г. Самара |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А55-32929/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Лихоманенко О.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" - представитель не явился, извещено,
от акционерного общества "Транснефть-Приволга" - Цветков Н.А. (доверенность от 02.02.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Транснефть-Приволга" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2019 по делу N А55-32929/2018 (судья Шаруева Н.В.),
по иску акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (ОГРН 1027739820921), г. Москва,
к акционерному обществу "Транснефть-Приволга", (ОГРН 1026301416371), г. Самара,
о взыскании 698 510 руб. 36 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Транснефть-Приволга" (далее - ответчик) о взыскании в порядке суброгации ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 698 510 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2019 заявленные требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 345 800 руб. ущерба и расходы по государственной пошлине в сумме 8 401 руб.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в удовлетворенной части и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования в части взыскания с ответчика убытков в размере 161 400 руб. и расходов на оплату государственной пошлины в размере 3 840 руб.
В апелляционной жалобе указывает, что сумма ущерба должна быть взыскана с ответчика с учетом износа.
Надлежащим исполнением обязательств по возмещению имущественного вреда, причиненного ДТП, является возмещение причинителем вреда потерпевшему расходов на восстановление автомобиля в состояние, в котором он находился до момента дорожно-транспортного происшествия.
Принцип полного возмещения вреда подлежит применению судом с учетом исключения неосновательного значительного улучшения транспортного средства после восстановительного ремонта с установкой новых комплектующих изделий, влекущего увеличение его стоимости за счет причинившего вред лица.
Согласно результатам проведенной судебной экспертизы размер восстановительного ремонта с учетом износа составил 561 400 рублей.
Таким образом, расчет ущерба, подлежащего взысканию с ответчика в порядке регресса, следующий: 561 400 (размер восстановительного ремонта с учетом износа) - 400 000 (лимит ответственности страховой компании по ОСАГО) = 161 400 (право требования убытков, в полном объеме).
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.02.2018 в г. Волгоград произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП), в результате которого были причинены механические повреждения автомобилю "Ford Transit", государственный регистрационный номер В188МХ134.
Данное транспортное средство на момент ДТП было застраховано у истца по договору добровольного страхования средств автотранспорта N 16 MT 0045/1.
В соответствии с административным материалом лицом, виновным в совершении ДТП, является Булат Сергей Анатольевич, который является водителем ответчика и в момент ДТП управлял автомобилем УАЗ Пикап, государственный регистрационный номер Е519АМ134, принадлежащим на праве собственности ответчику.
Риск гражданской ответственности виновника на момент ДТП был застрахован у истца по договору страхования ОСАГО ЕЕЕ 1016822130.
По данному страховому случаю истцом потерпевшему была произведена выплата страхового возмещения в размере 1 098 510 руб. 36 коп., что подтверждается платежным поручением N 3811199 от 24.09.2018.
В связи с тем, что сумма ущерба превысила лимит ответственности страховщика, предусмотренный Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ), в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 400 тысяч рублей, истец обратился с соответствующей претензией к ответчику, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу требований пункта 3 статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).
В свою очередь, пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).
В соответствии со статьей 1072 ГК РФ юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
В статье 7 Закона N 40-ФЗ установлено, что страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, составляет 400 тысяч рублей.
То есть действующим законодательством установлены пределы страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для возмещения вреда при наступлении страхового случая.
Пунктом 1 статьи 965 ГК РФ установлено, что если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В рассматриваемой ситуации стороны не оспаривают факты совершения ДТП, вину водителя ответчика в совершении ДТП и наступление страхового случая.
В рамках настоящего дела судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза по определению стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля Форд Транзит, государственный регистрационный номер В138МХ134, проведение которой было поручено ООО "ВолЭкс".
По результатам экспертизы в материалы дела поступило заключение эксперта N 61/03-19 от 21.03.2019, в соответствии с которым стоимость восстановительного ремонта автомобиля Форд Транзит, государственный регистрационный номер В138МХ134, составила 745 800 руб. 80 коп. без учета износа и 561 400 руб. 47 коп. с учетом износа.
Учитывая, что заключение эксперта соответствует требованиям действующего законодательства, не содержит противоречий и неясностей, эксперт однозначно ответил на поставленные вопросы, то суд первой инстанции правомерно признал данное заключение надлежащим доказательством по делу.
Поскольку лимит ответственности страховщика по договору ОСАГО ограничен суммой в 400 000 руб., то суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца сумму ущерба в размере 345 800 руб. (745 800 руб. - 400 000 руб.).
