29 августа 2019 г. |
Дело N А83-6667/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю - Ульянкиной Ю.В.;
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 мая 2019 года по делу N А83-6667/2019 (судья Лукачев С.О.)
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю (ул. Кечкеметская, 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022)
к обществу с ограниченной ответственностью "Экосистема Крыма" (ул. Марата, 7, кв. 122, г. Керчь, Республика Крым, 298320)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
18.04.2018 по почте Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН 1149102028349, далее - Крымское управление Росприроднадзора или административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Экосистема Крыма" (ОГРН 1159102126820 - л.д. 118-121 т. 1, далее - ООО "Экосистема Крыма") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (л.д. 6-10, 124 т. 1).
Заявление мотивировано тем, что 07.03.2019 выявлено осуществление ООО "Экосистема Крыма" предпринимательской деятельности по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности на производственной площадке в с. Горностаевка, ул. Фонтановская, 1, Ленинский район Республики Крым, без необходимого для выполнения таких работ и соответствующего установленным требованиям оборудования, о чем в отношении ООО "Экосистема Крыма" 17.04.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 04-07-065/2019.
Решением суда первой инстанции отказано в привлечении ООО "Экосистема Крыма" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, так как административным органом не доказан факт осуществления обезвреживания и утилизации отходов I-IV классов опасности на указанной производственной площадке, а также квалифицирующий признак правонарушения - грубое нарушение лицензионных требований (л.д. 29-38 т. 2).
Крымское управление Росприроднадзора подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и привлечь ООО "Экосистема Крыма" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, так как изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что факт оказания ООО "Экосистема Крыма" услуг по обезвреживанию и утилизации отходов I-IV классов опасности на необорудованной площадке в с. Горностаевка подтвержден актом проверки и договорами на оказания услуг (л.д. 49-53 т. 2).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ООО "Экосистема Крыма" не согласно с доводами апелляционной жалобы, так как не доказан факт обезвреживания и утилизации отходов на производственной площадке в с. Горностаевка, заявитель вправе на территории производственной площадки с. Горностаевка осуществлять сбор отходов без их утилизации и обезвреживания (л.д. 80-82 т.2).
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Экосистема Крыма" в судебное заседание не явился.
О месте и времени судебного заседания этот участник извещен определением от 18.07.2019, копию которого получил 19.07.2019, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 86-88 т. 2).
23.07.2019 информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 89 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося лица.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
05.09.2017 ООО "Экосистема Крыма" выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в том числе по адресу: с. Горностаевка ул. Фонтановская, 1, Ленинский район Республики Крым на обезвреживание вод подсланевых и/или льяльных с содержанием нефти и нефтепродуктов 15% и более - код ФККО 9 11 100 01 31 3 (л.д. 102-112, 149-150 т. 1, 1-20 т.2).
17.04.2018 государственным инспектором Российской Федерации по Южному федеральному округу, главным специалистом-экспертом отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю Вереновской Т.И. в присутствии законного представителя ООО "Экосистема Крыма" Орлова И.А. в отношении этого юридического лица составлен протокол N 04-07-065/2019 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 22-28 т. 1).
Согласно протокола, правонарушение выразилось в том, что лицензиат ООО "Экосистема Крыма" на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществлял на производственной площадке в с. Горностаевка ул. Фонтановская, 1, Ленинский район Республики Крым, без необходимого оборудования деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов I-IV классов опасности (конкретный вид отходов по коду ФККО в протоколе не указан); факт совершения правонарушения обнаружен 07.03.2018 - после получения от ГУП РК "Крымские морские порты" актов выполненных работ (л.д. 22-28 т.1).
Согласно протокола обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств с фотофиксацией, составленного 05.12.2018 ст. оперативным уполномоченным оперативного отдела Службы в г. Керчи ПУ ФСБ РФ по Республике Крым, ёмкости по 50 куб. м на производственной площадке ООО "Экосистема Крыма" в с. Горностаевка заполнены на 95%-100% жидкостью темного цвета вязкой консистенции с характерным запахом нефтепродуктов, произведен отбор проб жидкости (л.д. 37-39, 45-47 т.1).
В период с 01.11.2018 по 06.03.2019 ООО "Экосистема Крыма" оказывало заказчикам ГУП РК "Крымские морские порты", ООО "Ювас-Транс", ООО "Ферратек-Юг", ООО "Нефтегаз Морсервис" по заключенным с ними договорам услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в том числе по сбору и транспортированию с объектов заказчиков отходов - воды подсланевые и/или льяльные с содержанием нефти и нефтепродуктов 15% и более, масла растительные отработанные при приготовлении пищи, а также иных нежидких отходов (л.д. 51-100 т.1).
При этом, по инициативе арендодателя ООО "Газконтиненталь" договор аренды оборудования и помещений, необходимых для осуществления ООО "Экосистема Крыма" лицензируемой деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов I-IV классов опасности, по состоянию на 27.02.2019 прекращен, что следует из письма ООО "Экосистема Крыма" к арендодателю (л.д. 21-22 т.2).
Заявитель не отрицает факта оказания услуг своим контрагентам, но возражает против того, что собранные и транспортированные от контрагентов отходы были обеззаражены и/или утилизированы на производственной площадке в с. Горностаевка, на которой не было специального и сертифицированного для этой цели оборудования; хранение таких отходов в емкостях, по мнению заявителя, не требует иного специального оборудования и не является грубым нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В пункте 1 Примечания к этой статье указано на то, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 03.08.2018, далее - Закон N 99-ФЗ) также предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Пунктами 1 и 2 части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено включение в исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований, повлекших за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (ред. от 28.12.2018), грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а именно для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Как следует из дела административный орган не доказал факта обезвреживания и утилизации ООО "Экосистема Крыма" на производственной площадке в с. Горностаевка, не оборудованной специализированными установками, отходов I-IV классов опасности. Административный орган выводы о совершении ООО "Экосистема Крыма" действий по обезвреживанию и утилизации на названной производственной площадке отходов I-IV классов опасности сделаны на предположениях. Акты выполненных ООО "Экосистема Крыма" перед своими контрагентами услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию и утилизации таких отходов не свидетельствуют об обезвреживании и утилизации отходов на названной площадке. Факт хранения отходов на площадке не свидетельствует об их обезвреживании и утилизации. Лабораторные исследования проб, хранившиеся в емкостях на производственной площадке в с. Горностаевка, не представлены.
В связи с чем, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "Экосистема Крыма" к административной ответственности.
Кроме того, в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ составляет три месяца.
Как утверждает административный орган, совершение правонарушения обнаружено 07.03.2019, с заявлением о привлечении ООО "Экосистема Крыма" к административной ответственности административный орган обратился 18.04.2018, с апелляционной жалобой - 05.06.2019 (за два дня до окончания срока давности привлечения к административной ответственности). На момент рассмотрения данного дела судом апелляционной инстанции трехмесячный срок давности привлечения к ответственности истек, что само по себе является препятствием для привлечения ООО "Экосистема Крыма" к административной ответственности.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что изложенные в решении суда выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных оснований (в том числе безусловных) для отмены решения суда первой инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 мая 2019 года по делу N А83-6667/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6667/2019
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Ответчик: ООО "ЭКОСИСТЕМА КРЫМА"