г. Пермь |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А60-20349/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 июня 2019 года по делу N А60-20349/2019,
вынесенное судьей В.В. Окуловой,
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
к обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания" (ИНН 6679003789, ОГРН 1116679005156)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Территориальной отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, административный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, привлечь ООО "Комбинат общественного питания" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора указывает, что при вынесении решения арбитражный суд первой инстанции не дал оценки всем доказательствам, собранным административным органом в подтверждение выявленных нарушений, не оценил все нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, неправомерно пришел к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Заинтересованное лицо по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, что на основании приказа главного государственного санитарного врача по городу Красноуфимск, Красноуфимскому, Ачитскому и Артинскому районам от 13.12.2018 N 66-07-01/01-110-2018 Управлением Роспотребнадзора проведено эпидемиологическое расследование очага инфекционной (паразитарной) болезни в отношении ООО "Комбинат общественного питания".
При проведении административного расследования обнаружено нарушение изготовителем обязательных требований технических регламентов и подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессов производства, хранения, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, а именно:
1) по результатам лабораторных исследований установлено, что готовая пищевая продукция, используемая для изготовления кулинарных изделий, не соответствует требованиям к безопасности пищевой продукции, а именно: проба "Молоко питьевое пастеризованное "Российское" маложирное 3,2% Ильинское", (дата изготовления 11.12.2018 г., срок годности 5 суток, Изготовитель: ООО "Ильинская творожная компания", поставщик: Индивидуальный предприниматель Голенищева Ирина Викторовна, ИНН 661907229310, проба "Масло крестьянское сладко-сливочное несоленое м.д.ж.72,5% "Новопышминское" (дата изготовления: 29.11.2018 г., срок годности: при t= - (162)°С - 120 суток, при t= - (6
3) °С - 60 суток, при t = (3
2) °С -35 суток, Изготовитель: ООО "Новопышминское" поставщик: Индивидуальный предприниматель Данилов Александр Евгеньевич, ИНН 667027223347, не соответствуют требованиям TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" по показателям: БГКП, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний N 8028 от 20.12.2018 г., 8029 от 20.12.2018 г., выданными ИЛЦ Красноуфимского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", экспертными заключениями NN 8028 от 20.12.2018 г., 8029 от 20.12.2018 г., выданными Красноуфимским филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области";
2) по результатам лабораторных исследований изготовленная кулинарная продукция содержит возбудителей инфекционных заболеваний, представляющих опасность для здоровья человека, не соответствует требованиям к безопасности пищевой продукции, а именно: отобранная в рамках эпидемиологического расследования очага инфекционных заболеваний проба "Кукуруза (овощная добавка)", дата изготовления 13.12.2018 г. сут. проба за прием пищи 13 час. 15 мин., Изготовитель: ООО "Комбинат общественного питания", столовая МБОУ "Основная школа N 7", не соответствуют требованиям TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" по показателям: S.aureus, что подтверждается протоком лабораторных испытаний N8046 от 20.12.2018 г., выданным ИЛЦ, Красноуфимского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", экспертным заключением N 8046 от 20.12.2018 г., выданным Красноуфимским филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области";
3) в ходе расследования на объекте: столовая МБОУ "Основная школа N 7 установлено, что не поддерживаются следующие процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points): выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции, а именно: по результатам лабораторных исследований изготовленная кулинарная продукция содержит возбудителей инфекционных заболеваний, представляющих опасность для здоровья человека, не соответствует требованиям к безопасности пищевой продукции, а именно: отобранная в рамках эпидемиологического расследования очага инфекционных заболеваний проба "Кукуруза (овощная добавка)", дата изготовления 13.12.2018 сут. проба за прием пищи 13 час. 15 мин., Изготовитель ООО "Комбинат общественного питания", Столовая МБОУ "Основная школа N 7" не соответствуют требованиям TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" по показателям: S.aureus, что подтверждается протоком лабораторных испытаний N 8046 от 20.12.2018, выданным ИЛЦ Красноуфимского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", экспертным заключением N 8046 от 20.12.2018, выданным Красноуфимским филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области";
