г. Вологда |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А66-18782/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 августа 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Серафим" Иванова А.В. по доверенности от 09.09.2016, от Тверской таможни Николаева Р.С. по доверенности от 31.07.2019 N 06-41/39, Сафонова В.В. по доверенности от 12.08.2019 N 06-41/42, от Центрального таможенного Управления Сафонова В.В. по доверенности от 26.12.2018 N 81-28/154,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Тверской таможни на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 апреля 2019 года по делу N А66-18782/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Серафим" (ОГРН 1072724001657; ИНН 2724103565; адрес: 680022, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Чехова, дом 4, офис 217; далее - ООО "Серафим", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Тверской таможне (ОГРН 1037739218758; ИНН 7708014500; адрес: 107140, Москва, Комсомольская площадь, дом 1, строение 1; далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, оформленного письмом от 03.08.2018 N 13-19/11920, и о возложении на ответчика обязанности восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя путем совершения действий по возврату излишне взысканных таможенных платежей по декларациям на товары N 10115070/180516/0018580, 10115070/190516/0018739, 10115070/080616/0021278, 10115070/150816/0031366, 10115070/250816/0033188, 10115070/210916/0037170, 10115070/261016/0042652, 10115070/081116/0044418 в размере 6 492 538 руб. 37 коп. в форме зачета в счет авансовых платежей в ресурс ЕЛС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Центральное таможенное Управление (ОГРН 1037739218758, ИНН 7708014500; адрес: 107140, Москва, Комсомольская площадь, дом 1, строение 1; далее - управление).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с таможни в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Таможня с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Отмечает, что общество фактически отказалось от подтверждения заявленной таможенной стоимости товара и не представило таможенному органу в установленный срок запрашиваемые документы, при этом не обосновало объективную невозможность предъявления запрошенных таможней сведений.
В судебном заседании представители таможни и управления поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управлением отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество в соответствии с контрактом от 22.01.2016 N HLSF-2021, заключенного с компанией "SUIFENHE YUANRONG TRADE LIMITED LIABILITY COMPANY" на условиях поставки FCA СУЙФЭНЬХЭ, ввезло товары народного потребления различных наименований (33 товарных позиции), страна происхождения и отправления - Китай.
Товары помещение под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", задекларированы в декларациях на товары (далее - ДТ) N 10115070/180516/0018580, 10115070/190516/0018739, 10115070/080616/0021278, 10115070/150816/0031366, 10115070/250816/0033188, 10115070/210916/0037170, 10115070/261016/0042652, 10115070/081116/0044418, таможенная стоимость ввезенных товаров задекларирована обществом с использованием по первому методу определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение).
В подтверждение сведений о товаре и его стоимости декларантом в соответствии с заявленным таможенным режимом и с приложением 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок N 376) декларантом в таможенный орган представлены: контракт, дополнения (приложения) к контракту, счета, прайс-листы, транспортные документы, документы, подтверждающие транспортные расходы, и другие документы (пакеты документов сформированы к каждой спорной ДТ и перечислены на страницах 2-3 апелляционной жалобы таможни).
Выпуск товаров, задекларированных по спорным ДТ, осуществлен в соответствии с предоставленным обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов.
Впоследствии при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров таможней выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, в связи с тем, что установлена более низкая цена декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары, товары того же вида, при сопоставимых условиях их ввоза.
С использованием информационной базы иных органов установлено, что отклонение от среднего индекса иной стоимости товаров (страна происхождения - Китай).
С целью определения таможенной стоимости товаров, задекларированных в вышеуказанных ДТ, на основании пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) действовавшего в спорный период, таможенным органом приняты решения о проведении дополнительной проверки, в связи с этим у декларанта запрошены дополнительные документы и сведения в соответствии с приложением 3 к Порядку N 376.
С целью подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в спорных ДТ, ООО "Серафим" представило (кроме, как настаивает апеллянт, по ДТ N 10115070/080616/0021278) по запросам таможенного органа дополнительные документы и сведения.
Полагая, что общество уклонилось от предъявления дополнительных документов и сведений по ДТ N 10115070/080616/0021278, а представленные документы по иным декларациям не опровергают имеющейся у таможенного органа информацией о ценах на аналогичные товары, таможней приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорным ДТ. Стоимость товара определена таможней в соответствии со статьей 10 Соглашения.
