г. Красноярск |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А33-34985/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Каир" - Иваныча М.С., представителя по доверенности от 30.04.2019,
от ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края- Черновой Ж.Ю., представитель по доверенности от 28.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каир" (ИНН 2460096506, ОГРН 1162468080466)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" мая 2019 года по делу N А33-34985/2018, принятое судьёй Нечаевой И.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Каир" (ИНН 2460096506, ОГРН 1162468080466, далее - ООО "Каир", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесных участков от 21.11.2016 N 733-з путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 21.11.2016 N 733-з об изменении лесотаксового разряда расчета арендной платы с 2,3 на разряд такс 5,6.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 мая 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-понятия погрузочный пункт (согласно Постановлению правительства РФ N 310) и пункт приема и отгрузки древесины (в соответствии с Законом КК N12-6058) не тождественны.
-свидетельство о регистрации пункта приема и отгрузки древесины ООО "Каир" свидетельствует о том, что ближайшим пунктом является склад, расположенный на противоположном берегу р. Енисей, на автодороге Красноярск-Енисейск.
-согласно сведениям, предоставленным ФБУ "Администрация Енисейречтранс" в ответ на обращение истца, данное ведомство не располагает информацией о действующих пунктах отгрузки древесины в спорных районах акватории; сплав древесины в указанных районах ранее никогда не осуществлялся и его возможное формирование маловероятно, т.к. сопряжено с высоким риском провоцирования транспортных происшествий. Не разрабатывались какие- либо мероприятия по сплотки, формированию и оснастки плотов.
-ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для признания погрузочным пунктом д. Захаровка, расположенную на берегу р. Енисей, поскольку с указанного пункта невозможен и запрещен сплав древесины, отсутствует возможность погрузки и транспортировки железнодорожным транспортом, а также автомобильным.
-погрузка и транспортировка автомобильным транспортом, предполагает транспортировку древесины до места ее последующей реализации, в спорном случае по правому берегу р. Енисей возможна автомобильная транспортировка древесины, но исключительно в производственных целях, реализация заготовленной древесины предполагает ее транспортировку на левый берег р. Енисей, до ж/д станции Абалаково.
-истец с учетом положений пунктов 4 и 5 Постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 представил доказательства, подтверждающие, что ближайшим погрузочным пунктом является ж/д станция Абалаково, доказательства, подтверждающие расстояние от центра лесных кварталов до ж/д ст. Абалаково, обосновывающие применение иного разряда такс и необходимость внесения соответствующих изменений.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2019 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 26.08.2019.
От ответчика поступил отзыв, согласно которому отсутствуют основания для заключения дополнительного соглашения. Сумма арендной платы, вносимая в краевой бюджет по результатам торгов, не является регулируемой, не связана с рассчитанной по минимальным ставкам. Поскольку истец на аукционе назвал сумму большую, чем остальные участники аукциона, он обязан оплатить ее в предложенном им размере.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "КАИР" (арендатор) подписан договор аренды лесных участков от 21.11.2016 N 733-з (л.д.22-32) далее - договор), по условиям которого арендодатель, на основании протокола о результатах аукциона на заключение договора аренды лесных участков от 02.11.2016 N 2 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 договора.
