г.Самара |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А55-9765/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Лихоманенко О.А., Засыпкиной Т.С., при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от товарищества собственников жилья "Мир-4" - представителя Резниковой Д.А. (доверенность от 22.07.2019),
от государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещена,
лицо, не участвующие в деле, Ульшина Валентина Дмитриевна (паспорт), представителя Вараксиной Н.А. (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 августа 2019 года апелляционные жалобы лица, не участвующего в деле, Ульшиной Валентины Дмитриевны, государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2019 года по делу N А55-9765/2019 (судья Якимова О.Н.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Мир-4", к государственной жилищной инспекции Самарской области,
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Мир-4" (далее - ТСЖ "Мир-4", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконным и отмене предписания N Сор-66690 от 11.01.2019, выданного государственной жилищной инспекцией Самарской области (далее - госжилинспекция, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены, предписание государственной жилищной инспекции Самарской области N Сор-66690 от 11.01.2019, выданное ТСЖ "Мир-4", признано недействительным. На госжилинспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С госжилинспекции в пользу ТСЖ "Мир-4" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
В апелляционной жалобе госжилинспекция просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на законность оспариваемого предписания. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле, один раз в год корректируется исполнителем по соответствующей формуле. Правилами не определена возможность результат корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению направлять на погашение затрат по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В апелляционной жалобе лицо, не участвующее в деле, Ульшина В.Д. просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что проверка в отношении ТСЖ "Мир-4" была проведена госжилинспекцией в связи с обращением Ульшиной В.Д. При этом она полагает, что данное дело напрямую затрагивает её права и интересы, а принятое по делу судом решение от 20.06.2019 лишает её возможного пересчета корректировки платежа за отопление за 2017 год, как потребителя тепловой энергии в доме N 5 по переулку Парковый в г. Самаре. Кроме того, являясь членом ТСЖ "Мир-4" она вправе защищать свои интересы против незаконной деятельности руководства ТСЖ, если таковые нарушения выявлены по ее заявлению в уполномоченный орган и являются предметом рассмотрения в суде. Однако арбитражный суд первой инстанции не счел необходимым устанавливать обстоятельства нарушений прав третьих лиц и не привлек её к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании лицо, не участвующее в деле, Ульшина В.Д. и ее представитель поддержали доводы своей апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ "Мир-4" требований.
Представитель ТСЖ "Мир-4" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы госжилинспрекции и просил оставить решение суда без изменения, производство по апелляционной жалобе Ульшиной В.Д. прекратить.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лица, не участвующее в деле, Ульшиной В.Д. и ее представителя, представителя ТСЖ "Мир-4", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Производство по апелляционной жалобе лица, не участвующего в деле, Ульшиной Валентины Дмитриевны суд апелляционной инстанции полагает необходимым прекратить, поскольку права и законные интересы данного лица обжалуемым решением арбитражного суда непосредственно не затрагиваются. Предписание госжилинспекция выдала ТСЖ "Мир-4". При этом оспариваемым предписанием какие-либо обязанности на Ульшину В.Д. не возлагаются. Ссылка на обращение в госжилинспекцию с жалобой на действия заявителя не свидетельствует о том, что предмет судебного разбирательства по настоящему делу непосредственно затрагивает её права и законные интересы. Данное обстоятельство также не влечет обязанность арбитражного суда в обязательном порядке привлечь данное лицо к участию в настоящем деле. При этом в суд первой инстанции Ульшина В.Д. с заявлением о вступлении в дело не обращалась. Рассмотренный в рамках настоящего дела спор никоим образом не препятствует обращению Ульшиной В.Д. за судебной защитой нарушенных, по её мнению прав, в суд общей юрисдикции с соответствующими исками.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда на основании п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в жилом доме N 5 по Парковому переулку для управления общим имуществом создано ТСЖ "Мир-4". Жилой дом оборудован общедомовым прибором учёта потребления тепловой энергии и теплоносителя. ТСЖ "Мир-4" заключило с ОАО "Предприятие тепловых сетей" договор теплоснабжения и поставки горячей воды N54277к от 01.06.2016.
Внеплановое контрольно-надзорное мероприятие в отношении ТСЖ "Мир-4" было проведено административным органом в связи с обращением, поступившим в госжилинспекцию (вход. N 33770-ц от 27.11.2018) на нарушение со стороны ТСЖ "Мир-4" жилищного законодательства РФ в части правомерности порядка расчета и внесения платы корректировки за услугу отопление.
Проверка проводилась на основании распоряжения N Сор -66690 от 07.12.2018 и.о. заместителя руководителя госжилинспекции Лихачёва Д.В.
