г. Москва |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А41-36023/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Русаковым В.О.,
в судебном заседании участвуют:
от ООО "УК "Комфортжилсервис": Доберецкий А.М., по доверенности от 21.03.2019; от ООО "Эколайн-Воскресенск": Шайдуров М.М., по доверенности от 11.04.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УК "Комфортжилсервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2019 года по делу N А41-36023/19, принятое судьей Кулаковой И.А., по иску ООО "Эколайн-Воскресенск" к ООО "УК "Комфортжилсервис" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эколайн-Воскресенск" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "УК "Комфортжилсервис" о взыскании 2 623 599,62 рублей задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 26.09.2018, 156 406,93 рублей пеней (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2019 года по делу N А41-36023/19 исковые требования ООО "Эколайн-Воскресенск" удовлетворены.
Не согласившись с указанным определением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, между ООО "Эколайн-Воскресенск" (оператор) и ООО "УК "Комфортжилсервис" (потребитель) заключен договор по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 26.09.2018, по условиям которого истец принял на себя обязательства принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ответчик обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
Оказание истцом услуг подтверждается представленными в материалах дела доказательствами. Претензий по качеству и объему оказанных услуг ответчиком не заявлено.
Сроки и порядок оплаты по договору согласованы сторонами в разделе 2 договора.
В нарушение пункта 6 договора ответчик обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме не исполнил, в результате чего за ним образовалась задолженность за январь-март 2019 года в размере 2 623 599,62 рублей.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен пунктом 148.30 Правил N 354, согласно которому размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО, установленных исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении либо исходя из общей площади жилых помещений. Нормативы накопления ТКО устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Министерством экологии и природопользования Московской области, как уполномоченным органом государственной власти, распоряжением от 01.08.2018 N 424-РМ (в редакции распоряжения N 607-РМ от 09.10.2018) установлены годовые нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Московской области в размере 0,114 куб.м. отходов на 1 кв.м. жилой площади.
В силу статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональный операторов.
Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 690/34 "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области" для ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 установлен единый тариф в размере 787,24 руб./куб.м. с НДС.
Согласно заключенному договору, ежемесячный объем твердых коммунальных отходов в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, всего составил 1 403,23 куб.м., в том числе без крупногабаритных отходов 1 110,89 куб.м.
С учётом установленного тарифа для регионального оператора ежемесячная стоимость услуг истца в отношении 1 кв.м. для потребителей в многоквартирных домах составляет: 787,24 х 0,114 / 12 = 7,48 рублей, где: 787,24 руб/м3 - предельный единый тариф регионального оператора, 0,114 м3/м2 - установленный годовой норматив накопления ТКО для многоквартирных домов.
На дату заключения договора общая площадь жилых помещений в управлении ответчика составляла 116 935,80 кв.м.
Следовательно, ежемесячная цена заключенного договора составляет: 116 935,80 х 7,48 т 874 679,78 рублей.
В связи с произведенными региональными оператором корректировками расчетов ежемесячная стоимость услуг истца, указанная в УПД, не превышает указанную величину.
Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором. При этом материалами дела подтверждено, что истец оказывал услуги по вывозу коммунальных отходов, а ответчик принимал услуги (доказательства обратного не представлены). Доказательства заключения ответчиком договора с иной специализированной организацией на вывоз ТКО в материалы дела не предоставлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года N641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами), утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункт 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Таким образом, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Довод апелляционной жалобы в части определения размера оплаты оказанных услуг расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО отклоняется апелляционным судом, ввиду следующего.
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2016 N 505), в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящий Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом, пунктом 8 Правил коммерческого учета установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных ТКО, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов, коммерческий учет ТКО, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО, осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниями приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищных кооперативом или иных специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением от 06 мая 2011 N 354 Правительство РФ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), исходя из положений которых, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО, за исключением случая, когда введена система раздельного сбора ТКО, при котором размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании объема вывезенных контейнеров (пункты 148.30 - 148.33, 148.38 Правил N 354).
На основании пункта 148.30 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.1 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к настоящим правилам.
Пунктами 2.12. 2.15 Порядка накопления ТКО предусмотрено, что раздельное накопление твердых коммунальных отходов осуществляется с использованием двухконтейнерной системы. В контейнере синего цвета накапливаются отходы подлежащие утилизации (бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло), не загрязненные пищевыми отходами (так называемые сухие отходы). В контейнере (бункере) серого цвета накапливаются смешанные отходы. При наличии мусоропровода, он используется только для смешанных отходов, сухие отходы накапливаются в синем контейнере на контейнерной площадке.
