г. Пермь |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А60-8537/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Черепановой Юлии Николаевны (ИНН 662706730840, ОГРНИП 308662704400020) - Черепанова Ю.Н.,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014, ОГРН 1126625000017) - Александрова А.О., удостоверение, доверенность от 09.01.2019; Караваев А.С., удостоверение, доверенность от 10.06.2019;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июня 2019 года
по делу N А60-8537/2019, принятое судьей С.Е. Калашником
по заявлению индивидуального предпринимателя Черепановой Юлии Николаевны (ИНН 662706730840, ОГРНИП 308662704400020)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014, ОГРН 1126625000017), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде Свердловской области (межрайонное) (ИНН 6627012609, ОГРН 1026601641857)
о признании недействительным решения от 24.07.2018 N 24571,
установил:
Индивидуальный предприниматель Черепанова Юлия Николаевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения инспекции от 24.07.2018 года N 24571 о взыскании страховых взносов за 2016 год.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (далее - Пенсионный фонд).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение инспекции от 24.07.2018 N 24571 в части взыскания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за 2016 год, соответствующих пеней. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что безнадежной ко взысканию может быть признана задолженность ИП Черепановой Ю.Н. за 2016 год только в том случае, если она не предоставляла налоговую отчетность за 2016 год и Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с нормами Федерального закона N 212-ФЗ были исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 154 851,84 руб. Между тем, в рамках рассмотрения Арбитражного дела N А60-8537/2019 было установлено, что ИП Черепановой Ю.Н. налоговая отчетность по страховым взносам за 2016 год была представлена в Инспекцию 02.05.2017 с указанием суммы дохода за 2016 год 0 руб., таким образом, ИП Черепанова Ю.Н. обязана была уплатить только сумму фиксированных платежей на обязательное пенсионное страхование в размере 19 356,48 руб. и сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3 796,85 руб.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявитель возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пенсионный фонд надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Черепанова Ю.Н зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 13.02.2008 и в спорный период времени являлась плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
02.05.2017 предпринимателем была представлена налоговая декларация по УСН за 2016, согласно которой сумма дохода указан в размере ноль рублей.
04.08.2017 Пенсионным фондом в инспекцию в отношении ИП Черепановой Ю.Н. переданы начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017.
При этом, сведения по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемым в фиксированном размере, исчисленных за 2016 год, переданы Фондом некорректно, в связи с чем, в соответствующих лицевых счетах заявителя одни и те же начисления отразились три раза.
В отношении некорректно переданных начислений в размере 38 712,96 рублей (19 356,48 х 2) и 7 593,70 рублей (3 796,85 х 2), соответствующих им пени, Инспекцией приняты меры принудительного взыскания: в адрес заявителя направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 25.04.2018 N 8907, а также требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 22.05.2018 N 13338.
Поскольку требования заявителем не исполнены, инспекцией, в рамках ст.46 НК РФ, приняты решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств от 20.06.2018 года N N 1900, N 1901.
24.07.2018 года инспекцией, в рамках ст. 47 НК РФ, принято решение N 24571 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, а также вынесено постановление N7893 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
Постановление N 7893 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика направлено на исполнение.
Судебным приставом - исполнителем Ревдинского РОСП возбуждено исполнительное производство от 26.07.2018 N 42704/1 8/66047-ИП.
25.10.2018 инспекцией на основании данных, переданных Пенсионным фондом, уменьшены начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2016 год на 38 712,96 рублей (19 356,48 х 2) и 593,70 рублей /3 796,85 х 2) соответственно, произведен перерасчет пени.
09.11.2018 года инспекцией в Ревдинский РОСП направлены уточненные сведения о задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащей взысканию в рамках исполнительного производства от 26.07.2018 N 42704/18/66047-ИП, возбужденного на основании постановления инспекции N 7893 от 24.07.2018.
Предприниматель, не согласившись с вынесенным решением инспекции от 24.07.2018 года N 24571 о взыскании страховых взносов за 2016 год, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Свердловской области от 14.11.2018 года решение инспекции от 24.07.2018 года N 24571 оставлено без изменения.