По результатам проверки составлен акт N Сор -66690 от 11.01.2019, в соответствии с которым выявлено нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов), а именно: заявитель не произвел корректировку оплаты за отопление за 2017 год в нарушение норм п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354).
По данному факту административным органом выдано предписание N Сор -66690 от 11.01.2019, в соответствии с которым заявителю необходимо в трехмесячный срок со дня получения предписания произвести корректировку платы за отопление за 2017 год потребителям проживающим в многоквартирном доме N5 по Парковый переулок, г.Самара в соответствии с п. 42 (1) Правил N354.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний прибора учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации, то есть в компетенцию собрания собственников помещений в многоквартирном доме изменение правил предоставления коммунальных услуг гражданам не входит.
Расчет платы за коммунальные услуги осуществляется в Правилами N 354, за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях Самарской области по состоянию на 30.06.2012 (приказ министерства от 13.09.2012 N207).
В соответствии с требованиями Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению в жилых помещениях определяется на основании установленных нормативов потребления и тарифа на тепловую энергию, при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год -исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
Пунктом 21 Правил N 354 предусмотрено, что учет размера платы за коммунальные услуги по отоплению в жилом помещении при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета определяется по формуле: Poi = Si x Vt x Tt, где Si -площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома кв. м; Vt -среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); Tt -тариф на тепловую энергию (руб./Гкал). В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год для расчета используется норматив потребления тепловой энергии на отопление.
Пунктом 65 Правил N 354 установлено, что потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Согласно финансовому плану ТСЖ "Мир-4" на 2017 год средства в объёме 239 529 руб. было запланировано потратить на благоустройство, ремонт общего имущества дома, оплату госпошлин, штрафов и прочие выплаты.
Данные средства в объёме 239 529 рублей были направлены ТСЖ на материалы ремонта ограждения приямок, ремонт, ремонт асфальтового покрытия, ремонт кровли, оплату госпошлин и штрафов, компенсационные выплаты.
Кроме того, средства в объёме 164 471 рублей были направлены ТСЖ на госпошлины-штрафы, судебные расходы, благоустройство, компенсационные выплаты, ремонтные работы общего имущества, а именно: установка окопных конструкций, решёток на техэтаж, дверные доводчики, ремонт ворот.
По решению правления, согласно протоколу собрания правления от 28.01.2018 средства, сэкономленные по итогам 2017 года по статье "Отопление" было решено направить на ремонт общего имущества дома.
Пунктом 27 Правил N 354 установлено, что величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктом "б" (отопление) пункта 21 указанных Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Таким образом, госжилинспекция не обосновала правомерность выдачи оспариваемого предписания ТСЖ, поскольку решение о перераспределении денежных средств, полученных в результате корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению, на погашение затрат по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, принято ТСЖ в интересах собственников многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание N Сор-66690 от 11.01.2019 госжилинспекци не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции оспариваемое предписание признал недействительным, удовлетворив заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы госжилинспекции о законности выданного ею предписания несостоятельны, надлежащими доказательствами не подтверждены. Ссылка на то, что Правилами не определена возможность результат корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению направлять на погашение затрат по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, судом апелляционной инстанции не принимается. Само по себе отсутствие в Правилах N 354 указанных норм не исключает права собственников помещений - членов ТСЖ самостоятельно определять порядок и направления расходования уплачиваемых ими денежных средств. При этом суд в рамках настоящего спора не вправе давать оценку законности принятых на общем собрании собственников помещений - членов ТСЖ решений об использовании денежных средств, излишне уплаченных ими за коммунальные услуги.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 20 июня 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу госжилинспекции - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина госжил инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
В связи с тем, что производство по апелляционной жалобе Ульшиной Валентине Дмитриевне прекращено, надлежит возвратить ей из федерального бюджета уплаченную по чеку-ордеру от 22 июля 2019 года государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по апелляционной жалобе лица, не участвующего в деле, Ульшиной Валентины Дмитриевны прекратить.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2019 года по делу N А55-9765/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Самарской области - без удовлетворения.
Возвратить Ульшиной Валентине Дмитриевне из федерального бюджета уплаченную по чеку-ордеру от 22 июля 2019 года государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9765/2019
Истец: ТСЖ "Мир-4"
Ответчик: Государственная Жилищная Инспекция Самарской области
Третье лицо: Ульшина Валентина Дмитриевна
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55279/19
28.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13182/19
20.06.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9765/19
09.04.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-9765/19