г. Вологда |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А44-3301/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 августа 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Кондратьевой М.С. по доверенности от 29.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 июня 2019 года по делу N А44-3301/2019,
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Великого Новгорода в лице Комитета архитектуры и градостроительства (ОГРН 1035300275372, ИНН 5321035692; адрес: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Власьевская, дом 4; далее - администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в присвоении адреса следующим объектам: сетям противопожарного водопровода (кадастровый номер 53:23:8624301:471); газопроводным сетям высокого и среднего давления (кадастровый номер 53:23:8624301:460); тепловой трассе от главного корпуса (кадастровый номер 53:23:8624301:458); сетям хозфекальной канализации (кадастровый номер 53:23:8624301:474); сетям технического водоснабжения (кадастровый номер 53:23:8624301:473); сетям трубопровода осветленной воды (кадастровый номер 53:23:8624301:467); сетям хозпитьевого водопровода (кадастровый номер 53:23:8624301:459); сетям золошлакопровода (кадастровый номер 53:23:8624301:465); сетям промливневой канализации (кадастровый номер 53:23:8624301:475); дождевой канализации ОРУ-330 кВ (кадастровый номер 53:23:8624301:493); противопожарному водопроводу ОРУ-330 кВ (кадастровый номер 53:23:8624301:497); хозяйственно-питьевому водопроводу ОРУ-330 кВ (кадастровый номер 53:23:8624301:492); хозяйственно-бытовой канализации ОРУ-330 кВ (кадастровый номер 53:23:8624301:496); внутриплощадочной дороге (кадастровый номер 53:23:8624301:498); теплотрассе модуля энергоблока ГТЭ-160 (кадастровый номер 53:23:8624301:503); кабельной трассе 330 кВ (кадастровый номер 53:23:8624301:499); кабельной трассе 6 кВ от ГРУ до ОПУ (кадастровый номер 53:23:8624301:501); хозяйственно-бытовой канализации модуля энергоблока ГТЭ-160 (кадастровый номер 53:23:8624301:491); наружному противопожарному водопроводу модуля энергоблока ГТЭ-160 (кадастровый номер 53:23:8624301:487); газопроводу высокого давления от точки врезки до модуля энергоблока ГТЭ-160 (кадастровый номер 53:23:8624301:488); производственно-дождевой канализации модуля энергоблока ГТЭ-160 (кадастровый номер 53:23:8624301:486); системе технического водоснабжения (кадастровый номер 53:23:8624301:489); а также возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (ОГРН 1045300293411, ИНН 5321100694; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, улица Октябрьская, дом 17; далее - управление).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 11 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация с таким решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает на то, что спорные объекты являются сетями инженерно-технического обеспечения и не относятся к самостоятельным объектам капитального строительства.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Администрация и управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с аннулированием администрацией названия историко-географической территории "Площадка "АО "Акрон" и образованием нового элемента улично-дорожной сети Великого Новгорода "Вяжищский проезд" общество обратилось в администрацию с заявлением от 09.01.2019 о присвоении адресов (переадресации) 58 объектам недвижимого имущества, принадлежащим обществу на праве собственности, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 53:23:8624301:150.
Рассмотрев данное заявление, администрация вынесла постановление от 24.01.2019 N 249 о присвоении адресов 36 объектам недвижимого имущества, а письмом от 29.01.2019 N 226 отказала в присвоении адресов 22 объектам недвижимого имущества, ссылаясь на пункт 5 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 (далее - Правила N 1221) и указав, что объекты (сети инженерно-технического обеспечения) не относятся к самостоятельным объектам капитального строительства, в связи с этим отсутствуют условия для присвоения адреса, предусмотренные пунктами 5, 8 и 9 Правил N 1221.
Не согласившись с отказом администрации в присвоении адресов 22 объектам, общество обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае, удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре относится к вопросам местного значения поселения.
Стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по присвоению, изменению и аннулированию адресов на территории муниципального образования "Городской округ Великий Новгород" установлен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации от 11.11.2015 N 4761 (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 1.3.1 данного Регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией и осуществляется Комитетом архитектуры и градостроительства администрации (далее - комитет) и государственным областным автономным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" через его структурные подразделения.
Согласно пункту 6 Правил N 1221 присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги установлены пунктом 40 названных Правил. Аналогичные основания предусмотрены в пункте 2.10.2 Регламента.