В результате корректировки таможенная стоимость товаров увеличена по сравнению с первоначально заявленной, что привело к увеличению размера таможенных платежей, подлежащих уплате.
Общество 16.07.2018 в соответствии со статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), обратилось в таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ, указав в качестве основания возникновения факта излишней уплаты на принятие незаконного решения о корректировке и приложив к ним необходимые документы.
Вместе с заявлением о возврате обществом также подано заявление о внесении изменений в ДТ по первому методу определения таможенной стоимости после выпуска товара, а также форма КДТ.
Указанные заявления составлены и поданы по форме, установленной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 с приложением документов, перечень которых установлен пунктом 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Письмом таможни от 03.08.2018 N 13-19/11920 это заявление оставлено без рассмотрения и мотивировано отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; отсутствием корректировки на товары.
Не согласившись с названным этим, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу требований пункта 5 части 4 статьи 122 и пункта 4 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при подаче заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны представить копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС, действующего с 01.01.2018, излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 ТК ЕАЭС суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
В соответствии частью 2 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (пункт 4 статьи 67 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 6 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм налогов осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких налогов.
Условия декларирования таможенной стоимости товаров, представления декларантом (таможенным представителем) документов для ее подтверждения, форму декларации таможенной стоимости и правила ее заполнения, определял Порядок N 376, действовавший до 01.07.2019.
Из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 29 постановления Пленума от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление 18), следует, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Согласно пункту 9 постановления N 18 предусмотренная пунктом 3 статьи 69 ТК ТС обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.
При этом судом правомерно учтено, что непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, при осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом должно быть установлено заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров.
Однако доказательств недостоверности представленных декларантом документов либо заявленных в них сведений таможенным органом вопреки доводам его жалобы в материалы дела не представлено.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что произведенная таможенным органом корректировка заявленной обществом таможенной стоимости товаров по спорным ДТ была произведена без достаточных оснований, поскольку представленные декларантом документы содержали достаточные и достоверные сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров.
В рассматриваемом случае таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости.
Доказательств недостоверности представленных декларантом документов либо заявленных в них сведений таможенным органом не представлено. Невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товаров, в их совокупности и системной оценке таможенным органом не подтверждена.
Также суд правомерно указал на то, что источники информации, указанные в спорном решении о корректировке таможенной стоимости не соответствуют требованиям статей 2, 3, 10 Соглашения об определении таможенной стоимости, сравниваемые товары не являются однородными в понятии статьи 3 Соглашения и не могут служить основанием для расчета таможенной стоимости при ее определении по стоимости сделки с однородными товарами в рамках статьи 10 Соглашения.
Как верно отмечено судом в обжалуемом решении, таможенный орган использовал произвольную информацию о товарах, которые не являются идентичными оцениваемым товарам, и которые поставлены на условиях, отличных от условий сделки, совершенной заявителем.
Кроме того, в материалах дела усматривается, что обществом в соответствии с ответом на решение о проведении дополнительной проверки дополнительно по запросу таможенного органа представлен ряд (в том числе и по ДТ N 10115070/080616/0021278) документов, подтверждающих стоимость ввезенного товара по каждой ДТ, а также ссылки на сайты, содержащие оферты, заказы, прайс-листы продавцов (иных участников рынка) идентичных (однородных) товаров и товаров того же класса или вида иные пояснения ООО "Серафим" на заданные таможней вопросы в рамках проведения дополнительной проверки.
В соответствии с пунктом 7 постановления N 18 признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
При этом выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
Однако, как верно отметил суд, решения о корректировке таможенной стоимости не содержат конкретных фактов, свидетельствующих о недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, не приведены обоснования невозможности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также не указано, какие данные, использованные при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены и не являются достаточными и каким образом имеющиеся и не предоставленные документы по запросу влияют на количественную определенность, документальную подтвержденность и достоверность информации о стоимости сделки.
Таким образом, вывод таможенного органа о том, что в представленных документах имеются расхождения, документально не подтвержден, следовательно необоснован.
В связи с этим суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 апреля 2019 года по делу N А66-18782/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тверской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-18782/2018
Истец: ООО "СЕРАФИМ"
Ответчик: Тверская таможня
Третье лицо: Центральное таможенное Управление