Согласно пункту 2 договора, лесные участки имеют следующие характеристики: площадь: 10182 га защитных и эксплуатационных лесов; местоположение: Красноярский край, Казачинский район, Казачинское лесничество, Дементьевское участковое лесничество, кварталы N N 13-20, 25-27, 31-34, 264-269, в том числе:
лесной участок площадью 346 га (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 3 460 000 кв.м) защитных, эксплуатационных лесов, расположенный: Красноярский край, Казачинский район, Казачинское лесничество, Дементьевское участковое лесничество, кварталы N N 264, 265, 267, 268, являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:17:5001001:55, учетный номер части 2, номер учетной записи, в государственном лесном реестре 24-03579-2016-05-3322-1;
лесной участок площадью 252,9 га (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 2 529 000 кв.м) защитных, эксплуатационных лесов, расположенный: Красноярский край, Казачинский район, Казачинское лесничество, Дементьевское участковое лесничество, кварталы N N 19 (выделы 1-4, 6-14, 17, части выделов 5, 15, 16, 18, 19, 20, 23, 38), 20 (выделы 1, 2, части выделов 3-5), 266, являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:17:5001001:64, учетный номер части 1, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03580-2016-05-3322-1;
лесной участок площадью 658,9807 га (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 6 591 000 кв.м) защитных, эксплуатационных лесов, расположенный: Красноярский край, Казачинский район, Казачинское лесничество, Дементьевское участковое лесничество, квартал N N 19 (выделы 21, 22, 24-37, части выделов 5, 15, 16, 18, 19,-20, 23, 38), 20 (выделы 6-13, части выделов 3-5), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:17:5001001:61, учетный номер части 1, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03581-2016-05-3322-1;
лесной участок из состава земель лесного фонда площадью 5342 га (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 53 420 000 кв.м) защитных, эксплуатационных лесов, расположенный: Красноярский край, Казачинский район, Казачинское лесничество, Дементьевское участковое лесничество, кварталы N N 13-17, 25-27, с кадастровым номером 24:17:5001001:15, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-01535-2010-02-3322-1;
лесной участок из состава земель лесного фонда площадью 354,7852 га (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 3 547 852 кв.м) защитных, эксплуатационных лесов, расположенный: Красноярский край, Казачинский район, Казачинское лесничество, Дементьевское участковое лесничество, кварталы N N 18 (выделы 1-16, 19, 25, 29, 30, 38, части выделов 17, 18, 20, 24, 26, 32, 35, 36, 40),с кадастровым номером 24:17:5001001:53, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03000-2013-09-3322-1;
лесной участок из состава земель лесного фонда площадью 183,3341 га (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 1 833 341 кв.м) защитных, эксплуатационных лесов, расположенный: Красноярский край, Казачинский район, Казачинское лесничество, Дементьевское участковое лесничество, кварталы N N 18 (выделы 21-23, 27, 28, 31, 33, 34, 37, 39, части выделов 17, 18, 20, 24, 26, 32, 35, 36, 40), с кадастровым номером 24:17:5001001:52, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03001-2013-09-3322-1;
лесной участок из состава земель лесного фонда площадью 2992 га (уточненная площадью результатам проведенного межевания 29 928 925 кв.м) защитных, эксплуатационных лесов, расположенный: Красноярский край, Казачинский район, Казачинское лесничество, Дементьевское участковое лесничество, кварталы N N 31-34, с кадастровым номером 24:17:0000000:151, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-01523-2010-02-3322-1;
лесной участок из состава земель лесного фонда площадью 52 га (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 506 736 кв.м) защитных, эксплуатационных лесов, расположенный: Красноярский край, Казачинский район, Казачинское лесничество, Дементьевское участковое лесничество, квартал N 269, с кадастровым номером 24:17:5001001:54, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-02393-2013-03-3322-1 (далее - лесные участки).
В пункте 3 договора указано, что границы лесных участков определены в кадастровом паспорте, а также указаны в схеме расположения лесных участков, предусмотренной приложением N 1 к договору (л.д.33-34). Характеристики лесных участков на день заключения настоящего договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 к договору (л.д.35-37).
Арендатору передаются лесные участки в целях использования лесов для заготовки древесины. Ежегодный объем заготовки древесины приводится в приложении N 3 к договору (пункт 4 договора (л.д.38-40)).
В соответствии с пунктом 6 договора, ежегодная арендная плата составляет 2 986 228 руб. в год, в том числе, вносимая в федеральный бюджет - 995 410 руб. в год.
Арендатор, вносит арендную плату в порядке, предусмотренном приложением N 5 к настоящему договору (пункт 8 договора).
В соответствии с пунктом 19 договора, договор может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик таких лесных участков.