4) в ходе расследования на объекте: столовая МБОУ "Основная школа N 7" установлено, что не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points): проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля, а именно: по результатам лабораторных исследований установлено, что готовая пищевая продукция, используемая для изготовления кулинарных изделий, не соответствует требованиям к безопасности пищевой продукции, а именно: проба "Молоко питьевое пастеризованное "Российское" маложирное 3,2% Ильинское", (срок годности 5 суток, Изготовитель: ООО "Ильинская творожная компания", поставщик: Индивидуальный предприниматель Голенищева Ирина Викторовна, ИНН 661907229310, проба "Масло крестьянское сладко-сливочное несоленое м.д.ж.72,5% "Новопышминское" (дата изготовления: 29.11.2018 г., срок годности: при t= - (162)°С - 120 суток, при t= - (6
3) °С - 60 суток, при t = (3
2) °С -35 суток, Изготовитель: ООО "Новопышминское" поставщик: Индивидуальный предприниматель Данилов Александр Евгеньевич, ИНН 667027223347, не соответствуют требованиям TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" по показателям: БГКП, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний N 8028 от 20.12.2018, 8029 от 20.12.2018 г., выданными ИЛЦ Красноуфимского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", экспертными заключениями NN 8028 от 20.12.2018 г., 8029 от 20.12.2018 г., выданными Красноуфимским филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области";
5) в ходе расследования на объекте: столовая МБОУ "Основная школа N 7", установлено, что не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП: содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции, а именно: на момент проведения обследования 14.12.2018 установлено, что на пищеблоке используются разделочные доски с трещинами и механическими повреждениями;
6) в ходе расследования на объекте: столовая МБОУ "Основная школа N 7", установлено, что не поддерживаются следующие процедуры, основанные на принципах ХАССП: выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, а именно: режим мытья столовой посуды, разделочного инвентаря не соблюдается, в смывах с объектов внешней среды (смыв с чистых ложек, смыв с доски О.В,) обнаружены санитарно-показательные микроорганизмы (БГКП), что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N П-3623 от 17.12.2018 г., выданным ИЛЦ, Красноуфимского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", экспертным заключениемN П-3623 от 17.12.2018 г., выданным Красноуфимским филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области";
7) по результатам лабораторных исследований установлено, что не соблюдается инструкция по приготовлению рабочих растворов дезинфицирующих средств, проба 8062 (раствор 0,015 % "Део-Хлор Люкс") не соответствует действующим требованиям, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N 8062 от 19.12.2018 г., выданным ИЛЦ Красноуфимского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", экспертным заключением N 8062 от 19.12.2018 г.. выданным Красноуфимским филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области";
8) на момент проведения расследования 14.12.2018 на объекте: Столовая МБОУ "Основная школа N 7", установлено, что не соблюдаются требования к отбору суточных проб, суточные пробы отбираются не в полном объеме, отсутствует проба "Котлеты рубленные из курицы" за прием пищи в 10 час. 45 мин. от 12.12.2018 г.;
9) на момент проведения расследования установлено, что на пищеблоке не проводится дезинфекция остатков пищи от 8г и 3б классов, находящихся на карантине.
По результатам проведения эпидемиологического расследования составлен акт N 533/2018-23 от 18.01.2019.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в отношении ООО "Комбинат общественного питания" составлен протокол об административном правонарушении от 26.03.2019 N 55/2019-23, которым обществу вменено совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ Управление Роспотребнадзора по Свердловской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Комбинат общественного питания" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
В силу ст. 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и связанным с требованиями к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан.
Таким образом, объективная сторона данных правонарушений заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Согласно п. 1 ст. 36 Закона о техническом регулировании за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статьей 15 Закона N 52-ФЗ определено, что пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Согласно пункту 1 статьи 10 TP ТС N 021/2011 при обеспечении безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации, изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с подпунктами 1, 4, 8, 10 пункта 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции; проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
Факт реализации обществом "Комбинат общественного питания" продукции - Молоко питьевое пастеризованное "Российское" маложирное 3,2% Ильинское, Масло крестьянское сладко-сливочное несоленое м.д.ж.72,5% "Новопышминское", не соответствующей требованиям ТР ТС 021/2011 по показателям БГКП подтверждается представленными в материалы дела протоколами лабораторных испытаний N 8028 от 20.12.2018, N 8029 от 20.12.2018, экспертными заключениями N 8028 от 20.12.2018, N 8029 от 20.12.2018, выданными ИЛЦ Красноуфимского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области".
