город Томск |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А03-21008/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Старый Барнаул" (N 07АП-7520/2019) на решение от 10.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-21008/2018 (судья Л.Г.Куличкова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Старый Барнаул" (656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Красноармейский, д. 108А, ИНН 2221217855, ОГРН 1152225001708) к Государственной инспекции по Алтайскому краю (658035, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 7, ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070) о признании недействительным предписания от 21.09.2018 N 12- 05/ЛК/1680,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Старый Барнаул" (далее - Общество, заявитель, ООО "УК "Старый Барнаул") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным предписания от 21.09.2018 N 12-05/ЛК/1680.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц Государственная инспекция Алтайского края изменила наименование на Инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Старый Барнаул" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вывод суда о том, что на территории Барнаульской зоны Алтайского края региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (АО "ЭКО-Комплекс") деятельность в 2018 году не осуществлял и приступил к выполнению своих обязанностей с 01.01.2019 не соответствует приобщенному к материалам дела Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Барнаульской зоне Алтайского края от 01.06.2018 N 414/18-ДО. Вывод суда о том. что в настоящее время обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края не реализована не соответствует обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между собственниками помещений многоквартирного дома (далее - МКД) по ул.Петра Сухова, 42 и ООО "УК "Старый Барнаул" заключен Договор N 13 от 05.07.2015 на содержание и выполнение работ по ремонту общего имущества (далее - Договор N 13).
Инспекцией по жалобе одного из собственников квартир указанного дома, в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено нарушение положений пункта 17, подпункта "д" пункта 11, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания N 491), статьи 39 главы 6 ЖК РФ, а именно начисление платы за услугу "Вывоз и утилизация ТБО" с июня 2016 года по июнь 2018 года производилось на количество потребителей в квартире N 1, исходя из утвержденного постановлением Администрации г. Барнаула от 03.06.2013 N 2011 норматива в размере 0,184 м3, также нарушены положения пункта 4.1.7, пункта 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), подпункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), а именно справа и слева от входа в жилой подъезд образовались просадки отмостки, которые требуется отремонтировать, отсутствует асфальтовое покрытие на дорожке перед входом в подъезд; отсутствует подготовка предложений от управляющей организации по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, что предусмотрено подпунктом "в" пункта 4 Правил N 416.
По результатам проверки составлен акт от 21.09.2018 N 15-04/ЛК/1680, Обществу выдано предписание от 21.09.2018 N 15-04/ЛК/1680 о необходимости в срок до 21.11.2018 произвести перерасчет платы за услугу "Вывоз и утилизация ТБО" по квартире N 1 с июня 2016 года по июль 2018 года, исходя из общей площади помещения и фактически вывезенного объема ТБО.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на территории Барнаульской зоны Алтайского края региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (АО "ЭКО-Комплекс") приступил к выполнению своих обязанностей с 01.01.2019, до этого периода должно действовать прежнее регулирование, новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 в этом случае не применяется.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
Организация содержания и ремонта жилищного фонда - государственного, муниципального и частного осуществляется с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
В пункте 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) содержатся виды работ и услуг, выполняемых управляющей компанией при содержании общего имущества.
Подпунктом "д" (в редакции, действующей до 14.03.2017) предусмотрено, что в состав содержания включается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, а том числе отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 (далее - Постановление N 232) данный подпункт изменен, а именно вывоз ТБО исключен из состава работ и услуг по содержанию. Новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 вступила в силу 14.03.2017.
Указанные изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 Постановления N 232).
Судом установлено, что на территории Барнаульской зоны Алтайского края региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (АО "ЭКО-Комплекс") приступил к выполнению своих обязанностей с 01.01.2019. Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, до этого периода должно действовать прежнее регулирование. Новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 в этом случае не применяется. Решением Управления Алтайского края по ценам и тарифам от 14.09.2018 утвержден тариф для регионального оператора.
В соответствии с пп. а пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 503-ФЗ от 31.12.2017 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах" при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором на услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
После заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором начисление платы за вывоз мусора будет осуществляться в соответствии с Правилами предоставления.
