г.Самара |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А72-6003/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Лихоманенко О.А., Засыпкиной Т.С., при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Жилстройсервис" - представителей Хорьковой Ю.А. (доверенность от 01.04.2019), Егоровой Н.Е. (доверенность от 27.05.2019),
от министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от заинтересованного лица: публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 августа 2019 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Жилстройсервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июля 2019 года по делу N А72-6003/2019 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Жилстройсервис" (ИНН 7328079526, ОГРН 1147328003635), г.Ульяновск, к министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (ИНН 7325163755, ОГРН 1197325000014), г.Ульяновск, заинтересованное лицо: публичное акционерное общество "Т Плюс" (ИНН 6315376946) в лице филиала "Ульяновский" (адрес филиала: 432042, г.Ульяновск, ул.Промышленная, дом 5),
о признании незаконным и отмене предписания N Л-16 от 07.03.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Жил- стройсервис" (далее - ООО "УО Жилстройсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (далее - министерство, ответчик) о признании незаконным и отмене предписания N Л-16 от 07.03.2019.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Ульяновский" (далее - ПАО "Т Плюс", заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "УО Жилстройсервис" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судом неправомерно отклонены доводы ООО "УО Жилстройсервис" о необходимости применения п. 4.4 договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 777302одн от 20.01.2017 (снабжение тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД). Также судом не дана оценка тому, что в обоснование своих требований в предписании NЛ-16 от 07.03.2019 орган государственного надзора ссылается на статьи, которые не относятся к коммунальным ресурсам, потребляемым при содержании общего имущества многоквартирного дома.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей министерства, ПАО "Т Плюс", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители ООО "УО Жилстройсервис" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей ООО "УО Жилстройсервис", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии N 073000069 от 20.04.2015, выданной органом государственного жилищного надзора. Между ПАО "Т Плюс" и заявителем 20.01.2017 заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 777302одн (снабжение тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемой при содержании общего имущества МКД) (далее - договор N 777302одн).
В связи с обращением ПАО "Т Плюс", на основании распоряжения от 21.02.2019, министерством в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка по поводу осуществления взаиморасчетов за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
При проведении проверки министерством было установлено несвоевременное и не в полном объеме перечисление денежных сумм, поступивших от потребителей по оплате за потребленные коммунальные ресурсы в адрес ресурсоснабжающей организации за период с января 2017 года по декабрь 2018 года, что послужило основанием для вынесения оспариваемого предписания об устранении нарушений.
Не согласившись с предписанием министерства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно п.6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. "ж" ст. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 15.05.2013 N 416, (далее - Правила N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, следующих стандартов: осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсос-набжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ре-сурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Порядок осуществления расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (далее - требования N 253).
В соответствии с п.6 требований N 253 платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Согласно п.7 требований N 253 размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего документа, из поступивших в течение этого дня платежей потребителей.
В случае если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с настоящим пунктом, составляет менее 5 тыс.руб., перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, превысит 5 тыс.руб. Договором ресурсоснабжения может быть предусмотрен иной размер минимального ежедневного совокупного платежа и (или) иная периодичность перечисления денежных средств.
Следовательно, с учетом вышеприведенных норм указанные денежные средства, поступившие от населения за коммунальные услуги, управляющая организация обязана перечислить в объеме поступления ресурсоснабжающей организации, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю, не расходуя их на иные цели.
В ходе проверки установлено, что согласно п. 1.1 договора N 777302одн по договору теплоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, как горячую воду на нужды горячего водоснабжения (совместно именуемые "энергетические ресурсы"), а исполнитель обязуется принимать и оплачивать потребляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
В соответствии с п. 1.2 указанного договора управляющая организация является в отношении многоквартирных домов, указанных в приложении N 3 к настоящему договору, лицом, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Исполнитель приобретает по настоящему договору энергетические ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Исходя из п. 2.3.1 договора N 777302одн, общество обязуется оплачивать ПАО "Т Плюс" потребляемые энергетические ресурсы в соответствии с настоящим договором.
В соответствии с п.4.1, 4.2, 4.3 договора N 777302одн исполнитель оплачивает теплоснабжающей организации в соответствии с законодательством РФ стоимость потребленных энергетических ресурсов. Расчеты по настоящему договору производятся исполнителем платежными поручениями. Расчетным периодом по настоящему договору принимается календарный месяц.
Министерством в оспариваемом предписании указаны исследуемый период и размеры денежных сумм, поступивших от потребителей по оплате за потребленные коммунальные ресурсы, которые несвоевременно и не в полном объеме были перечислены обществом в адрес ресурсоснабжающей организации.
