город Ростов-на-Дону |
|
29 августа 2019 г. |
дело N А53-16326/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя: Житовой Н.С. по доверенности от 30.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Микрокредитная компания универсального финансирования"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2019 по делу N А53-16326/2019, принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Микрокредитная компания универсального финансирования"
(ИНН 6162070130, ОГРН 1156196059997)
к отделению по Ростовской области Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Микрокредитная компания универсального финансирования" (далее - ООО "МКК УФ", общетво) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России) от 24.04.2019 N 19-7543/3110-1 (по делу N ТУ-60-ЮЛ-19-75436) о привлечении ООО "МКК УФ" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением от 09.07.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "МКК УФ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и признать незаконным постановление о привлечении к административной ответственности в части размера назначенного штрафа, снизив его ниже низшего предела, определенного санкцией статьи 19.7.3 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что уплата штрафа в размере 500 000 рублей затруднительна для общества ввиду плохого финансового положения, недостаточности денежных средств, наличия обязательств перед партнерами, сотрудниками (работниками) общества по выплате заработной платы, необходимостью уплаты налоговых платежей; общество указало, что имеет кредиторскую задолженность перед своими контрагентами в большом объеме. Кроме того, общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание не явились представители Банка России, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Банка России в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда. Кроме того, Банком было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Дело рассматривается судом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Банка России.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Управление Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе поступило обращение Тихомировой Т.В. от 12.02.2019 N ОТ-1824, содержащее сведения о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации со стороны ООО "Микрокредитная компания универсального финансирования".
В целях рассмотрения обращения, руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 14 Закона N 151-ФЗ, Управлением Службы в адрес общества направлен запрос от 15.02.2019 N С59-6-2-1/2951 о предоставлении документов (далее - Запрос) со сроком исполнения не позднее 7 рабочих дней с даты его получения.
Запрос направлен в адрес общества посредством использования Личного кабинета участника информационного обмена (далее - Личный кабинет).
В соответствии с информацией, размещенной в Личном кабинете, Запрос зарегистрирован в Личном кабинете 18.02.2019 в 11:00.
Таким образом, Запрос должен был быть исполнен в срок не позднее 28.02.2019.
Фактически общество представило ответ на Запрос 11.03.2019 (письмо от 07.03.2019 N 251/2019/МККУФ), то есть документы в ответ на Запрос были представлены с нарушением установленного срока.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Банка России в отношении ООО "МКК УФ" был составлен протокол об административном правонарушении от 08.04.2019 N ТУ-60-ЮЛ-19-7543/1020-1 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управляющей Отделением по Ростовской области Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации вынесено постановление от 24.04.2019 N 19-7543/3110-1 (по делу N ТУ-60-ЮЛ-19-75436) о привлечении ООО "МКК УФ" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности в части назначенного наказания, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением о снижении размера административного штрафа.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пункту 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее -Закон N86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьёй 76.1 Закона N 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом N 86-ФЗ признаются, в том числе, микрофинансовые организации.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
Согласно статье 76.5 Закона N 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 14 Закона N 151-ФЗ Банк России получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчётность, осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных Законом N 151-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России
Согласно статье 76.9 Закона N 86-ФЗ Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов.
Личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчётности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России.
В соответствии с пунктом 4.1 Указания Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России" (далее - Указание N 4600-У), Банк России путём размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена.
В соответствии с пунктом 4.3 Указания N 4600-У электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете. Если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на нерабочий день, то электронный документ Банка России считается полученным до 18 часов 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днём.
В целях рассмотрения обращения, руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 14 Закона N 151-ФЗ, Управлением Службы в адрес общества направлен запрос от 15.02.2019 N С59-6-2-1/2951 о предоставлении документов со сроком исполнения не позднее 7 рабочих дней с даты его получения.
Запрос направлен в адрес общества посредством использования Личного кабинета участника информационного обмена.
В соответствии с информацией, размещённой в Личном кабинете, Запрос зарегистрирован в Личном кабинете 18.02.2019 в 11:00.
Таким образом, Запрос должен был быть исполнен в срок не позднее 28.02.2019.
Вместе с тем, общество представило ответ на Запрос 11.03.2019 (письмо от 07.03.2019 N 251/2019/МККУФ.
Таким образом, материалами дела подтверждено нарушение обществом срока представления документов по запросу Банка России, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Суд апелляционной инстанции полагает доказанным наличие вины общества в допущении вменяемого правонарушения.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по представлению сведений в контролирующий орган в пределах установленного срока.
Обществом также не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению установленной обязанности с соблюдением срока, в том числе доказательств наличия технической неисправности оборудования либо программного обеспечения и принятия оперативных мер по их устранению.
При таких обстоятельствах, суд полагает доказанным виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.3 КоАП РФ.
Обращаясь в суд, общество просило снизить размер назначенного административного наказания ниже низшего предела.
В апелляционной жалобе указано, что уплата штрафа в размере 500 000 рублей затруднительна для общества ввиду плохого финансового положения, недостаточности денежных средств, наличия обязательств перед партнерами, сотрудниками (работниками) общества по выплате заработной платы, необходимостью уплаты налоговых платежей; общество указало, что имеет кредиторскую задолженность перед своими контрагентами в большом объеме. Кроме того, общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наличие у общества статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, само по себе, не является основанием для снижения назначенного административного штрафа.
В постановлении от 25.02.2014 N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой эти положения не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Согласно ч. 3.2, 3.23 ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 500 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Суд не принимает ссылки общества на тяжелое финансовое положение, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о фактических активах организации (бухгалтерский баланс, выписки по счетам) и имеющихся обязательствах.
Отсутствие в данном случае доказанности нарушения прав потребителя, в связи с обращением которого был инициирован запрос Банка, также не влияет на возможность снижения размера штрафа, поскольку опасность допущенного проступка заключается в препятствовании осуществления контрольных функций Банка.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Суд апелляционной инстанции также не может признать допущенное правонарушение малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Таким образом, постановление Банка России от 24.04.2019 N 19-7543/3110-1 (по делу N ТУ-60-ЮЛ-19-75436) о привлечении ООО "МКК УФ" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей является законным.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований общества, основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.2019 по делу N А53-16326/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16326/2019
Истец: ООО "МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ"
Ответчик: Южное главное управление ЦБ РФ
Третье лицо: ООО представитель "Микрокредитная компания универсального финансирования" Житова Нарина Сергеевна, Отделение по Ростовской области Южного главного управления ЦБ РФ