В соответствии с пунктом 2.9. Порядка накопления ТКО, контроль за соблюдением требований к раздельному накоплению твердых коммунальных отходов осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области. При этом, пунктом 2.11 Порядка накопления ТКО предусмотрено, что раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО.
Таким образом, фактическое соблюдение условий раздельного накопления твердых коммунальных отходов (в контейнерах синего цвета - сухие отходы, в контейнерах серого цвета - только смешанные) в рамках договоров регионального оператора с потребителями и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, может быть установлено в порядке осуществления контрольных функции соответствующими органами местного самоуправления с участием регионального оператора.
Ответчиком не представлены доказательства соблюдения потребителями услуг по обращению с ТКО требований по раздельному накоплению ТКО.
В связи с изложенным, порядок расчета стоимости услуги по обращению с ТКО, исходя из объема контейнеров для накопления ТКО, в рамках договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного между истцом и ответчиком, является неприменимым, поскольку противоречит действующему законодательству.
Довод апелляционной жалобы об оплате услуг истца в размере платежей, перечисляемых потребителями управляющей организации отклоняется апелляционным судом, ввиду следующего.
Пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ предусматривает, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
По смыслу чч. 6.2, 7.1 ст. 155, чч. 1,2, 2.3, 9 ст. 161, чч. 1 - 3 ст. Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. 40, 63, 64 Правил N 354, правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении Регионального оператора как поставщика коммунальной услуги собственникам многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (Обзор судебной практики Верховного Суда Российском Федерации N 4 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года).
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, устанавливают стандарты и порядок осуществления такой деятельности для управляющих организаций, заключивших договор управления многоквартирным домом.
На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением одного из следующих стандартов: осуществление управляющими организациями расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения) и др., в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Такие требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
При этом в пункте 6 указанных требований закреплено, что платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
В силу прямого указания в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и при отсутствии в договоре между сторонами условий об обратном, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств не могут быть признаны обстоятельствами, исключающими ответственность ответчика за просрочку исполнения спорного денежного обязательства.
Возможность освобождения ответчика от ответственности за просрочку исполнения обязательства по оплате оказанных услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с неплатежами населения жилищным законодательством не предусмотрена. Обязательство по оплате услуг возложено на ответчика и не ставится в зависимость от их оплаты населением.
Ответчик, являясь коммерческой организацией, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск, а, следовательно, должен был и мог предположить и оценить возможность отрицательных последствий такой деятельности, в том числе связанных с исполнением принятых по договорам обязательств. Кроме того, ответчиком подтверждено, что за спорный период ответчик получал от населения денежные средства за оказание услуг по обращению с ТКО и не перечислял указанные средства региональному оператору, что является несоблюдением ответчиком обязанности, предусмотренной пунктом 5,6 Требований.
Довод апелляционной жалобы о неисполнении договорной обязанности истца по непредставлению ответчику актов выполненных работ не принимается судом, поскольку в представленном ответчиком экземпляре подписанного договора на оказание услуг по обращению с ТКО, соответствующего форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, отсутствует обязанность регионального оператора предоставлять потребителю акты выполненных работ.
Ответчик, руководствуясь заключенным договором, знал об объеме оказываемых региональным оператором услуг, получал денежные средства от населения за услуги по обращению с ТКО согласно установленных нормативов накопления ТКО и тарифа регионального оператора, информация о стоимости услуг регионального оператора является общедоступной, в связи с чем, ответчик обязан был обеспечить оплату оказываемых услуг в установленные сроки.
Кроме того, подпунктом "е" пунктом 13 договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 26.09.2019 ответчик обязан назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора, однако, ответчик не представил доказательств, что предпринимал разумные меры к получению указанных сведений.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции были представлены дополнительные документы. Поскольку в нарушение пункта 2 статьи 268 АПК РФ ответчиком не приведено обоснование невозможности представления таких документов в суд первой инстанции, апелляционный суд отказал в приобщении указанных доказательств к материалам дела.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2019 года по делу N А41-36023/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36023/2019
Истец: ООО "ЭКОЛАЙН-ВОСКРЕСЕНСК"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОМФОРТЖИЛСЕРВИС"