город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2019 г. |
дело N А32-25956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Абраменко Р.А., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Третьяком Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрация города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Куликов О.Б.)
от по делу N А32-25956/2018
по иску Администрации города Сочи
к ответчику: Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея,
о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером, 23:49:0203023:6 площадью 21 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район; ул. Чайковского; об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203023:6 площадью 21 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского.
Исковые требования мотивированы тем, что, несмотря на обращения истца, ответчик уклоняется от передачи земельного участка в муниципальную собственность.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Крутикова Татьяна Михайловна.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2019 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истец избрал ненадлежащий способ защиты права. Поскольку земельный участок не находится во владении истца, он не может использовать указанные им способы защиты права.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Администрация города Сочи обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Апеллянт повторяет доводы искового заявления, полагая, что земельный участок согласно Федеральному закону от 03.12.2008 N 244-ФЗ должен быть передан в муниципальную собственность. При этом в апелляционной жалобе отсутствуют какие-либо правовые аргументы относительно неправильного толкования материального закона судом первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены путем публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда на сайте арбитражного суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации положений действующего законодательства и защиты интересов муниципального образования город-курорт Сочи письмами от 30.06.2017 N 7240/07-02-12 и от 29.12.17 N 15155/07-02-12 в адрес Территориального управления Росимущества направлены обращения Главы города Сочи о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203023:6 в муниципальную собственность города-курорта Сочи.
Письмом от 14.07.2017 N 04/1429 управление уведомило департамент имущественных отношений города Сочи о направлении в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю запросов о предоставлении документов, послуживших основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, на спорный земельный участок 11.12.2001 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Истец основывает свои требования на том, что в силу Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203023:6 площадью 21 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, входящий в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, не мог быть отнесен к собственности Российской Федерации.
Администрация полагает, что регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, осуществленная 11.12.2001, когда собственником земельного участка независимо от регистрации прав на него уже стало муниципальное образование, осуществлена за лицом, не являвшимся на момент регистрации собственником спорного земельного участка и не имевшего на то никаких оснований.
Апелляционный суд находит, что суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении иска.
В пунктах 32, 36, 52, 58 и 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22) разъяснено следующее. Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2-4 названной статьи.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН до дня вступления в
силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
Передача указанных в частях 1-4 настоящей статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (часть 5 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Таким образом, в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ (декабрь 2008 года) предусмотрен заявительный порядок передачи земельных участков (переоформления прав на участки из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования). Особенности передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность муниципальных образований земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые ранее было зарегистрировано в ЕГРН, закреплены в частях 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203023:6 зарегистрировано 11.12.2001, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись N 23-01.50-2.6.2001-469.
Следовательно, для переоформления прав на спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203023:6 требуется соблюдение процедуры его передачи, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Не являясь собственником спорного земельного участка и не владея им, администрация не вправе защищать нарушенное право в отношении данного недвижимого имущества с использованием (путем предъявления в суд) заявленных вещно-правовых исков (пункты 36, 52 и 58 Постановления Пленума N 10/22), поскольку иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Таким образом, надлежащим способом защиты права Администрации города Сочи будет не предъявление иска о признании отсутствующим права федеральной собственности, а обжалование действий (бездействия) государственного органа по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( с соблюдением соответствующих процессуальных сроков для обжалования соответствующего действия (бездействия).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 14 декабря 1999 года N 220-О, от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О, от 20 декабря 2016 года N 2802-О, от 24 апреля 2018 года N 1088-О и др.). Поскольку статья 118 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, постольку предполагается, что один вид судопроизводства (гражданского) не должен смешиваться с другим и подменять его собой (Постановление от 8 ноября 2016 года N 22-П, определения от 27 марта 2018 года N 614-О, от 17 июля 2018 года N 1999-О и др.).
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 июня 2019 года по делу А32-25956/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25956/2018
Истец: Администрация г. Сочи
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ТУ ФАУГИ МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: Крутикова Татьяна Михайловна, Управление Росреестра по КК, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по КК