Срок действия договора 49 лет с даты государственной регистрации (пункт 25 договора).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы 06.02.2017 N 24-17-5001001:54-24/001/2017-1.
В приложениях N 1 и N 2 к договору отражена схема расположения (л.д.33-34) и границы лесного участка, а также характеристика лесных участков и насаждений, средние таксационные показатели насаждений лесных участков (л.д.35-37). Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесных участках определены в приложении N 3 к договору. В приложении N 4 и N 5 к договору определены сроки и порядок внесения арендной платы.
На основании приложения N 6 к договору арендодатель передал, а арендатор принял лесные участки.
21.05.2018 истец обратился к ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" письмом N 04/05 (л.д.113), в котором просил предоставить информацию о наличии действующих погрузочных пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины водным транспортом или сплав древесины на акватории Сухобузимского, Большемуртинского, Казачинского районов Красноярского края.
В письме от 04.06.2018 N 16-19-71 (л.д.114) ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" указало, что не располагает данными о наличии действующих погрузочных пунктов на реке Енисей в границах Сухобузимекого, Большемуртинского и Казачинского районов Красноярского края; сплав древесины в плотах, на рассматриваемом участке реки Енисей, может создать предпосылки к транспортным происшествиям, так как нет разработанных мероприятий по сплотки, формированию и оснастки плотов, а так же практики сплава в данных районах.
Истец письмом от 20.06.2018 N 04 (л.д.109) обратился в ФГУП "Рослесинфоррг" с требованием подготовить информацию в виде справки о расстоянии от центров кварталов входящих в состав лесных участков переданных в аренду по договору от 21.11.2016 N 733-з(л.д.22-32).
В ответе от 03.07.2018 N 03-50/1655 (л.д.110) ФГУП "Рослесинфоррг" предоставило таблицу расстояний от центров лесных кварталов лесного участка, переданного в аренду ООО "КАИР" в Дементьевском участковом лесничестве Казачинского лесничества, до ближайшей железнодорожной станции, а также обзорную карту-схему.
В письме от 29.11.2018 N млх/5-19516 (л.д.53) ответчик сообщил, что у него отсутствуют правовые основания для подготовки дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 21.11.2016 N 733-з (л.д.22-32) ввиду того, что характеристики насаждения (л.д.35-37) и арендная плата по договору аренды относятся к существенным условиям договора.
В письме от 29.04.2019 N 074 истец направил ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" письмо с предложением согласовать возможность осуществления ООО "Каир" сплава древесины в плотах, в акватории реки Енисей в пределах Казачинского района (ориентир деревня Захаровка).
В ответе от 06.05.2019 N 13-13-15 ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" указало, что участок реки Енисей от Красноярской ГЭС до устья реки Ангара является одним из наиболее сложных для судоходства, буксировка древесины (плотов) на участке Красноярск - устье реки Ангара (0 - 334 км) из-за ограниченных габаритов судового хода, больших скоростей течения технически невозможна в обоих направлениях, древесина перевозится только на судах, исходя из этого, буксировку плотов в пределах Казачинского района ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" не согласовывает.
Согласно свидетельству министерства лесного хозяйства Красноярского края N 1770 (л.д.120), пункт приема и отгрузки древесины, расположенный по адресу: Красноярский край, Казачинский район, 184 км + 300 м автодороги Красноярск - Енисейск, 130 м западнее автодороги, кадастровый номер 24:17:2103001:228 поставлен на учет в министерство лесного хозяйства Красноярского края.
В материалы дела представлен проект лесного участка, расположенного на территории Казачинского лесничества, Дементьевского (кв. N N 13-20, 25-27, 264-269) участкового лесничества, общей площадью 10 182 га, предназначенного для заготовки древесины (л.д.91-100).
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации, следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен договор аренды лесных участков от 21.11.2016 N 733-з (л.д.22-32), правоотношения по которому регламентированы нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.
