город Ростов-на-Дону |
|
27 августа 2019 г. |
дело N А32-48235/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2019 по делу N А32-48235/2018 (судья Гонзус И.П.)
по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
при участии третьих лиц: КГКСУ "Фонд государственного имущества Краснодарского края", общества с ограниченной ответственностью "Де-Юре",
о признании незаконным и отмене решения
УСТАНОВИЛ:
департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее заявитель, департамент) обратился с требованиями к управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее управление, ответчик, УФАС России по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отмене решения от 30.08.2018 по делу N 22-РЗ/2018 и обязании принять решение о включении общества с ограниченной ответственностью "Де-Юре" (далее ООО "Де-Юре", общество) в реестр недобросовестных участников аукциона.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, просил отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с итоговым протоколом заседания комиссии от 24.10.2017 N 2 победителем открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:828 из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Краснодарского края, признано общество, как предложившее наибольший размер ежегодной арендной платы 288160,19 руб. Письмом департамента от 17.11.2017 N 52-41977/17-32-20 в адрес победителя аукциона направлены три проекта договора аренды земельного участка для подписания и последующей регистрации. По состоянию на данный момент договор аренды, либо отказ от заключения договора аренды в департамент не поступали. Вместе с тем, решением УФАС по Краснодарскому краю от 30.08.2018 N 22-РЗ/2018 департаменту отказано в удовлетворении требований о включении общества в реестр недобросовестных участников аукциона. В соответствии с нормами ч.ч. 26, 30 ст.39.12 ЗК РФ победитель аукциона признается уклонившимся от заключения договора купли-продажи земельного участка в случае, если в предусмотренные законом сроки, он не подписал и не представил уполномоченному органу проект договора аренды земельного участка. Общество уклонилось от подписания проекта договора аренды, следовательно, сведения о нем должны быть включены в реестр недобросовестных участников аукциона.
УФАС по Краснодарскому краю в отзыве на апелляционную жалобу указало, что письмо департамента имущественных отношений Краснодарского края (исх. N 52- 34184/18-32-12 от 03.08.2018) о включении ООО "Де-юре" в реестр недобросовестных участников аукциона поступило в Краснодарское УФАС России 09.08.2018. Организатором торгов нарушен срок направления сведений, предусмотренный пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании вышеизложенного, в соответствии пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, комиссия решила, не включать ООО "Де-юре" в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
ООО "Де-Юре" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что во исполнение пункта 20 статьи 39.12 ЗК РФ экземпляры подписанного проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона департамент должен был отправить обществу не позднее 03.11.2017. Вместе с тем, как следует из материалов дела проекты договора аренды земельного участка по результатам проведенного аукциона направлены департаментом только 17.11.2017 года, то есть с нарушением установленного законом срока. При таких обстоятельствах процедура заключения договора аренды земельного участка была нарушена департаментом ввиду направления экземпляров подписанных договоров по истечении десятидневного срока, установленного частью 20 статьи 39.12. ЗК РФ. В рамках осуществления своих функций при уклонении участников аукциона от заключения договоров антимонопольный орган осуществляет проверку фактов уклонения и в зависимости от действий, совершенных участниками аукциона при заключении договоров, принимает решение о включении или не включении сведений об участниках в реестр недобросовестных поставщиков. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных участников аукциона по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников, выражающееся в неправомерном нарушении положений Закона. С учетом вышеизложенных обстоятельств по делу, в том числе нарушения департаментом срока направления проектов договора, основания для признания общества уклонившимся от заключения договоров аренды и включения сведений о нем в реестр недобросовестных участников аукциона, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, у антимонопольного органа отсутствовали. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.04.2019 по делу N А32-29659/2018.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что департаментом издан приказ от N 1929 "О проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:828 из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края", в соответствии с котором, на аукцион выставлено право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 52422 кв.м., с кадастровым номером 23:10:0501000:828, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель СПК (колхоза) "Красное Знамя", предназначенного для сельскохозяйственного использования, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, право на который подтверждается государственной регистрацией права от 25.07.2016 N 23:23:02323:001/832/2016-6050/1.