Между тем установление только данного обстоятельства недостаточно для выводов о наличии в действиях заинтересованного лица состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
По смыслу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Судом первой инстанции установлено и административным органом не опровергнуто, что установленные в ходе лабораторных испытаний несоответствия данной продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза по микробиологическим показателям фактически допущены на стадии технологического процесса изготовления пищевой продукции. При этом из материалов дела не следует, что общество является изготовителем вышеуказанной продукции. Доказательств того, что продукция не соответствовала требованиям технических регламентов и безопасности на момент ее реализации вследствие именно действий (бездействия) общества, в том числе, по причине ненадлежащего хранения, перевозки продукции либо ее реализации за пределами сроков годности, не имеется. Представленными в материалы дела фотографиями проб спорной продукции (молоко, масло), протоколами лабораторных испытаний N 8028 от 20.12.2018, N 8029 от 20.12.2018 подтверждается, что продукция поступила на исследование в закрытой упаковке, первоначальная упаковка изготовителя обществом не вскрывалась и не повреждена.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае имеются сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ данные сомнения должны толковаться в пользу этого лица, вывод суда первой инстанции о недоказанности субъективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, по факту установленного несоответствия продукции (молоко, масло) требованиям технического регламента коллегия апелляционного суда считает правильным, соответствующим правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07.09.2017 N 304-АД17-7163, от 13.11.2017 N 308-АД17-8224.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что при проведении эпидемиологического расследования административным органом были отобраны пробы пищевой продукции, изготовителем которой является ООО "Комбинат общественного питания" с датой изготовления 12.12.2018 и 13.12.2018.
По результатам лабораторных исследований установлено, что изготовленная кулинарная продукция содержит возбудителей инфекционных заболеваний, представляющих опасность для здоровья человека, не соответствует требованиям к безопасности пищевой продукции, а именно выявлено, что отобранная проба "Кукуруза (овощная добавка)", дата изготовления 13.12.2018 в 13 час. 15 мин. не соответствуют требованиям TP ТС 021/2011 по показателям: S.aureus, что подтверждается протоком лабораторных испытаний N 8046 от 20.12.2018 и экспертным заключением N 8046 от 20.12.2018, выданными ИЛЦ Красноуфимского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области".
В соответствии с пунктом 14.11 СанПин 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45, с целью контроля за соблюдением технологического процесса отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд. Отбор суточной пробы осуществляет работник пищеблока (повар) в соответствии с рекомендациями по отбору проб приложения 11 настоящих санитарных правил. Контроль за правильностью отбора и условиями хранения суточных проб осуществляет медицинский работник.
Согласно приложению 11 к СанПин 2.4.5.2409-08 порционные блюда отбираются в полном объеме; салаты, первые и третьи блюда, гарниры - не менее 100 гр. Пробу отбирают из котла (с линии раздачи) стерильными (или прокипяченными) ложками в промаркированную стерильную (или прокипяченную) стеклянную посуду с плотно закрывающимися стеклянными или металлическими крышками. Отобранные пробы сохраняют в течение не менее 48 часов (не считая выходных и праздничных дней) в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике при температуре +2 - +6 °C.
Из содержания протокола отбора проб N 533/1 от 14.12.2018 следует, что продукция "Кукуруза (овощная добавка)" изготовлена 13.12.2018 в 13-15 час., отбор пробы (проба N 8046) данной продукции произведен 14.12.2018 в 11-30 час., т.е. на момент отбора пробы срок годности суточных проб не истек.
Согласно протоколу лабораторных испытаний N 8046 от 20.12.2018 спорная проба пищевой продукции "Кукуруза (овощная добавка)" доставлена в испытательский лабораторный центр 14.12.2018 в 13-40 час., лабораторные исследования начаты 14.12.2018 в 16-30 час., экспертное заключение по результатам лабораторных испытаний пробы составлено 20.12.2018.
Таким образом, никаких противоречий и несоответствий в части порядка и хронологии отбора спорной пробы и проведения лабораторных испытаний представленные в материалы дела протокол отбора проб N 533/1 от 14.12.2018, протокол лабораторных испытаний N 8046 от 20.12.2018 и экспертное заключение по результатам лабораторных испытаний N 8046 от 20.12.2018 не содержат, что позволяет суду признать названные документы допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.
Довод общества о том, что отбор пробы N 8046 "кукуруза (овощная добавка)" производился в отсутствии представителя общества, не может быть принят во внимание, поскольку не свидетельствует о допущенном административном органом процессуальном нарушении, не влечет недействительности результатов лабораторных исследований.
Предусмотренный положениями ст. 27.10 КоАП РФ порядок отбора проб и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении.
В рассматриваемых обстоятельствах отбор проб выполнялся в рамках санитарно - эпидемиологического расследования на основании Закона N 52-ФЗ, в котором не содержится требований о порядке отбора проб и его процессуальном оформлении, на момент составления протокола отбора проб продовольственного сырья, пищевых продуктов N 533/1 от 14.12. 2018 дело об административном правонарушении еще не было возбуждено, соответственно, процессуальные нормы, регулирующие производство по делу об административном правонарушении, не подлежали применению.
В ходе эпидемиологического расследования на объекте столовая МБОУ "Основная школа N 7" Управлением Роспотребнадзора также установлено, что не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП.
