город Ростов-на-Дону |
|
29 августа 2019 г. |
дело N А32-51524/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Илюшина Р.Р., Ковалевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2019 по делу N А32-51524/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044) о признании недействительным решения налогового органа, принятое в составе судьи Черножукова М.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" (далее -истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю от 12.09.18 N 7539809А.
Заявленные требования мотивированы незаконностью оспариваемого решения, а так же нарушением оспариваемым решением прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2019 признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Краснодарскому краю от 12.09.18 N 7539809А. Межрайонная ИФНС России N 16 по Краснодарскому краю обязана восстановить в ЕГРЮЛ сведения об ТСЖ "Калининское" (ИНН 2311138076) как о действующем юридическом лице.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Государственная регистрация носит заявительный характер и осуществляется на основании представленных в регистрирующий орган документов. Герасимовой Т.А. в адрес регистрирующего органа представлен комплект документов для государственной регистрации сведений в отношении ТСЖ в связи с ликвидацией юридического лица. Возражения относительно предстоящей ликвидации ТСЖ в установленном действующим законодательством порядке, не представлялись. Установить недостоверность сведений на момент принятия решения о государственной регистрации, регистрирующему органу не представлялось возможным. В жалобе также указано, что заявитель имел реальную возможность не допустить ликвидацию общества без произведения расчета по его обязательствам, однако предусмотренные действующим законодательством гарантии защиты прав кредитора им реализованы не были, что повлекло неблагоприятные последствия.
В отзыве на апелляционную жалобу общество "Краснодар Водоканал" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Как следует из отзыва, решение налогового органа о государственной регистрации ликвидации ТСЖ "Калининское" не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его возможности удовлетворить имеющиеся к ТСЖ требования. В процессе ликвидации не был соблюден порядок, установленный ст. 61-64 ГК РФ.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили, направили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие сторон в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 23.05.2016 между ООО "Краснодар Водоканал" и ТСЖ "Калининское" заключен договор N 10379 холодного водоснабжения и водоотведения для управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, по условиям которого ресурсоснабжающая организация взяла на себя обязательство по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, а исполнитель обязался своевременно оплачивать принятую воду и отведенные сточные воды.
Поскольку ТСЖ "Калининское" не внесло в установленный срок платежи за оказанную услугу по договору, по состоянию на 11.12.2018 имеется задолженность перед ООО "Краснодар Водоканал" в размере 272 118, 49 руб.
В связи с неисполнением должником обязательств договору N 10379 от 23.05.2016, ему была направлена претензия с требованием о погашении задолженности.
22.05.2018 инспекцией принято решение о предстоящем исключении ТСЖ "Калининское" из ЕГРЮЛ на основании представленных ликвидатором ТСЖ - Герасимовой Т.А. в адрес инспекции документов.
Сообщение о ликвидации ТСЖ "Калининское" опубликованы 06.06.2018 в журнале "Вестник государственной регистрации о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ" N 22 (687).
08.12.2018 ООО "Краснодар водоканал" получило выписку из ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ "Калининское", в которой содержится информация о том, что ТСЖ "Калининское" ликвидировано, запись о ликвидации внесена налоговым органом 12.09.2018.
Как полагает истец, в процессе ликвидации ТСЖ "Калининское" не был соблюден порядок, установленный статьями 61-64 Гражданского кодекса РФ. Ликвидационная комиссия ТСЖ "Калининское" вопреки требованиям абзаца 2 пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ не уведомило заявителя о своей ликвидации. При составлении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов не была отражена информация о задолженности перед заявителем.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу правил статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации компании и не произвел расчета с ним.
Наличие у юридического лица не погашенной задолженности делает невозможной его ликвидацию в добровольном порядке. В этом случае такое юридическое лицо ликвидируется через процедуру банкротства в судебном порядке.
В соответствии с п. п. "а" и "б" п. 1 ст. 21 закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и завершены расчеты с его кредиторами, а также представляется ликвидационный баланс.
Однако сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Так, в силу положений п. 1 ст. 4 Закона N 129-ФЗ, ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - закон N 149-ФЗ), документы, представляемые для государственной регистрации должны содержать достоверную информацию и соответствовать требованиям закона, при этом представление документов, имеющих недостоверные данные или не соответствующих положениям законов и иных нормативных правовых актов, является непредставлением соответствующих документов, необходимых для государственной регистрации, что согласно п. п. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
На основании изложенного, апелляционный суд отклоняет как неосновательный довод инспекции о законности решения инспекции, основанный на том, что регистрирующий орган не проверят на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативно правовым актам Российской Федерации форму и содержание представленных документов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемое в деле решение и запись о прекращении деятельности общества приняты инспекций на основании заявления о добровольной ликвидации общества, решения участников общества об утверждении ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.
Таким образом, поскольку при ликвидации ТСЖ установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы (доказательства публикации, протокол участников общества) в регистрирующий орган не представлены, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о том, что требования общества, чьи права как кредитора были нарушены, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2019 по делу N А32-51524/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51524/2018
Истец: ООО "Краснодар водоканал"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, ФНС России МИ N 16 по Краснодарскому краю