Как следует из пункта 1 договора, договор заключен по результатам аукциона на заключение договора аренды лесных участков от 02.11.2016 N 2.
Арендная плата установлена в размере 2 986 228 рублей (пункт 6 договора).
Пунктом 6 договора установлено, что арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, или за единицу объема лесных ресурсов.
Согласно пункту 18 договора, внесение изменений в договор, заключенный по результатам аукциона, на основании соглашения сторон или по требованию одной стороны не допускается, за исключением случая предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Основанием для обращения с иском послужило то, что при заключении договора расчет арендной платы произведен по 2,3 лесотаксовому разряду (приложение 4 к договору - товарная структура), тогда как следовало произвести по разрядам такс 5,6.
Статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1). При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4).
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 настоящего Кодекса). На основании пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на того государственными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
На территории Красноярского края распределение лесного фонда края по лесотаксовым разрядам регламентировано Постановлением администрации Красноярского края от 14.12.1999 N 807-П "О распределении лесного фонда края по лесотаксовым разрядам".
В таблице 1 и 2 Постановления N 310 определены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы) и ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (неосновные породы), в таблице 3 леса Российской Федерации распределены по лесотаксовым районам.
Согласно пункту 4 Постановления N 310, выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом. При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.
Таким образом, размер арендной платы за пользование лесными участками определяется на основании правил, установленных нормативным актом.
Договор аренды лесных участков от 21.11.2016 N 733-з (л.д.22-32) заключен по результатам аукциона.
В соответствии со статьёй 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В соответствии со статьей 79 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующей организацию проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов.
Следовательно, организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать достоверные сведения.
Из материалов дела следует, что арендатор добровольно принял на себя обязательство уплачивать арендные платежи с учетом тех разрядов такс, которые были заложены организатором аукциона в расчете начального размера арендной платы, поскольку предварительно был ознакомлен с аукционной документацией, где указано расположение лесного участка, начальная цена предмета аукциона, которая была рассчитана, в том числе, исходя из разряда определенной таксы, после чего заключил договор аренды указанного лесного участка.
В соответствии с Таблицей 1 Постановления Правительства N 310, расстояние вывозки древесины до 10 км соответствует 1 разряду такс, от 10,1 км до 25 км - 2 разряду, от 25,1 км до 40 км - 3 разряду, от 40,1 км до 60 км - 4 разряду, от 60,1 км до 80 км - 5 разряду, от 80,1 км до 100 км - 6 разряду, 100,1 км и более - 7 разряду.
Из содержания Таблицы 1 Постановления N 310 следует, что чем меньше расстояние вывозки древесины и ниже разряд таксы, тем выше ставка платы за единицу объема лесных ресурсов. Следовательно, на разряд таксы влияет расстояние вывозки из квартала.
Приложением 3 к договору установлен ежегодный объем заготовки древесины, который составляет 19,75 тыс.куб.м (л.д.38-40).
Приложением 4 определена товарная структура ежегодной расчетной лесосеки, при этом лесные участки отнесены к четвертому Восточно-Сибирскому лесотаксовому району, к 2 и 3 разряду такс.
Согласно пункту 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на торгах не допускается, за исключением изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Основания, указанные в пункте 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, являющихся исключением из общего правила о недопустимости внесения изменений в договор аренды лесного участка, истцом не доказаны.
Внесение изменений в договор аренды лесного участка, заключенного по результатам аукционов возможно в случаях, предусмотренных статьей 74.1, изменение разряда такс к указанным случаям не относится.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации был установлен и продолжает действовать запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
Пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Согласно части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора), при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае не может быть использован, поскольку, во-первых, он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации, во-вторых, установление Министерством неверного определения размера лесотаксовых разрядов (по мнению истца) не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора. В аукционной документации возможность такого изменения не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 4 примечания к таблице 1 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины.
Таким образом, под погрузочным пунктом понимается пункт, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины.
Расстояние от центра лесного квартала до погрузочного пункта определяется по прямой с использованием карт.