Доводы ответчика о том, что сумма ущерба подлежит взысканию с ответчика с учетом износа и что принцип полного возмещения вреда подлежит применению судом с учетом исключения неосновательного значительного улучшения транспортного средства после восстановительного ремонта с установкой новых комплектующих изделий, влекущего увеличение его стоимости за счет причинившего вред лица, арбитражным апелляционным судом не принимаются во внимание, исходя из следующего.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10.03.2017 N 6-П "По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других" разъяснил, что статья 1079 ГК Российской Федерации, устанавливающая правила возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, каких-либо специальных положений, отступающих от общего принципа полного возмещения вреда, не содержит, упоминая лишь о возможности освобождения судом владельца источника повышенной опасности от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 данного Кодекса, т.е. если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, а также с учетом имущественного положения гражданина, являющегося причинителем вреда. Более того, пункт 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации - в изъятие из общего принципа вины - закрепляет, что ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, наступает независимо от вины причинителя вреда.
В силу закрепленного в статье 15 ГК Российской Федерации принципа полного возмещения причиненных убытков лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также возмещения неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Приведенное гражданско-правовое регулирование основано на предписаниях Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 35 (часть 1) и 52, и направлено на защиту прав и законных интересов граждан, право собственности которых оказалось нарушенным иными лицами при осуществлении деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности.
Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.
Давая в Постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П оценку Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в целом исходя из его взаимосвязи с положениями главы 59 ГК Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам: требование потерпевшего (выгодоприобретателя) к страховщику о выплате страхового возмещения (об осуществлении страховой выплаты) в рамках договора обязательного страхования является самостоятельным и отличается от требований, вытекающих из обязательств вследствие причинения вреда; выплату страхового возмещения обязан осуществить непосредственно страховщик, причем наступление страхового случая, влекущее такую обязанность, само по себе не освобождает страхователя от гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим за причинение ему вреда; различия в юридической природе и целевом назначении вытекающей из договора обязательного страхования обязанности страховщика по выплате страхового возмещения и деликтного обязательства обусловливают и различия в механизмах возмещения вреда в рамках соответствующих правоотношений; смешение различных обязательств и их элементов, одним из которых является порядок реализации потерпевшим своего права, приводит к подмене одного гражданско-правового института другим и может повлечь неблагоприятные последствия для стороны, в интересах которой он устанавливался, в данном случае - потерпевшего (выгодоприобретателя), и тем самым ущемление его конституционных прав и свобод.
Приведенные правовые позиции, из которых следует, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства, получили свое развитие в последующих решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Вместе с тем названный Федеральный закон, как специальный нормативный правовой акт, не исключает распространение на отношения между потерпевшим и лицом, причинившим вред, общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах из причинения вреда. Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования. В противном случае - вопреки направленности правового регулирования деликтных обязательств - ограничивалось бы право граждан на возмещение вреда, причиненного им при использовании иными лицами транспортных средств.
Между тем замена поврежденных деталей, узлов и агрегатов - если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, в том числе с учетом требований безопасности дорожного движения, - в большинстве случаев сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты. Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях - при том, что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, - неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.
Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
В контексте конституционно-правового предназначения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", как регулирующий иные - страховые - отношения, и основанная на нем Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства не могут рассматриваться в качестве нормативно установленного исключения из общего правила об определении размера убытков в рамках деликтных обязательств и, таким образом, не препятствуют учету полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов при определении размера убытков, подлежащих возмещению лицом, причинившим вред.
Таким образом, Конституционный Суд РФ указал на правомерность потерпевшего требовать полного возмещения убытков, причиненных в результате ДТП, без учета износа заменяемых деталей транспортного средства.
В рассматриваемом случае ответчик не представил доказательств того, что восстановительный ремонт поврежденного автомобиля с установкой новых комплектующих изделий повлечет увеличение его стоимости за счет причинившего вред лица.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в части взыскания с ответчика ущерба в размере 345 800 руб.
Руководствуясь статьей 110 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно распределил судебные расходы между сторонами в части государственной пошлины и затрат на проведение судебной экспертизы.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований истца, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2019 по делу N А55-32929/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32929/2018
Истец: АО "Согаз", представитель Акционерное общество "Согаз" ООО "Долговые Инвестиции"
Ответчик: АО "Транснефть-Приволга"
Третье лицо: ООО эксперту "ВолЭкс" Парамонову С.В.
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55897/19
26.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12950/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55897/19
26.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12950/19
18.06.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-32929/18