Как указывает ПАО "Т Плюс" в своих пояснениях, в том числе из анализа платежей, поступивших от общества в адрес ПАО "Т Плюс", следует, что денежные средства перечисляются несвоевременно, суммами, значительно превышающими 5 000 рублей, с большим временным промежутком, например:
- между платежными поручениями N 3444 от 18.12.2017 на сумму 3 979 руб. 02 коп. и N 562 от 26.02.2018 на сумму 1 000 000 руб. прошло более 2 месяцев;
- между платежными поручениями: N 562 от 26.02.2018 на сумму 1 000 000 руб. и N 706 от 20.03.2018 на сумму 1 073 336 руб. 88 коп. прошло 22 дня;
- между платежными поручениями: N 706 от 20.03.2018 на сумму 1 073 336 руб. 88 коп. и N 1301 от 26.04.2018 на сумму 1 144 967 руб. 21 коп. прошло более месяца;
- между платежными поручениями N 2004 от 03.07.2018 на сумму 1 783 934 руб. 50 коп. и N 2716 от 19.09.2018 на сумму 800 000 руб. прошло более 2 месяцев;
- между платежными поручениями N 3072 от 16.10.2018 на сумму 600 000 руб. и N 3575 от 29.11.2018 на сумму 500 000 руб. прошло более месяца;
- между платежными поручениями N 3573 от 29.11.2018 на сумму 500 000 руб. и N 3690 от 21.12.2018 на сумму 500 000 руб. прошло около месяца.
Задолженность общества перед ПАО "Т Плюс" на момент обращения последнего в министерство составила 13 679 705 руб. 76 коп.
Заявитель указывает, что при выдаче спорного предписания не был учтен п.3 требований N 253, согласно которому расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирном доме, осуществляются в соответствии с настоящим документом, если иное не определено в договоре ресурсоснабжения, при этом п.4.4 договора N 777302одн, предусмотрено, что расчет за потребленные энергоресурсы производится в срок до 15-го числа месяца, следующего за истекшим.
Суд первой инстанции отклонил приведенные обществом доводы, поскольку договор N 777302одн подписан с разногласиями, в том числе в части п.4.4, по которому стороны не пришли к согласию.
Кроме того, данным пунктом предусмотрен срок окончательного расчета за поставленные коммунальные ресурсы, что, в свою очередь, не исключает применение п.7 требований к осуществлению расчетов.
По мнению суда первой инстанции, из оспариваемого предписания, материалов дела, усматривается, что денежные средства, поступившие обществу, подлежащие перечислению в ресурсоснабжающую организацию - ПАО "Т Плюс", за исследуемый период (с января 2017 года по декабрь 2018 года) за энергетические ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома), поступают в ресурсонабжающую организацию с нарушением сроков п. 6, 7 Порядка N 253, п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, п. "ж" п.4 Правил N416.
В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, обязательно необходимо наличие совокупности 2-х условий:
- несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение им прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание ответчика не противоречит вышеприведенным нормам, соответственно отсутствуют основания для его признания незаконным, и в удовлетворении требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения п. 4.4 договора N 777302одн, подлежат отклонению, так как договор был подписан с разногласиями, в том числе в части данного пункта, как утверждает заявитель, и стороны не пришли по нему к согласию. Также следует учитывать, что данным пунктом предусмотрен срок окончательного расчета за поставленные коммунальные ресурсы, что не исключает применения п.7 требований N253.
Ссылка заявителя на то, что судом не дана оценка тому, что в обоснование своих требований в предписании N Л-16 от 07.03.2019 орган государственного надзора ссылается на статьи, которые не относятся к коммунальным ресурсам, потребляемым при содержании общего имущества многоквартирного дома, судом апелляционной инстанции отклоняется. Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права. При этом в соответствии с п.4 требований N 253, принятых в соответствии с ч.6.2 ст.155 ЖК РФ, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг и (или) коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации. Соответственно к рассматриваемым отношениям подлежат применению п.6 и 7 требований N 253, на которые сослался суд первой инстанции.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 02 июля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить ООО "УО Жилстройсервис" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 16 июля 2019 года N 1621 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июля 2019 года по делу N А72-6003/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Жилстройсервис" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 16 июля 2019 года N 1621 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6003/2019
Истец: ООО "УО Жилстройсервис", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЛСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: Министерство энергетики ЖКК и городской среды Ульяновской области, МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ПАО "Т Плюс"
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54859/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54859/19
27.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13332/19
02.07.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6003/19