В Законе Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6058 "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края" под пунктом приема и отгрузки древесины - место, где юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, осуществляется деятельность по: приобретению древесины, ее последующей отгрузке и (или) реализации в переработанном или непереработанном виде; предоставлению услуги хранения и (или) отгрузки древесины; хранению, отгрузке и (или) реализации самостоятельно заготовленной древесины.
При подготовке аукционной документации (к аукциону, победителем которого признан истец, и в результате которого заключен договор аренды лесных участков от 21.11.2016 N 733-з (л.д.22-32)) для расчета размера арендной платы по минимальным ставкам применялись разряды такс 2 и 3, определенные исходя из расстояния от центра лесных кварталов, входящих в состав арендованного лесного участка, до деревни Захаровка; кварталы 13, 25, 26 отнесены ко 2 разряду такс (10,1 - 25,0 км.), кварталы 14-20, 27, 31-34, 264-269 - к 3 разряду такс (25,1 - 40,0 км.).
Согласно свидетельству министерства лесного хозяйства Красноярского края N 1770, пункт приема и отгрузки древесины, расположенный по адресу: Красноярский край, Казачинский район, 184 км + 300 м автодороги Красноярск - Енисейск, 130 м западнее автодороги, кадастровый номер 24:17:2103001:228 поставлен на учет в министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Ссылка истца на то, что на дату заключения договора аренды неверно были определены лесотаксовые разряды расчета арендной платы, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство само по себе не является основанием для изменения договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель жалобы не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие о существенном нарушении ответчиком условий договора, повлекшего для истца ущерб, в связи с которым истец в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
Обстоятельства, предусмотренные пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, не установлены.
Согласно части 1 статьи 78 и части 1 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит заключению по результатам аукциона, проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
В силу пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена и указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
Введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанная позиция судов о возможности изменения размера арендной платы только в порядке и по основаниям, предусмотренным Лесным кодексом Российской Федерации, поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 19.02.2015 N 301-ЭС14-6254 по делу N А31-4739/2013, а также правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 N 301-ЭС14-448.
Системное толкование статей 73 (частей 2, 3 и 4), 74 (частей 1 и 2) и 79 (пункта 4 части 4) Лесного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что регулируемым является только минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда (стартовая цена аукциона).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации введена часть 2.1, вступившая в силу с 22.07.2014 и содержащая специальную норму о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Пунктом 3 статьи 74.1. Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 утверждены требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки.
На основании пункта 4 приказа Минприроды России от 03.02.2017 N 54 "Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки" к качественным характеристикам проектируемого лесного участка, разряд такс не отнесен.
Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, разряд такс также не отнесен к количественным и качественным показателям лесного участка.
Как указывалось выше, минимальные ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
При этом ставки арендной платы подлежат ежегодной индексации на основании федеральных законов о бюджете на соответствующий год.
В пунктах 3 и 4 примечаний к таблице 1 Постановления N 310 определено, что ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс); выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (погрузочный пункт).
Расстояние от центра лесного квартала до погрузочного пункта определяется по прямой с использованием карт и с применением корректирующих коэффициентов.
На основании письма Министерства природных ресурсов РФ от 25.12.2007 N 09-29/12787 "О распределении лесов по лесотаксовым разрядам", для расчета ставок платы указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено распределение лесов по разрядам такс в зависимости от расстояния вывозки древесины.
Указанные нормативные документы позволяют определять разряд такс применительно к ближайшему пункту: либо погрузки и перевозки древесины железнодорожным транспортом; либо погрузки и перевозки древесины водным транспортом; либо сплава древесины (к организованному сплавному пункту).
Таким образом, при расчете арендной платы должно учитываться фактическое расстояние до реально существующего пункта отгрузки. При этом разряд такс позволяет оценить транспортную и экономическую доступность лесных ресурсов на арендуемом участке.
