г. Москва |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А41-1471/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алибековой Д.Э.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Одинцовская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2019 по делу N А41-1471/19, принятое судьей Васильевой Е.В. по заявлению АО "Одинцовская теплосеть" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании недействительным и отмене предписания,
в судебном заседании участвуют представители:
от АО "Одинцовская теплосеть" - Дружинин А.В. по доверенности от 16.08.2019 N 318/19;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. по доверенности от 03.06.2019 N 264,
УСТАНОВИЛ:
АО "Одинцовская теплосеть" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция, административный орган) с требованием о признании недействительным и отмене предписания N 08ОГ/19-4960-26-17-2018 от 28.12.2018.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.05.2019 по делу N А41-1471/19 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Госжилинспекции в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
29.12.2018 на основании распоряжения от 27.12.2018 N 08ОГ/17-4960-26-17- 2018, уведомления от 28.12.2018, административным органом в отношении АО "Одинцовская теплосеть" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении N 08ОГ/17-4960, по соблюдению жилищного законодательства Российской Федерации, при предоставлении жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. ВНИИССОК, ул. Березовая, д. 8 (далее - многоквартирный дом).
В ходе проверки установлено, что АО "Одинцовская теплосеть" в платежных документах за ноябрь 2018 года в строке "отопление" произведен перерасчет платы за коммунальную услугу "Горячее водоснабжение", за период с 01.05.2017 по 30.10.2018 по причине неверного определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению указанного периода самим исполнителем, о чем составлен акт проверки от 29.12.2018 N 08ОГ/17-4960-26-17-2018.
По данному факту Госжилинспекцией вынесено предписание N 08ОГ/17-4960- 26-17-2018, согласно которому Общество в срок до 11.02.2019 обязывалось "Произвести перерасчет неправомерно начисленной платы в ноябре 2018 года за период с 01.05.2017 по 30.10.2018 за ГВС, отраженной в строке отопление, путем исключения из платежных документов жителей дома указанной платы (в случаях, если потребителем не оплачена неправомерно начисленная плата) или путем перерасчета возврата (в случаях, если потребителем оплачена указанная плата)".
Копия предписания 29.12.2018 получена АО "Одинцовская теплосеть", что подтверждается штампом входящей корреспонденции от N 16719.
Считая указанное предписание незаконным, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствие с ч.1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, жилищным законодательством прямо предусмотрена обязанность граждан и организаций оплачивать коммунальные услуги на основании платежных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В силу пунктов 36 и 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
АО "Одинцовская теплосеть" является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. ВНИИССОК, ул. Березовая, д. 8 на основании договора управления многоквартирным домом.
Спорный многоквартирный дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом, а также оборудован двумя общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
В ноябре 2018 года Общество произвело доначисление (перерасчет) по коммунальной услуге "отопление" за период с 01.05.2017 по 30.10.2018, поскольку в этот период начисления производил неверно.
Правилами N 354 предусмотрена возможность производить изменение (перерасчет, доначисление, корректировку) размера платы за коммунальные услуги по следующим основаниям: наличие расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период (пункт 61 Правил); обнаружение факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета (пункт 62 Правил); временное, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствие потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (пункт 86 Правил); предоставление в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, Правилами N 354 предусмотрено ограниченное число оснований изменения размера, ранее выставленной платы гражданам.
Довод заявителя о том, что подпункт "ж" пункта 69 Правил N 354 содержит открытый перечень оснований для производства доначисления (перерасчета), отклоняется апелляционным судом, поскольку данный пункт предусматривает возможность доначисления по иным основаниям, установленным указанными Правилами. Вместе с тем, такого основания для доначисления платы за коммунальные услуги как ошибка исполнителя коммунальных услуг в ранее произведенных расчетах, вопреки правовой позиции заявителя, Правилами N 354 не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы о правомерности перерасчета со ссылкой на определение Верховного суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-9327 не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, поскольку в вышеуказанном деле рассматривался спор между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией относительно начислений при наличии индивидуального теплового пункта, что не влияет на законность выданного Госжилинспекцией предписания.
Более того, как обоснованно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае заинтересованным лицом не оспаривается ошибочность ранее произведенных Обществом начислений. Вместе с тем, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оснований для проведения перерасчета и выставления суммы задолженности в платежных документах за коммунальные услуги не имеется, поскольку, как было указано выше, Правилами N 354 не предусмотрены такие основания изменения (доначисления) ранее выставленной платы гражданам, как ошибки в расчетах по вине исполнителя коммунальных услуг.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что возлагаемые административным органом на Общество требования являются законными, обоснованными, доступными и исполнимыми. В рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания ненормативного правового акта недействительным, действий незаконными.
Административным органом представлены достаточные и допустимые доказательства нарушения заявителем жилищного законодательства, которое повлекло ущемление и нарушение жилищных прав собственников многоквартирного дома.
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, заявленные АО "Одинцовская теплосеть" требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2019 по делу N А41-1471/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1471/2019
Истец: АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" Россия, 143409, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, УЛ. БРАТЬЕВ ГОРОЖАНКИНЫХ, Д. 25
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"