г. Москва |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А41-8309/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гараевой Н.Я.,
судей Катькиной Н.Н., Терешина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой А.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Разенко В.В. на решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2019 года по делу N А41-8309/19, принятое судьей Быковских И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Разенко Вячеслав Владимирович (далее - Разенко В. В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области (далее - МРИ ФНС России N 17 по МО, Инспекция, заинтересованное лицо) об обязании Инспекции представить уведомление о вручении ценного письма N 04-68/101-ув/14723 с его подписью о вручении 03.08.2006, в котором находилось свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр о Разенко В. В., как об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 с присвоением ОГРНИП; об обязании Инспекции сообщить заявителю в соответствии со статьей 140 НК РФ о готовности документов о государственной регистрации индивидуального предпринимателя Разенко В. В.; об обязании Инспекции завершить государственную регистрацию индивидуального предпринимателя Разенко В. В. и выдать ему под расписку соответствующие документы.
Заявитель в обоснование своего заявления указал, что регистрация заявителя в качестве индивидуального предпринимателя не была надлежащим образом завершена, поскольку Разенко В. В. до настоящего времени не получил от Инспекции под расписку соответствующие документы, позволяющие осуществлять коммерческую деятельность, что противоречит действующему законодательству и нарушает его права.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.04.2019 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Разенко В. В. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о принятии апелляционной жалобы к производству на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (http://10aas.arbitr.ru/) и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апеллянт доводы жалобы поддержал в полном объеме, просила отменить судебный акт, вынести новый об удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель налогового органа полагает вынесенный судебный акт законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 223, 266, 268, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, статье 201 АПК РФ, статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в соответствии с положениями части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом решения, возлагается на данный государственный орган.
Исходя из пункта 1 статьи 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Статьей 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлен порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В частности, названной нормой закона определено, что государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется регистрирующим органом на основании заявления этого лица о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, и представленных документов, перечень которых указан в пунктах "б" - "и" названной статьи. Согласно статье 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту жительства заявителя. В силу статьи 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, до 1 января 2005 года обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы: а) копию основного документа, удостоверяющего личность указанного лица как гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в случае, если указанное лицо является гражданином Российской Федерации); б) копию документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность указанного лица как иностранного гражданина (в случае, если указанное лицо является иностранным гражданином); в) копию документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность указанного лица как лица без гражданства (в случае, если указанное лицо является лицом без гражданства); г) копию свидетельства о рождении указанного лица или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность указанного лица, не содержит сведений о его дате и месте рождения); д) копию документа, подтверждающего право указанного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если указанное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства); е) подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства указанного лица в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность указанного лица, или документа, подтверждающего право указанного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе); ж) документ, подтверждающий государственную регистрацию указанного лица в качестве индивидуального предпринимателя. В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ, обязанности по представлению документов государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу.
При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Согласно статье 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.
Из материалов дела усматривается, что Разенко В. В. 06.08.1998 внесен в государственный реестр граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под номером: 50:22:02079/0, в качестве индивидуального предпринимателя бессрочно. Свидетельство N 50:22:02079/0 о государственной регистрации гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдано заявителю Московской областной регистрационной палатой. 13.08.1998 заявитель поставлен на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя, по адресу его места жительства. 31.01.2005 заявитель представил в Инспекцию комплект документов, включая заявление по форме N Р27001 для перерегистрации в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного до 01.01.2004. 01.08.2005 по результатам рассмотрения указанного комплекта документов Инспекцией принято решение о государственной регистрации, о чем в ЕГРИП внесены сведения об истце как об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, и присвоен ОГРНИП 305502721300132.
Доводы заявления сводятся к тому, что Инспекцией не были выполнены требования закона о передаче Разенко В. В. по расписку: свидетельства о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (006418024) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту его жительства. Вместе с тем, заявитель не оспаривает доводы Инспекции о том, что по итогам государственной регистрации в установленный законом пятидневный срок, он не явился в регистрирующий орган для получения документов.
Таким образом, все указанные выше документы, подтверждающие факт перерегистрации Разенко В. В., 19.07.2006 были направлены по адресу заявителя посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении. Факт отправки подтверждается исходящим письмом N 04-68/101-ув/14723 от 19.07.2006, которое 03.08.2006 вручено налогоплательщику, о чем на уведомлении о вручении (ф. 119) имеется отметка руководителя объекта почтовой связи и оттиск печати объекта почтовой связи с датой вручения уведомления письма (объект почтовой связи - 140000, дата вручения - 03.08.2006).
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Федерального закона 129-ФЗ, вносится регистрирующим органом в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) на основании представленных в соответствии с настоящей статьей документов в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП. Таким образом, действующее в спорный период законодательство в сфере регистрации определяло, что передача заявителю документов, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП, могла осуществляться не только лично, но и посредством направления почтовой связью.
Доказательства того, что почтовое отправление, содержащее письмо N 04-68/101ув/14723 от 19.07.2006 и приложенные к нему документы, Разенко В. В. фактически не получалось, материалы дела не содержат (статья 65 АПК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции указал на то, что доводы Разенко В. В. о том, что его перерегистрация в качестве индивидуального предпринимателя осуществлялась Инспекцией с грубым и неустранимым нарушением требований действующего законодательства, является необоснованным.
Суд также указал на то, что доводы заявителя о том, что Инспекция существенно нарушила сроки принятия решения о перерегистрации Разенко В. В. в качестве предпринимателя, не могут быть положены в основу судебного акта об удовлетворении требований заявителя, поскольку в качестве последствий такого нарушения недействительность решения о регистрации законом не предусмотрена. Ссылка заявителя на пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующий гражданско-правовые отношения по сделкам, ошибочна, так как рассматриваемому спору эта норма не применима.
Наряду с этим судом установлено, что заявителем пропущен установленный законом трехмесячный процессуальный срок на предъявление настоящих требований, что само по себе является основанием для отказа в удовлетворении требований.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействий) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из текста рассматриваемого заявления следует, что об обстоятельствах незаконной регистрации Разенко В. В. в качестве предпринимателя он узнал ещё в декабре 2017 года из уведомления об отказе в предоставлении субсидий на оплату ЖКУ М-503-38512999849844259.
Поскольку с момента получения и данного письма заявителю должно стать известно о предполагаемом нарушении его прав, суд признал, что поданное Разенко В. В. 05.02.2019 настоящее заявление поступило в суд с пропуском установленного законом трехмесячного срока. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока в порядке статьи 117 АПК РФ Разенко В. В. не заявлял.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иных правовых выводов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Госпошлина подлежит распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.
руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2019 года по делу N А41-8309/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Я. Гараева |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8309/2019
Истец: Разенко Вячеслав Владимирович
Ответчик: Межрайонная ИФНС N17 по Московская область
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N17 по Московская область
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21061/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21061/19
27.08.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9671/19
10.04.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-8309/19