
Статьей 6 Закона N 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
Частью 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами производятся через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Данная норма закрепляет правила осуществления расчетов при осуществлении валютных операций резидентами - юридическими лицами (но никак не правила осуществления валютных операций только между юридическими лицами - резидентами, как указывает Заявитель).
Таким образом, из приведенных положений следует, что операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. При этом расчеты при осуществлении валютных операций резидентами - юридическими лицами должны проводиться через банковские счета в уполномоченных банках.
Согласно ст. 12 Закона N 173-ФЗ резиденты имеют право открывать без ограничений счета и вклады в иностранной валюте и валюте РФ, в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с обязательным уведомлением налоговых органов по месту своего учета в России. Между тем указанная статья устанавливает строго определенные операции с денежными средствами резидента на счетах и вкладах, открытых в банке за пределами России.
В ст. 12 Закона N 173-ФЗ приведен закрытый перечень разрешенных операций, связанных с зачислением резидентами денежных средств на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 4 и ч. 5 Закона N 173-ФЗ), и перечень разрешенных операций, связанных со списанием зачисленных денежных средств со счетов резидентов, открытых в таких банках (ч. 6 и ч. 6.1 Закона N 173-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона N 173-ФЗ наряду со случаями, указанными в ч. 4 ст. 12 названного Закона, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены средства, полученные в случаях, установленных п. п. "ж" и "з" п. 9 ч. 1 ст. 1, п. п. 10 - 12, 16 - 18 ч. 1 ст. 9, абз. 6 - 8 ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 14, а также п. п. 1 - 3 и 6 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ.
Таким образом, на счета резидента, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть зачислены денежные средства только по основаниям, перечисленным в ст. 12 Закона N 173-ФЗ, в остальных случаях денежные средства подлежат зачислению на счета резидента в уполномоченных банках. При этом зачисление денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, по основаниям, не предусмотренным ст. 12 Закона N 173-ФЗ, будет противоречить валютному законодательству.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за оказанные ему услуги, не входит в перечень разрешенных случаев, указанных в ст. 12 Закона N 173-ФЗ.
Поскольку совершенная резидентом и нерезидентом валютная операция также не входит в число валютных операций, совершение которых без использования счетов в уполномоченных банках предусмотрено Законом N 173-ФЗ, ее осуществление минуя счета в уполномоченных банках валютным законодательством Российской Федерации не допускается.
Осуществляя внешнеторговую деятельность, ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур обязано было знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2018 по делу N А41-34315/2018.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.07.2019 по делу N А41-44413/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44413/2019
Истец: ГУП Производственно-энергетическое объединение "Байконурэнерго" города Байконур
Ответчик: ИФНС России по городу и космодрому Байконур Россия, 468320, г. Байконур, г. Байконур, ул. Осташева, д. 5
Третье лицо: ИФНС России по городу и космодрому Байконур
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14372/19