В соответствии протоколом о результатах проведения аукциона N 2 от 24.10.2017 победителем признан участник с билетом N 4 ООО "Де-Юре" (ОГРН: 1062333000597, ИНН: 2333011267), предложивший наибольший размер ежегодной арендной платы.
Департаментом в адрес общества письмом N 52-41977/17-32-20 от 17.11.2017 посредством заказного почтового отправления направлены три экземпляра проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:828.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35001416003612, сформированному официальным сайтом Почты России, указанные документы поступили в адрес общества 29.11.2017.
Как указал департамент, в сроки, установленные пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), обществом не подписан и не предоставлен подписанный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:828.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в управление с заявлением от 03.08.2018 о включении ООО "Де-Юре" в реестр недобросовестных участников аукциона, которое поступило в адрес УФАС России по Краснодарскому краю 09.08.2018 (вх. N 8660).
Управлением рассмотрение заявления назначено на 20.08.2018 в 10 час. 30 мин., о чем заявитель уведомлен письмом управления от 13.08.2018 N 21021/9, ООО "Де-Юре" телеграммой от 16.08.2018, поданной по квитанции N 211566/405127.
Рассмотрение заявления департамента о включении общества в реестр недобросовестных участников аукциона перенесено управлением на 30.08.2018 в 10-00 час., о чем 21.08.2018 направлены извещения в адрес заявителя и общества (N 21770/9 и N21771/9 соответственно).
Комиссией УФАС России по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронный площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее комиссия) принято решение N 22-Р3/2018 от 30.08.2018 не включать ООО "Де-Юре" в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Полагая, что указанное решение является незаконным, департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 15 статьи 39.12 ЗК РФ указано, что результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В силу пункта 17 названной статьи победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
В соответствии с пунктом 20 статьи 39.12 ЗК РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. Согласно пункту 25 названной статьи, если договор аренды земельного участка в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проекта указанного договора не был подписан и представлен в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанный договор иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.
В пункте 27 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 данной статьи и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона. В соответствии с пунктом 28 указанной статьи ведение реестра недобросовестных участников аукциона осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 30 статьи 39.12 ЗК РФ в случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 названной статьи, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора, не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 29 указанной статьи, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.
Таким образом, победитель аукциона признается уклонившимся от заключения договора аренда земельного участка в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не подписал и не представил уполномоченному органу проект договора аренды земельного участка.
Судом установлено, что протокол о результатах проведения протокола составлен 24.10.2017. С учетом положений пункта 20 статьи 39.12 ЗК РФ проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:828 департамент должен был отправить обществу не позднее 03.11.2017.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу, проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0501000:828 по результатам проведенного аукциона направлен департаментом в адрес общества для подписания только 17.11.2017, т.е. с нарушением установленного ЗК РФ срока.
ЗК РФ не предусмотрена возможность продления срока направления проектов договора аренды победителю, установленного пунктом 20 статьи 39.12 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах процедура заключения договора аренды земельного участка была нарушена департаментом ввиду направления проекта договора обществу по истечении десятидневного срока, установленного частью 20 статьи 39.12. ЗК РФ.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований, предусмотренных ЗК РФ, для признания общества уклонившимся от заключения договоров аренды и включения сведений о нем в реестр недобросовестных участников аукциона.
Кроме того, департаментом нарушен срок направления сведений, предусмотренный пунктом 30 статьи 39.12 ЗК РФ. Исходя из положений пункта 30 статьи 39.12 ЗК РФ, сведения о включении общества в реестр недобросовестных участников аукциона должны были быть направлены департаментом в адрес ответчика до 21.12.2017.
Материалами дела подтверждается, что заявление департамента о включении ООО "Де-Юре" в реестр недобросовестных участников аукциона направлено в управление 03.08.2018, т.е. с нарушением сроков, установленных ЗК РФ, и поступило в УФАС России по Краснодарскому краю 09.08.2018.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания незаконным решения УФАС России по Краснодарскому краю N 22-Р3/2018 от 30.08.2018 и обязании управления принять решение о включении общества в реестр недобросовестных участников аукциона, не имеется.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции обоснованно отказано.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2019 по делу N А32-48235/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48235/2018
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: КГКСУ "Фонд государственного имущества КК", КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ", ООО Де-Юре