г. Владимир |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А39-9612/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 26.08.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Родиной Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Горбатовой М.Ф.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - общества с ограниченной ответственностью "ТК ГАСС-АВТО" - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 25228);
от ответчика - открытого акционерного общества "ЛАТО" - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 25229);
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Голованова Алексея Петровича, общества с ограниченной ответственностью "Региональная Нерудная Компания", Калинчук Марины Николаевны, - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК ГАСС-АВТО" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.05.2019 по делу N А39-9612/2018, принятое судьей Макеевой С.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТК ГАСС-АВТО" (ОГРН 1137746021753, ИНН 7715948741) к открытому акционерному обществу "ЛАТО" (ОГРН 1021301578077, ИНН 1322044903) о взыскании ущерба в сумме 205 400 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТК ГАСС-АВТО" (далее - ООО "ТК ГАСС-АВТО", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к открытому акционерному обществу "ЛАТО" (далее - ОАО "ЛАТО", ответчик) о взыскании ущерба за превышение грузоподъемности транспортного средства в сумме 200 000 руб. и штрафа за искажение информации о массе груза в транспортной накладной в сумме 5 400 руб.
Исковые требования основаны на статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что 01.06.2018 ОАО "ЛАТО" (грузоотправитель) осуществило погрузку груза в транспортное средство, предоставленное ему истцом, с превышением допустимой осевой нагрузки и допустимой общей ширины ТС. В связи с этим в отношении собственника автомобиля Калинчук М.Н. было вынесено постановление об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб. ООО "ТК ГАСС-АВТО" оплатило административный штраф в сумме 200 000 руб. и ссылаясь на то, что отсутствие со стороны ответчика контроля за процессом погрузки допустимой массы груза и распределения ее по осям транспортного средства стало причиной привлечения к административной ответственности, обратилось в суд с настоящим иском, полагая, что сумма штрафа составила материальный ущерб истца.
Кроме того, истец указал на необходимость взыскания с ОАО "ЛАТО" штрафа за искажение информации о массе груза в размере 5 400 руб.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.05.2019 по делу N А39-9612/2018 в удовлетворении исковых требований ООО "ТК ГАСС-АВТО" отказано.
ООО "ТК ГАСС-АВТО", не согласившись с принятым решением, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков в сумме 200 000 руб. за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства и превышение допустимых габаритов транспортного средства по ширине на основании пункта 3 части 1, 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указал, что ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, возлагается на лицо, осуществляющее погрузку груза в транспортное средство. Помимо изложенного считает, что ни Правила дорожного движения, ни условия договора не возлагают на перевозчика обязанность по взвешиванию груза перед погрузкой.
Нарушение норм материального права заявитель связывает с применением правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР от 30.07.1971 года, не подлежащих применению, в связи с утратой силы.
Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В заявлении от 14.08.2019 истец просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ответчик в отзыве от 15.08.2019 указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон третьих лиц по имеющимся доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Таким образом, предметом проверки апелляционной инстанцией является законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в части отказа в удовлетворении исковых требований ООО "ТК ГАСС-АВТО" о взыскании убытков в сумме 200 000 руб. за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства и превышение допустимых габаритов транспортного средства по ширине.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Калинчук М.Н. является собственником транспортного средства - ФОРД КАРГО ССК1 1838Т HR, государственный регистрационный знак У320ТУ/197, что подтверждается свидетельством о регистрации ТС 77 ХТ N 905173 от 18.05.2012.
В рамках договора аренды транспортного средства N 2133 от 01.01.2018 без экипажа Калинчук М.Н. (арендодатель) передала ООО "ТК ГАСС-АВТО" (арендатору) транспортное средство FORD CARGO CCK1 1838T HR, гос. рег. знак N У 320 ТУ 197 во временное владение и пользование (п.1.1 договора). 02.01.2018 указанное транспортное средство передано по акту приема-передачи истцу.
Пунктом 4.7 указанного договора предусмотрено, что в случае предъявления к арендодателю государственными контрольными/надзорными
органами (в том числе ГИБДД и т.д.), а также любыми другими государственными органами обоснованных штрафных санкций и претензий за превышение допустимой массы транспортного средства (вес транспортного средства с грузом) и/или предельно допустимые осевые нагрузкитранспортного средства, арендатор обязуется возместить штрафные санкции (а также ущерб, убытки) в добровольном порядке в течение 5 рабочих дней с даты предъявления требования одной из сторон.
На основании договора-заявки на перевозку груза N 605 от 01.06.2018, заключенного между ООО "ТК ГАСС-АВТО" (перевозчиком) и индивидуальным предпринимателем Головановым Алексеем Петровичем (заказчиком), вышеуказанным транспортным средством осуществлялась перевозка груза.
