г. Пермь |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А60-67793/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дружининой Л.В.,
судей Балдина Р.А., Сусловой О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Киндергарт А.В.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области, апелляционную жалобу ответчика, федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 мая 2019 года
по делу N А60-67793/2018
по иску публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388)
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962)
о взыскании неосновательного обогащения по договору возмездного оказания услуг связи,
при участии:
от истца: не явились;
от ответчика: Осипов А.А., представитель по доверенности от 24.06.2019;
установил:
Публичное акционерное общество "РОСТЕЛЕКОМ" (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному казенному учреждению "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА" (ответчик) о взыскании неосновательного обогащения за услуги связи за период с 01.01.2018 года по 30.06.2018 в размере 525 845 руб. 01 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.05.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в материалах дела отсутствует детализация телефонных соединений, полученная с помощью надлежаще сертифицированного оборудования; отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие факт оказания услуг, их объем и стоимость, а также доказательства направления в адрес ответчика актов приемки и их подписания; кроме того, в материалы дела не представлено доказательств того, что потребителем услуг связи, оказанных в спорный период, является именно истец.
Истец направил письменный отзыв на жалобу, в котором обжалуемый судебный акт просит оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, на основании государственного контракта от 06.07.2016 N 55/к/467, заключенного с ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", истец в 2016 году осуществлял оказание услуг электросвязи в отношении воинских частей и организаций, подведомственных Министерству обороны РФ, поименованных в приложении N 2 к контракту.
Согласно пунктам 12.1, 12.2 контракта срок его действия установлен на период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По истечении срока действия указанного контракта истец, руководствуясь ч. 4 ст. 51.1 Федеральном законе от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Указом Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", продолжил оказывать истцу услуги связи в отсутствие письменного договора (контракта).
Ссылаясь на то, что в период с января 2018 по июнь 2018 года истцом в пользу ответчика оказаны услуги электросвязи на общую сумму 525 845 руб. 01 коп., от исполнения обязательств по оплате которых ответчик безосновательно уклоняется, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены в Федеральном законе от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
В силу ст. 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Согласно ст. 51 Закона о связи оказание услуг связи для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг связи, заключаемого в форме государственного или муниципального контракта в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи.
Материалами дела подтверждено, что в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 между сторонами действовал государственный контракт N 55/к/467, по условиям которого ответчик обязался своевременно принимать и оплачивать фактически оказанные услуги связи.
Оценив условия пунктов 12.1, 12.2 контракта, суд апелляционной инстанции оснований для применения его положений к правоотношениям сторон за период с января 2018 по июнь 2018 не усматривает, поскольку срок действия указанного контракта истек 31.12.2016 и соглашение о его пролонгации в материалах дела отсутствует.
При этом участвующими в деле лицами не оспаривается, что закупочная процедура по заключению государственного контракта на оказание услуг электросвязи на 2018 год ответчиком не инициировалась, соответствующий контракт между сторонами не заключался.
Порядок размещения заказов для государственных нужд в период возникновения спорных правоотношений регламентировался Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона N 44-ФЗ осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком, в связи с чем обязанность заключить контракт с соблюдением установленных законодательством процедур возлагается, в первую очередь, именно на заказчика, который будет оплачивать эти услуги за счет бюджетных средств.
Во взыскании стоимости услуг в пользу общества, добросовестно продолжившего исполнять свою обязанность после окончания сроков ранее действовавшего контракта, не может быть отказано (ст. 1 ГК РФ).
Частью 4 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что никто не вправе извлекать преимущества из своего недобросовестного поведения. Вследствие того, что ответчик является получателем средств федерального бюджета, расходование которых вправе осуществлять исключительно с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе Бюджетного кодекса РФ и Закона N 44-ФЗ, истец, как профессиональный участник гражданского оборота, принимая решение об оказании услуг в отсутствие государственного контракта, обязан был учитывать особый характер складывающихся между сторонами спора правоотношений и действовать при этом разумно, добросовестно, во исполнение требований закона, иных правовых актов, не преследуя цель получения имущественной выгоды в обход Закона N 44-ФЗ.
Оценив обстоятельства, лежащие в основе принятого истцом решения об оказании услуг связи в спорный период, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях истца признаков недобросовестности.