До перехода на новую систему расчету платы за услугу "Вывоз и утилизация ТБО" начисления производятся в соответствии с ранее установленным порядком.
Таким образом, в рассматриваемом случае сбор и вывоз ТБО включается в состав содержания общего имущества жилого дома, а плата за эти работы (услуги) является составной частью платы за содержание.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ). Доля каждого собственника квартиры или нежилого помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади квартиры или нежилого помещения.
Согласно письму Минстроя России от 30.12.2016 N 45067-АЧ/04 "Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами", с 29.12.2016 действуют поправки к некоторым актам, предусматривающие поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с ТКО до 01.01.2019. До даты начала оказания региональными операторами услуги по обращению с ТКО применяются положения о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом, стоимость услуги, а также объем вывозимых ТКО определяются соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.
Между тем, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края не реализована.
Таким образом, плата за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов, являющейся составной частью деятельности по содержанию общего имущества, должна начисляться с кв.м, жилого помещения в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилья, на что верно указал суд первой инстанции.
В силу пункта 7 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО с учетом главы XV. 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и установленными Решением N 215 нормативами накопления ТКО рассчитывается со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО.
Исходя из выше изложенного следует, что сбор и вывоз ТБО включается в состав содержания общего имущества жилого дома, а плата за эти работы (услуги) является составной частью платы за содержание.
Между тем, из материалов дела следует, что 05.06.2015 собственниками помещений многоквартирного дома N 42 по ул. Петра Сухова в г. Барнауле на внеочередном общем собрании определили в качестве способа управления указанного дома непосредственное управление многоквартирным домом, выбрали в качестве обслуживающей организации выполняющей работы по текущему ремонту и содержанию общедомового имущества ООО "УК "Старый Барнаул". Утвердили тариф за выполнение работ по текущему ремонту и содержанию общедомового имущества многоквартирного дома N 42 в размере 9,82 руб./м2, и перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту. В утвержденный перечень не включена услуга вывоз ТБО.
Собственниками помещений на общем собрании выбрана непосредственная форма управления, а также с ООО "УК "Старый Барнаул" заключен договор на содержание и выполнение работ по ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме.
Кроме того, между ООО УК "Старый Барнаул" и ООО "Экотрест", не являющейся региональным оператором, заключен договор вывоза ТБО.
Между собственниками помещений МКД Петра Сухова, 42, с одной стороны и ООО "УК "Старый Барнаул", с другой стороны, заключен Договор N 13 от 05.07.2015 на содержание и выполнение работ по ремонту общего имущества (далее - Договор N 13).
В соответствии с пунктом 2.1.1. Договора N 13, стороны договора обязуются нести обязанности, предусмотренные настоящим договором, а также исходящие из норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации и изданных в их исполнение правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4.4 Договора N 13 плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется пропорционально доле в праве на общей собственности на это имущество (часть 1 статьи 158 ЖК РФ, часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о недопустимости применения части 4 статьи 158 ЖК РФ, пункта 34 Правил N 491 в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании решения о выборе способа управления многоквартирным домом.
Из представленной в материалы проверки выписке из финансового лицевого счета по квартире N 1 специалистом Инспекции следует, что начисление платы за услугу "Вывоз и утилизация ТБО" с июня 2016 года по июнь 2018 года производилось на количество потребителей в квартире N 1, исходя из утвержденного постановлением Администрации г. Барнаула от 03.06.2013 N 2011 норматива в размере 0,184 куб.м.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерным выводам о нарушении ООО "УК "Старый Барнаул" порядка начисления платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО жителям квартиры N 1 дома N 42 ул. П. Сухова в г. Барнауле.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией правомерно, оснований для признания его недействительным у апелляционного суда отсутствуют.
В целом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-21008/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Старый Барнаул" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Старый Барнаул" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 135 от 10.07.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-21008/2018
Истец: ООО "Управляющая компания "Старый Барнаул"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации Желзнодорожного района г. Барнаул, Государственная инспекция Алтайского края
Третье лицо: Новиков В. Б.