01.06.2018 ОАО "ЛАТО" (грузоотправитель) в соответствии с транспортной накладной N 2607 от 01.06.2018 осуществило погрузку груза (трубы хризотилцементные: БТ 200х5000 - 60 шт., БТ 300х5000 - 35 шт., БТ 100х3950 - 70 шт., БТ 150х3950 -80 шт.; листы хризотилцементные плоские: ЛП-НП-1500х1000-10 - 80 шт. и ЛП-НП-1500х300-8 - 480 шт., листы хризотилцементные волнистые 40/150+8ТУ - 110 шт.; упаковка - лента плоского листа 3000х1500 - 3 шт.; прокладки деревянные для плоского шифера - 2 шт.; поддон 1,5х1,0 - 2 шт., с общей массой 20 т) в транспортное средство марки ФОРД КАРГО ССК1 1838Т HR, государственный регистрационный знак У 320 ТУ 197, п/п ЕА 3717 50.
Груз был доставлен грузополучателю ООО "РНК", о чем в транспортной накладной от 01.06.2018 сделана соответствующая отметка.
06.06.2018 в отношении собственника транспортного средства Калинчук М.Н. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 18810152180606135956, согласно которому при движении транспортного средства (в составе автопоезда) марки ФОРД КАРГО ССК1 1838Т HR, государственный регистрационный знак У 320 ТУ/197, 02.06.2018 по а/д Р-158 Н. Новгород-Саратов, 143 км + 486 км в нарушение пункта 23.5 ПДД РФ, статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", было выявлено нарушение установленных ограничений по осевой нагрузке и предельно допустимой общей ширине транспортного средства.
В соответствии с указанным постановлением Калинчук М.Н. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Согласно статье 11 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта") погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки.
Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство в виде наложения административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Во исполнение постановления по делу об административном правонарушении N 18810152180606135956 от 06.06.2018 и в соответствии с пунктом 4.7 договора аренды транспортного средства N 2133 от 01.01.2018 истец (арендатор транспортного средства и перевозчик) оплатил за Калинчук М.Н. административный штраф в размере половины наложенного штрафа - 200 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 1503 от 19.06.2018.
Посчитав, что указанные расходы стали следствием действий ответчика, ООО "ТК ГАСС-АВТО" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о взыскании убытков.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав относится, в частности возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление убытков (вреда) и их размер, противоправность поведения причинителя вреда (вину), причинная связь между указанными элементами. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно статье 31 указанного Федерального закона движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, которое выдается при условии возмещения владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 от 16.11.2009 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. Пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
По договору аренды от 01.01.2018 N 2133 и акту приема-передачи от 02.01.2018 транспортное средство марки ФОРД КАРГО ССК1 1838Т HR, государственный регистрационный знак У 320 ТУ/197 передано в аренду ООО "ТК ГАСС-АВТО", сроком соответственно до 30.09.2018.
Передача транспортного средства собственником во владение другому лицу возможна на основании гражданско-правовых сделок, среди которых закон (абзац 2 пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации) называет, прежде всего, аренду, выдачу доверенности на управление транспортным средством и так далее. Таким образом, законным владельцем указанного выше транспортного средства по состоянию на июнь 2018 года являлось ООО "ТК ГАСС-АВТО". При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал, что непосредственно ООО "ТК ГАСС-АВТО" являлось лицом, ответственным за причинение вреда автомобильным дорогам.
Оснований для возложения обязанности по компенсации таких убытков последнего на ответчика ни материалами дела, ни в силу закона не установлено.
В силу пункта 11 статьи 11 Устава автомобильного транспорта грузоотправитель по требованию перевозчика обязан устранить нарушения установленного порядка погрузки груза в транспортное средство, контейнер, за исключением случая, если погрузка груза осуществляется перевозчиком. В
случае невыполнения грузоотправителем требований об устранении недостатков в погрузке груза перевозчик вправе отказаться от осуществления
перевозки. При этом согласно пункту 26 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в пункте 12 транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза.
Из приведенных выше положений нормативных актов следует, что именно лицо, осуществляющее перевозку груза, являясь профессиональным участником дорожного движения, осуществляющим деятельность по перевозке грузов, должно проявить необходимую предусмотрительность и проконтролировать правильность погрузки груза в транспортное средство, в том числе с учетом допустимых нагрузки на оси и общей массы, при наличии нарушений указать на них грузоотправителю, потребовать от грузоотправителя устранения нарушений, а при отказе или неисполнении грузоотправителем таких требований исполнитель вправе отказаться от перевозки груза.
Вместе с тем, перевозчик (ООО "ТК ГАСС-АВТО") не предъявил никаких претензий к грузоотправителю при погрузке. Доказательств обратного в суд не представлено. В транспортной накладной никаких замечаний и оговорок относительно ненадлежащей массы груза, расположения груза в транспортном средстве, не указано.
Таким образом, наложение на собственника транспортного средства штрафа в административном порядке и последующая его оплата владельцем (истцом) обусловлено действиями (бездействием) самого истца. С учетом этого суд обоснованно в удовлетворении иска ООО "ТК ГАСС-АВТО" отказал.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда в обжалуемой части. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по апелляционным жалобам относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.05.2019 по делу N А39-9612/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК ГАСС-АВТО" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-9612/2018
Истец: ООО "ТК ГАСС-АВТО"
Ответчик: ОАО "ЛАТО"
Третье лицо: ИП Голованов А.П., Калинчук Марина Николаевна, ООО "Региональная Нерудная Компания"