Заявитель, указывая на то, что решение налогового органа от 24.07.2018 года N 24571 не соответствует Налоговому кодексу РФ, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что недоимка, соответствующие пени по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование за 2016 год подлежит списанию, в связи с чем, возможность ее взыскания утрачена.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) заявитель, как индивидуальный предприниматель, являлся в 2016 г. плательщиком страховых взносов на ОПС, согласно статье 14 данного Закона обязан был исчислять страховые взносы в размере, определенном данной статьей.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, величина подлежащих уплате страховых взносов на ОПС определяется в фиксированном размере как увеличенное в 12 раз произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы (далее - МРОТ), и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Закона (26%).
Фиксированный размер страховых взносов на предпринимателей, не производящих выплат физическим лицам на 2016 год составил 19356,48 руб. на пенсионное страхование и 3796,85 руб. на медицинское страхование.
Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, величина подлежащих уплате страховых взносов составляет указанный выше фиксированный размер плюс 1 процент от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона (26%), увеличенное в 12 раз.
Согласно статье 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Порядок и основания начисления и уплаты страховых взносов за отчетные периоды, начиная с 01.01.2017 установлены главой 34 "Страховые взносы" НК РФ
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 11 статьи 14 Закона N 436 положения пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона не применяются к уплаченной (взысканной, списанной) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу Закона N 436-ФЗ (29.12.2017).
На основании частей 2, 3 статьи 11 Закона N 436-ФЗ решение о признании вышеуказанной недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие такой недоимки и задолженности. Решение о списании недоимки и задолженности, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.
Из буквального толкования пункта 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ следует, что признанию безнадежной к взысканию и списанию подлежит недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, то есть исчисленная в максимальном размере (как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов), в том числе задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящихся за индивидуальным предпринимателем, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.
При этом статьей 11 Закона N 436-ФЗ не предусмотрено списание числящейся за предпринимателем недоимки и задолженности по пеням и штрафам, начисленным в ином порядке, кроме как предусмотренном частью 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование и страховых взносов на обязательное социальное страхование.
В рассматриваемом случае размер числящейся за предпринимателем по состоянию на 28.01.2018 спорной недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование рассчитан в соответствии с пунктом 1 части 1.1. статьи 14 Закона N 212-ФЗ исходя из однократного размера установленного минимального размера оплаты труда.
Факт наличия спорной задолженности, равно как и факт принятия контролирующим органом в установленном порядке мер по ее взысканию, предпринимателем не оспаривается.
На основании изложенного, апелляционная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что недоимка, соответствующие пени по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование за 2016 год подлежит списанию инспекцией.
Между тем, указанный вывод не привел к принятию неверного решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании налогов, пеней, штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика (пункт 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации(далее- Постановление Пленума ВАС РФ N 57) разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Как следует из п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ N 57, согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Пунктом 2 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 статьи 46 НК РФ должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Как следует из решения УФНС по Свердловской области на жалобу ИП Черепановой Ю.Н. ( л.д.65-66) и не оспорено налоговым органом, в отношении указанной задолженности по страховым взносам за 2016, переданной инспекции 04.08.2017, налоговым органом были приняты меры принудительного взыскании, в том числе, путем направления требования об уплате страховых взносов от 15.08.2017 N 55692 со сроком исполнения 04.09.2017.
Ввиду неисполнения требования в рамках ст. 46 НК РФ принято решение о взыскании страховых взносов за счет денежных средств от 12.10.2017 N 39706.
В связи с отсутствием информации о счетах плательщика инспекцией 21.11.2017 в рамках ст.47 НК РФ принято решение N 13925 о взыскании страховых взносов за счет имущества налогоплательщика, также вынесено постановление N 13851 о взыскании страховых взносов за счет имущества, которое было направлено в Ревдинский отдел службы судебных приставов.
Судебным приставом исполнителем было возбуждено исполнительное производство от 10.01.2018 N 4250/18/66047-ИП, которое окончено 29.08.2018 в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
То есть, в рамках одной и той же задолженности по страховым взносам за 2016 год налоговым органом дважды проведена процедура принудительного взыскания с повторным выставлением требований, принятием решений о взыскании счет денежных средств и об обращении взыскания за счет имущества, что не предусмотрено действующим налоговым законодательством.
В связи с этим, оспариваемое решение инспекции подлежит признанию недействительным в части взыскания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за 2016 год.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июня 2019 года
по делу N А60-8537/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8537/2019
Истец: Черепанова Юлия Николаевна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 30 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. РЕВДЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