Изменение местонахождения погрузочного пункта должно быть обоснованным, поскольку непосредственно связано и с деятельностью арендатора и ведет к изменению арендной платы. Основанием для такого изменения может являться результат проведенных лесоустроительных работ, включающих в себя согласно статье 68 Лесного кодекса Российской Федерации таксацию лесов или открытие либо закрытие погрузочного пункта.
В материалах дела отсутствуют сведения о принятии нормативного акта об изменении разряда такс в отношении Казачинского района Красноярского края, в связи с проведенными работами по лесоустройству, как и о закрытии ранее выбранной станции погрузки, необходимости определения другой станции.
Доказательства, подтверждающие, что расстояние от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины, изменилось с момента заключения договора истцом, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем жалобы в материалы дела не представлены.
Размер арендной платы, вносимый в краевой бюджет, установленный по результатам торгов, не является регулируемым, не связан с рассчитанной по минимальным ставкам суммой платы.
Размер арендной платы в краевой бюджет, установленный по результатам аукциона и указанный в договоре, не подлежит изменению в сторону уменьшения, в противном случае такое уменьшение платы приведет к нарушению прав иных участников торгов, следовательно, основания для внесения изменений в договор аренды отсутствуют.
Истец не представил подтверждающих изменение погрузочного пункта документов от указанного в аукционной документацией, с которой истец был ознакомлен до заключения договора в 2016 году. При этом результаты аукциона и порядок его проведения истцом не оспорены.
Ссылки заявителя жалобы на письмо от 04.06.2018 N 16-19-71 (л.д.114) ФБУ "Администрация "Енисейречтранс", ответ от 06.05.2019 N 13-13-15 ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как указывалось выше, из письма от 04.06.2018 N 16-19-71 (л.д.114) ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" следует, что данное ведомство не располагает данными о наличии действующих погрузочных пунктов на реке Енисей в границах Сухобузимекого, Большемуртинского и Казачинского районов Красноярского края; сплав древесины в плотах, на рассматриваемом участке реки Енисей, может создать предпосылки к транспортным происшествиям, так как нет разработанных мероприятий по сплотки, формированию и оснастки плотов, а так же практики сплава в данных районах.
Из вышеизложенного не следует вывод об отсутствии фактической возможности сплава древесины.
Из ответа от 06.05.2019 N 13-13-15 ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" следует, что участок реки Енисей от Красноярской ГЭС до устья реки Ангара является одним из наиболее сложных для судоходства, буксировка древесины (плотов) на участке Красноярск - устье реки Ангара (0 - 334 км) из-за ограниченных габаритов судового хода, больших скоростей течения технически невозможна в обоих направлениях, древесина перевозится только на судах, исходя из этого, буксировку плотов в пределах Казачинского района ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" не согласовывает.
Из вышеизложенного также не следует категоричный вывод об отсутствии фактической возможности сплава древесины в плотах.
Кроме того, указанные письма не являются нормативными правовыми актами, не являются официальными источниками толкования действующего законодательства и носят информационный характер.
Из положений статей 74, 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что Лесным кодексом Российской Федерации установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, по соглашению сторон или по требованию одной из сторон.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 N 301-ЭС14-448 по делу N А43-21805/2013 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2018 N 307-ЭС18-536 по делу N А13-9528/2016.
Заявленные истцом требования о внесении изменений в договор аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не связаны с обстоятельствами, предусмотренными частями 2, 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Лесного кодекса Российской Федерации.
Торги не оспорены с момента их проведения, недействительными не признаны.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" судам разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, условия Договора не должны противоречить императивным положениям пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. Положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, имеющие отсылку к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", определяют лишь порядок расчета начальной арендной платы (начальной цены предмета аукциона), тогда как арендная плата по договору, заключенному по результатам аукциона (окончательная цена аукционной единицы), определяется по результатам проведения аукциона.
На основании вышеизложенного, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска в полном объеме в связи с отсутствием оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" мая 2019 года по делу N А33-34985/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-34985/2018
Истец: ООО "КАИР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