город Ростов-на-Дону |
|
27 августа 2019 г. |
дело N А32-2031/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Рудик Ю.В. по доверенности от 01.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 по делу N А32-2031/2019 (судья Шкира Д.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Ланового Виталия Демьяновича, (ИНН 230801702905, ОГРНИП 312231107100089)
к государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лановой Виталий Демьянович (далее - ИП Лановой В.Д., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным и отмене решения государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 25.10.2018 N 358 в части признания оформления, начисления и обоснованности назначения пособий неправомерными в размере 4 376,06 рублей (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.10.2018 N 358 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачету суммы 4 376,06 руб., в том числе произвести корректировку суммы расходов и доплатить страховых взносов в указанной сумме, как не соответствующее нормам Федерального закона от 29.12.20006 N 255-ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе фонд просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при выборочной проверке листков нетрудоспособности на правильность оформления, исчисления и обоснованности назначения пособий выявлена переплата в общей сумме 6770,18 руб. в том числе за счет средств ФСС - 4376,06 руб., которая произошла в результате оплаты пособия из полного МРОТ сотрудникам, работающим в у ИП Ланового В.Д. на условиях неполного рабочего времени (согласно табелю учете рабочего времени). Согласно трудовым договорам, сотрудникам установлена продолжительность рабочей недели и рабочего дня: 3x3 по 11 ч. Также сотрудникам устанавливается оклад в размере 11200,00 руб., который определяется пропорционально фактически отработанному времени. При этом иной график работы трудовыми договорами не предусмотрен. Однако сотрудники Юркевич Е.М., Семен Х.С., Арустамян Н.В., Черкаева О.О. на день наступления страховых случаев, а также в предыдущих месяцах, работали не полный рабочий день, установленный трудовыми договорами. Согласно табелю учета рабочего времени, продолжительность ежемесячной работы вышеуказанных сотрудников составляла 82,5 часа. Страхователем рассчитывались пособия исходя из продолжительности рабочего времени, установленного трудовым договором 3x3 по 11 ч. (итого в месяц: 165 ч.). Следовало средний заработок, рассчитанный из МРОТ, определять пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (82,5 ч.:165 ч. = 0,5) в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ИП Ланового В.Д. не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в отношении ИП Ланового В.Д. была проведена выездная проверка правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 10.05.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки фондом был составлен акт N 255 от 26.09.2019.2018.
При выборочной проверки листков нетрудоспособности на правильность оформления, исчисления и обоснованности назначения пособия выявлена переплата в общей сумме 6770,18 рублей, в том числе за счет средств фонда - 4 376,06 рублей, которая произошла в результате оплаты пособия из полного МРОТ сотрудникам, работающим у предпринимателя на условиях неполного рабочего времени (согласно табелю учета рабочего времени).
На основании указанного акта вынесено решение от 25.10.2018 N 358 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно которому неприняты расходы заявителя в размере 19 233,25 руб.
Не согласившись с решением фонда от 25.10.2018 N 358 в части признания оформления, начисления и обоснованности назначения пособий неправомерными в размере 4 376,06 рублей, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В силу части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.
На основании пункта 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение об особенностях порядка исчисления пособий), в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В соответствии с пунктом 16 Положения об особенностях порядка исчисления пособий в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) - 15 (3) настоящего Положения, то есть так же, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Из материалов дела следует, что заявителем были произведены расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности сотрудникам предпринимателя Юркевич Е.М., Семен Х.С., Арустамян Н.В., Черкаева О.О. на основании листков нетрудоспособности.
Согласно трудовым договорам, представленным к проверке и в материалы дела, сотрудникам установлена продолжительность рабочей недели и рабочего дня: 3х3 по 11 ч. Также сотрудникам устанавливается оклад в размере 11200-12000 руб., который определяется пропорционально фактически отработанному времени.
Факт наступления страховых случаев фондом не оспаривается и подтверждается листками нетрудоспособности.
Поскольку средний заработок указанных лиц в спорные периоды был ниже МРОТ (в связи с неполным рабочим днем), с учетом вышеизложенных норм расчет пособия по временной нетрудоспособности Юркевич Е.М., Семен Х.С., Арустамян Н.В., Черкаева О.О. был правомерно произведен страхователем исходя из среднего дневного заработка за полный рабочий день, что соответствует буквальному смыслу нормы, закрепленной частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пунктов 11 (1), 15 (1)-15 (3), 16 Положения N 375.
Довод о том, что пособие по беременности и родам и на случай временной нетрудоспособности работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, средний заработок которого в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ на день наступления страхового случая, должно рассчитываться пропорционально продолжительности рабочего времени, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Принимая во внимание правила расчета среднего заработка, изложенные в части 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пунктах 15 и 16 Положения об особенностях порядка исчисления пособий, среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности в рассматриваемом случае определяется путем деления общей суммы заработка за 2 года, предшествующих наступлению страхового случая, на 730 независимо от того, сколько дней или часов работает работник в течение недели.
Кроме того, положения части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ о том, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не исключают применение положений о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Указанное соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.10.2018 N 309-КГ18-16194.
При изложенных обстоятельствах решение от 25.10.2018 N 358 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачету суммы 4 376,06 руб., в том числе произвести корректировку суммы расходов и доплатить страховых взносов в указанной сумме, обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 по делу N А32-2031/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2031/2019
Истец: ИП Ланов Виталий Демьянович, Лановой Виталий Демьянович
Ответчик: ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации в лице филиала N1, ГУ- Краснодарское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