На основании ч. 2 ст. 10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться ряд процедур, в том числе:
- содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
- выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.
Административным органом установлено, материалами дела (протоколом лабораторных испытаний N П-3623 от 17.12.2018, экспертным заключением NП-3623 от 17.12.2018, выданными ИЛЦ Красноуфимского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", актом обследования N 02-07-03-16/43 от 17.01.2019, фототаблицей к указанному акту, актом эпидемиологического расследования N 533/2018-23 от 18.01.2019, протоколом об административном правонарушении N55/2019-23 от 26.03.2019) подтверждается, что на момент проведения обследования 14.12.2018 на пищеблоке использовались разделочные доски с трещинами и механическими повреждениями; режим мытья столовой посуды, разделочного инвентаря не соблюдался, в смывах с объектов внешней среды (смыв с чистых ложек, смыв с доски О.В.) обнаружены санитарнопоказательные микроорганизмы (БГКП), что свидетельствует о том, что в процессе изготовления пищевой продукции обществом не поддерживаются вышеуказанные процедуры, основанные на принципах ХАССП.
Также выявлено, что обществом не соблюдаются установленные пунктом 14.11 СанПин 2.4.5.2409-08 требования к отбору суточных проб, суточные пробы отбираются не в полном объеме. На момент проведения расследования 14.12.2018 отсутствовала проба "Котлеты рубленные из курицы" за прием пищи в 10 час. 45 мин. от 12.12.2018.
Кроме того, по результатам лабораторных исследований установлено, что обществом не соблюдается инструкция производителя дезинфицирующего средства "Део-Хлор Люкс" N 18/13 от 18.01.2013 по приготовлению рабочих растворов дезинфицирующих средств; выявлено, что проба N 8062 "Део-Хлор Люкс, рабочий раствор 0,015%" не соответствует требованиям названной инструкции по показателю массовая доля активного хлора, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N 8062 от 19.12.2018 и экспертным заключением N 8062 от 19.12.2018, выданными ИЛЦ Красноуфимского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области".
Исходя из существа данного нарушения, учитывая, что отклонение концентрации дезинфицирующего средства в меньшую сторону приводит к нарушению режима дезинфекции и влечет вероятность распространения инфекционного заболевания, апелляционный суд считает ошибочным вывод суда первой инстанции о малозначительном характере указанного нарушения.
Из материалов дела также усматривается, что на момент проведения расследования 14.12.2018 на пищеблоке не проводилась дезинфекция остатков пищи от 8г и 3б классов, находящихся на карантине, что свидетельствует о допущенном нарушении требований п. 8.3 СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.10.2013 N 53.
Вывод суда первой инстанции о том, что не проведение дезинфекции остатков пищи после карантинных классов связано с отсутствием у комбината информации о введении карантина не соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Апелляционным судом установлено, что в материалах дела имеется журнал инструктажа по карантинам и обработке столовой МБОУ ОШ N 7, из содержания которого усматривается, что работниками МБОУ "ОШ N 7" с сотрудниками столовой МБОУ ОШ N 7 ООО "Комбинат общественного питания" неоднократно в период с 26.11.2018 по 13.12.2018 проводились инструктажи о проведении необходимых мероприятий на пищеблоке при введении карантина (копия прилагается), такой инструктаж проведен непосредственно 13.12.2018. Таким образом, общество знало о необходимости проведения карантинных мероприятий, между тем допустило вышеуказанное нарушение требований п. 8.3 СП 3.1.1.3108-13.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом при проведении эпидемиологического расследования обстоятельства, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Из существа допущенных нарушений следует, что они создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вероятность возникновения пищевых отравлений, что свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлено.
По приведенным мотивам суд апелляционной инстанции признает доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, материалы дела не содержат, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату рассмотрения дела апелляционным судом не истек.
Наказание за административное правонарушение суд апелляционной инстанции считает необходимым назначить в минимальном размере штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в размере 300 000 рублей.
Оснований для применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено, наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не усматривается и заинтересованным лицом не приведено.
Оснований для применения положения ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение также не имеется, поскольку совершенное обществом правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
При таких обстоятельствах, требование Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене на основании ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 июня 2019 года по делу N А60-20349/2019 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания" (ИНН 6679003789, ОГРН 1116679005156, юридический адрес: 623380, Свердловская область, г. Полевской, ул. Розы Люксембург, д. 20) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО)
ИНН 6670083677
КПП 667001001
БИК 046577001
ОКТМО 65747000
Номер счета получателя платежа: 40101810500000010010
Наименование банка: Уральское ГУ Банка России
Код бюджетной классификации 14111601000016000140
УИН 14102660015019000546
ЕИП 26679003789667901001
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.