г. Самара |
|
28 августа 2019 г. |
А55-16936/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от акционерного общества "Сокское карьероуправление" - представителя Кондрашина В.В. (доверенность от 11.02.2018),
от Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность от 09.01.2018 N 3),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сокское карьероуправление"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 мая 2019 года по делу N А55-16936/2018 (судья Филатов М.В.),
по заявлению акционерного общества "Сокское карьероуправление" (ОГРН 1036300220365, ИНН 6313033397), г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Государственное казенное учреждение Самарской области "Самарские лесничества", Публичное акционерное общество "Самаранефтегеофизика",
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Сокское карьероуправление" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Министерству лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в предоставлении в аренду заявителю лесного участка площадью 46 413 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Волжское лесничество, п. Красная Глинка, кадастровый квартал 63:17:2501007, и изложенного в письме от 03 апреля 2018 года N 270502/7676, а также об обязании Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем образования в установленном действующем законодательством порядке лесного участка площадью 46 413 кв.м. в соответствии с координатами, определенными в схеме расположения земельного участка, и представления образованного лесного участка площадью 46 413 кв.м. в аренду заявителю (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции были привлечены Государственное казенное учреждение Самарской области "Самарские лесничества", Публичное акционерное общество "Самаранефтегеофизика" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 29 мая 2019 года по делу N А55-16936/2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В материалы дела поступили возражения Министерства на апелляционную жалобу, в которых заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 29 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Министерства в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 29 мая 2019 года оставить без изменения.
Третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 07.03.2018 акционерное общество "Сокское карьероуправление" обратилось в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением (исх. N 31) о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в аренду в связи с чем просило Министерство провести проектирование лесного участка, осуществить его постановку на государственный кадастровый учет и предоставить участок со следующими характеристиками: сроком использования - 10 лет площадью 4, 6413 га (46413) кв.м, кадастровый номер квартала 63:17:2501007, лесничество - Волжское, месторасположение - Самарская область, Волжское лесничество, п. Красная Глинка, цель использования - размещение склада, вид использования в соответствии со ст. 25 ЛК РФ - размещение склада (т. 1 л.д. 9).
К заявлению были приложены схема расположения участка и копии свидетельств о регистрации права на 10 объектов недвижимости (т. 1 л.д. 14-23).
Письмом от 03.04.2018 N 270502/7676 Министерство указало на отказ в предоставлении государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду и возвратило представленный пакет документов.
Ответ Министерства от 03.04.2018 N 270502/7676 получен Обществом 06.04.2018.
Основанием для отказа Министерством послужило то, что поданное заявление не соответствует приложению N 2 к Административному регламенту предоставления министерством государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, утв. постановлением Губернатора Самарской области от 08.08.2014 N 206 с изменениями, утв. постановлением Губернатора Самарской области от 13.10.2017 N 215.
Кроме того, министерство указало в ответе на то, что заявленный вид использования лесного участка не соответствует разрешенному виду использования лесов, установленному действующим законодательством (ст. 25 ЛК РФ) (т. 1 л.д. 10-12).
Общество посчитало данный отказ не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу пункта 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) и Земельного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) и, если иное не установлено ЛК РФ.
В соответствии со статьей 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 73.1 и частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Исключение, установленное частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, распространяется на случаи нахождения на лесных участках зданий, сооружений. В этом случае договор аренды лесных участков заключается без проведения торгов с собственниками зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 1960 по 1964 гг. на отведенных из земель гослесфонда Сокскому карьероуправлению участках были построены и приняты в эксплуатацию нежилые здания в количестве 10-ти для размещения склада "ВМ" (взрывчатых материалов), а именно: хранилище взрывчатых материалов Литера 76, 76-1, 76-2, здание раскупорки ящиков Литера 78, хранилище на 120 тн Литера 74,74-1,74-2,74-3,74-4, здание подготовки взрывчатых материалов Литера 77, хранилище на 120 тн Литера 73,73-1,73-2,73-3,73-4, хранилище для порожних ящиков Литера 79, здание для противопожарных средств Литера 82, хранилище взрывчатых веществ Литера 75, 75-1, караульное помещение Литера 80, здание лаборатории Литера 81. Заявителем представлены справка о наличии земельных площадей, отведенных Сокскому карьероуправлению Роснеруда МПСМ РСФСР по состоянию на 01.09.1974, решение исполнительного комитета Куйбышевского областного (сельского) Совета депутатов трудящихся N 148 от 25.03.1963 об отводе земельных участков во временное пользование Сокскому карьероуправлению под пристрой склада (т.1 л.д. 47-50).
Все указанные здания 1964 года постройки, что указывается в технических паспортах, составленных Самарским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" (т.1 л.д. 24-44).
В 1993 году здания были переданы в собственность (приватизированы) Сокского карьероуправления, в соответствии с договором купли-продажи N 141 от 23.06.1993 г. и Свидетельством о собственности N 276 от 23.06.1993 г., выданным Фондом имущества Самарской области. Право собственности на здания было зарегистрировано ЗАО "Сокское карьероуправление" в Самарской областной регистрационной палате, что подтверждается выданными Палатой Свидетельствами о государственной регистрации права. В 2015 году ЗАО "Сокское карьероуправление" было преобразовано в акционерное общество.
Суд первой инстанции правильно указал, что собственник объектов недвижимости имеет право на получение в аренду земельного участка под использование принадлежащих ему объектов недвижимости.
Вместе с тем, суд первой инстанции указал на то, что оценке подлежат также следующие обстоятельства.
Порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его заключения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 73.1 ЛК РФ).
Рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением лесных участков земель лесного фонда в пользование, осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления министерством государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области от 08.08.2014 N 206 с изменениями, утвержденными Постановлением Губернатора Самарской области от 13.10.2017 N 215.
На основании пункта 12 Административного регламента заявитель подает в министерство заявление по форме согласно приложению N 2 к указанному Административному регламенту.
Как указывает министерство в своем отказе, поданное обществом "Сокское карьероуправление" заявление не соответствует приложению N 2 к указанному Административному регламенту: отсутствует местоположение лесного участка, который предполагается взять в аренду, обоснование цели, вида (видов) и срока использования лесного участка, кадастровый номер лесного участка, реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения.
Выводы относительно указанного основания для отказа обжалуемое решение суда не содержит.
Кроме того, министерство указало, что заявленный вид использования лесного участка не соответствует разрешенному виду использования лесов, установленного ст. 25 Лесного кодекса РФ.
С указанным выводом министерства согласился суд первой инстанции.
Однако, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Федеральным законом N 280-ФЗ введена в действие с 11.08.2017 статья 4.7 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 4.7 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи подлежит образованию из состава земель лесного фонда, то в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимости имущества, который расположен на таком лесном участке. При этом принятия решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
Таким образом, образование земельного участка под объектом недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона N 280-ФЗ при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Согласно п. 7 ст. 3.5 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ", отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
Исходя из материалов дела усматривается, что в период с 1960 по 1964 гг. на отведенных из земель гослесфонда Сокскому карьероуправлению участках были построены и приняты в эксплуатацию нежилые здания в количестве 10-ти для размещения склада "ВМ" (взрывчатых материалов), а именно: хранилище взрывчатых материалов Литера 76, 76-1, 76-2, здание раскупорки ящиков Литера 78, хранилище на 120 тн Литера 74,74-1,74-2,74-3,74-4, здание подготовки взрывчатых материалов Литера 77, хранилище на 120 тн Литера 73,73-1,73-2,73-3,73-4, хранилище для порожних ящиков Литера 79, здание для противопожарных средств Литера 82, хранилище взрывчатых веществ Литера 75, 75-1, караульное помещение Литера 80, здание лаборатории Литера 81. Заявителем представлены справка о наличии земельных площадей, отведенных Сокскому карьероуправлению Роснеруда МПСМ РСФСР по состоянию на 01.09.1974, решение исполнительного комитета Куйбышевского областного (сельского) Совета депутатов трудящихся N 148 от 25.03.1963 об отводе земельных участков во временное пользование Сокскому карьероуправлению под пристрой склада (т. 1 л.д. 47-50).
Все указанные здания 1964 года постройки, что указывается в технических паспортах, составленных Самарским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" (т. 1 л.д. 24-44).
В 1993 году здания были переданы в собственность Сокского карьероуправления в соответствии с договором купли-продажи N 141 от 23.06.1993 г. и Свидетельством о собственности N 276 от 23.06.1993 г., выданным Фондом имущества Самарской области.
Право собственности на здания было зарегистрировано ЗАО "Сокское карьероуправление" в Самарской областной регистрационной палате, что подтверждается выданными регистрирующим органом Свидетельствами о государственной регистрации права в 2003 году. (т. 1 л.д. 14-23).
Таким образом, объекты недвижимости, а также права заявителя на данные объекты, расположенные на землях лесного фонда Волжского лесничества, возникли до 01.01.2016 года.
С учетом изложенных обстоятельств, испрашиваемый заявителем земельный участок, на котором расположены нежилые здания в границах лесного участка, отвечает признакам, предусмотренным статьей 4.7 Федерального закона N 201-ФЗ и подлежит формированию путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
С позиции изложенных обстоятельств и приведенных норм, указание Министерства и суда первой инстанции на то, что заявленный Обществом вид использования лесного участка не соответствует разрешенному виду использования лесов, со ссылками на 25 Лесного кодекса РФ, нельзя признать состоятельными.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) недействительными/незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, решения и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем не приведено обоснования в опровержение доводов Министерства о несоответствии заявления установленной форме, также в заявлении от 07.03.2018 Общество просило Министерство провести проектирование лесного участка, тогда как в силу норм п.1 ст.4.7 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" подготовка проектной документации лесного участка, в рассматриваемом случае, не требуется.
Также в ходе судебного разбирательства заявителем приводились пояснения и уточнения в отношении координат и характерных точек границ участка, отраженных в схеме расположения земельного участка, представленной в Министерство. Таким образом, представленная Обществом с заявлением от 07.03.2018 года в Министерство схема расположения земельного участка содержала неточности и технические ошибки при внесении в таблицу координат, что отражено в пояснительной записке кадастрового инженера Кислюковой С.А.
С позиции изложенных обстоятельств, оспариваемый отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не нарушает прав и законных интересов заявителя. АО "Сокское карьероуправление" не лишено права оформить права на испрашиваемый лесной участок, расположенный на землях лесного фонда Волжского лесничества, в установленном законом порядке.
С учетом установленных по делу обстоятельств, совокупности условий для признания оспариваемого отказа Министерства недействительным, не установлено.
По смыслу ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права и норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения, соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ, правовых оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. В связи с тем, что при обращении в суд апелляционной инстанции обществом была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории споров размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета на основании положений ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 мая 2019 года по делу N А55-16936/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Сокское карьероуправление (ОГРН 1036300220365, ИНН 6313033397), г. Самара, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 1269 от 18.06.2019 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16936/2018
Истец: АО "Сокское карьероуправление"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Третье лицо: ГКУ Самарской области " Самарские лесничества", ПАО "Самаранефтегеофизика", Управление Росреестра по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области