В материалах дела усматривается и судом первой инстанции установлено, что общество является собственником спорных 22 объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 53:23:8624301:150.
До 28.02.2013 указанный земельный участок и все объекты недвижимого имущества общества, размещенные на нем, в том числе спорные, имели адрес: Великий Новгород, площадка АО "Акрон".
Решением Думы Великого Новгорода от 28.02.2013 N 1479 элементу улично-дорожной сети в квартале 243 Великого Новгорода, являющемуся магистралью общегородского значения, связывающей Лужское шоссе и закрытое акционерное общество "Новгородский металлургический завод", присвоено наименование Вяжищский проезд.
Администрацией на официальном сайте в сети Интернет http://www.adm.nov.ru 30.09.2013 размещено извещение руководителей предприятий и организаций, расположенных в подквартале 1 квартала 243 города, о необходимости обязательной переадресации всех объектов капитального строительства в связи с аннулированием названия историко-географической территории "Площадка АО "Акрон" и образованием нового элемента улично-дорожной сети - Вяжищский проезд.
В качестве основания для отказа обществу в присвоении адресов 22 объектам недвижимого имущества администрация указала на отсутствие условий для присвоения адреса, установленных пунктами 5, 8 и 9 Правил N 1221, что предусмотрено в качестве основания для отказа в подпункте "г" пункта 40 Правил N 1221 и абзаце четвертом пункта 2.10.2 Регламента.
В силу подпункта "г" пункта 40 Правил N 1221 в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случае, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1221 объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил N 1221 присвоение адреса зданиям, сооружения и объектам незавершенного строительства осуществляется в случае выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения, а также в случае выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется).
При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства (пункт 9 Правил N 1221).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сеть инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
Отказав обществу в присвоении адресов спорным объектам, администрация доказательств их нахождения в составе каких-либо зданий или сооружений в качестве их неотъемлемой части в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представила.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что все спорные объекты недвижимости, принадлежащие обществу, поставлены на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимого имущества с назначением - "сооружение", что подтверждается кадастровыми паспортами сооружений. Все спорные объекты (включая сети канализации и водопровода) обеспечивают эксплуатацию более двух объектов капитального строительства (обслуживают все здания и сооружения, расположенные на территории земельного участка с кадастровым номером 53:23:8624301:0150), то есть не входят в состав какого-либо конкретного здания или сооружения, в связи с этим являются самостоятельными линейными объектами.
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Пунктом 10.1 статьи 1 названного Кодекса определено, что линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В данном случае сведения о каждом объекте недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости, содержащий назначение спорных объектов - "сооружение", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В силу пункта 7 Правил N 1221 присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 названных Правил. Изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.
Ранее спорным объектам был присвоен адрес: Новгородская область, Великий Новгород, площадка АО "Акрон", что отражено в Едином государственном реестре недвижимости и не оспаривается администрацией.
Одновременно суд учитывает, что аннулирование ранее присвоенных адресов спорных объектов произведено не в связи с их несоответствием условиям присвоения адреса, а по иным причинам, приведенным выше.
Вместе с тем в силу пункта 16 Правил N 1221 аннулирование адреса существующего объекта адресации без одновременного присвоения этому объекту адресации нового адреса не допускается.
Оспариваемый отказ администрации нарушает права общества в сфере экономической деятельности, что установлено судом первой инстанции и администрацией не опровергнуто.
Довод администрации о том, что не имеет правового значения факт постановки спорных объектов на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости с назначением "сооружение" в связи с несоответствием его действующему законодательству, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств и при сложившихся в конкретном деле обстоятельствах правомерно отклонен судом первой инстанции исходя из положений Закона N 221-ФЗ, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Оснований для переоценки данного довода апелляционный суд не усматривает.
Таким образом, в обжалуемом решении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией не доказано наличие оснований для отказа в присвоении адреса, установленных Правилами N 1221.
Несогласие администрации с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных АПК РФ процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и обществом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 июня 2019 года по делу N А44-3301/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3301/2019
Истец: ПАО "ТГК-2"
Ответчик: Администрация Великого Новгорода в лице Комитета архитектуры и градостроительства
Третье лицо: Управление Росреестра по Новгородской области