Так, согласно ст. 4, 21 Закона о связи отношения в области связи регулируются также правовыми актами Президента Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 4 ст. 51.1 Закона о связи, ч. 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", ограничение или прекращение оказания услуг связи воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, является действиями, нарушающими безопасность государства. Такое прекращение возможно только с письменного согласия соответствующего учреждения или предприятия.
Учреждения военных округов относятся к объектам, обеспечивающим безопасность государства, в связи с чем является недопустимым ограничение или прекращение оказания им услуг связи без волеизъявления последних об отказе от получения этих услуг. Ограничение (прекращение) оказания услуг связи относится к действиям, нарушающим безопасность государства, и противоречит названным правовым нормам.
Из материалов дела усматривается, что фактическое оказание услуг электросвязи осуществлялось истцом во исполнение законодательства, действующего в области связи, а также с учетом фактического поведения ответчика, который не уведомил истца об отсутствии потребности в оказании услуг и фактически продолжил потребление услуг электросвязи.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае истец в силу требований действующего законодательства не имел возможности произвести отключение телефонных номеров истца и прекратить оказание услуг связи, само по себе отсутствие государственного контракта не может служить основанием для освобождения ответчика, как потребителя услуг связи, от обязанности по их оплате при условии доказанности факта оказания услуг. Иное приводило бы к излечению потребителем услуг неосновательной выгоды (ч.4 ст.1 ГК РФ).
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции принята во внимание правовая позиция, изложенная в п.23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2017, согласно которой не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при истечении срока действия государственного (муниципального) контракта или превышении его максимальной цены в случаях, когда из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия государственного (муниципального) контракта или при превышении его максимальной цены.
В силу ст.779, 781 ГК РФ исполнение обязательств сторон по договору возмездного оказания услуг носит встречный характер (ст.328 ГК РФ), где на стороне заказчика лежит обязанность оплатить исполнителю оказанные им услуги в сроки и порядке, предусмотренные таким договором.
Оплате подлежат фактически оказанные услуги (ст.781 ГК РФ).
Согласно п.2 ст.54 Закона о связи основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
В пункте 38 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 также установлено, что основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные местные (при повременном учете), внутризоновые, междугородные или международные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи.
Таким образом, детализация (расшифровка) соединений является надлежащим доказательством оказания услуг связи (ст. 68 АПК РФ).
В доказательство действительного оказания услуг истец в материалы дела представил детализации (расшифровки) телефонных соединений за спорный период, содержащие сведения о периоде оказания услуг, их объеме и стоимости, что применительно к п.2 ст.54 Закона о связи, п.38 Правил N 1342 является достаточным доказательством оказания спорных услуг.
Вопреки доводам апеллянта, оборудование истца сертифицировано, документальных доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, отраженных в представленной истцом детализации соединений, либо подтверждающих иной объем потребленных услуг, ответчиками в материалы дела не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ). Материалы дела также не содержат и доказательств предъявления ответчиком в спорный период мотивированных претензий истцу о ненадлежащем качестве или по объему оказываемых услуг, а также их стоимости.
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ указанные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности факта оказания истцом услуг в спорный период связи и наличии предусмотренных ст.ст.309, 779, 781 ГК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылки апеллянта на односторонний характер актов приемки, отсутствие в них подписи самого ответчика, апелляционным судом отклонены, поскольку факт оказания услуг подтвержден совокупностью иных имеющих в деле доказательств, в частности, детализацией (расшифровкой) соединений в спорный период (ст.68, ст.71 АПК РФ).
Вопреки доводам ответчика, услуги электросвязи в спорный период оказаны истцом в отношении тех абонентских номеров, которые поименованы в контракте от N 55/к/467. Доказательств, свидетельствующих о том, что абонентские номера, по которым оказаны услуги, в спорный период выбыли из владения ответчика, арбитражному суду не представлено, равно как и не представлено свидетельств того, что ответчик уведомлял исполнителя об отсутствии потребности в оказании услуг электросвязи в 2018 году в отношении каких-либо из номеров, поименованных в контракте N 55/к/467. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности факта принадлежности ответчику номерного фонда, по которому оказаны спорные услуги.
Исходя из вышеизложенного, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены (изменения) судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу п.1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы освобожден, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов на уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе апелляционным судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 мая 2019 года по делу N А60-67793/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.В. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-67793/2018
Истец: ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"