г. Тула |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А62-8694/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Метрум" - Алексеевой Т.Л. (доверенность от 17.09.2018), Маякиной О.В. (доверенность от 17.09.2018), Потапова В.В. (доверенность от 01.11.2017), ответчика - администрации города Смоленска - Колосовой С.Ю. (доверенность от 18.04.2019 N 271), третьих лиц - Литвиненко Оксаны Владимировны - Литвиненко О.В. (паспорт), Шалькиной Ирины Викторовны - Шалькиной И.В. (паспорт), прокурора Промышленного района г. Смоленска - Лейтес Т.Е. (удостоверение), в отсутствие третьих лиц: Коноваловой Екатерины Ивановны, Коновалова Андрея Александровича, Фроловой Татьяны Николаевны, Космачева Анатолия Петровича, Горецкого Владимира Сергеевича, Голубева Сергея Геннадьевича, Гиндуллиной Ирины Георгиевны, Тарасенковой Нины Алексеевны, Климушева Сергея Николаевича, Занковой Юлии Валерьевны, Бусиной Любови Михайловны, Ковалева Юрия Александровича, Коротковой Юлии Анатольевны, Чуриловой Тамары Николаевны, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Смоленской области, апелляционные жалобы Литвиненко Оксаны Владимировны, Тарасенковой Нины Алексеевны, Коноваловой Екатерины Ивановны, Коновалова Андрея Александровича, Космачева Анатолия Петровича, Голубева Сергея Геннадьевича, Гиндуллиной Ирины Георгиевны, Горецкого Владимира Сергеевича, Шалькиной Ирины Викторовны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.02.2019 по делу N А62-8694/2018 (судья Каринская И.Л.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Метрум" (г. Смоленск, ОГРН 1116732011660, ИНН 6732025068) (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) (далее по тексту - ответчик, администрация) от 04.07.2018 N 1732-адм "Об отмене постановления администрации города Смоленска от 13.06.2018 N 1531-адм "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой на улице Ново-Рославльской, 18 в городе Смоленске".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: прокурор Промышленного района г. Смоленска (г. Смоленск), Литвиненко Оксана Владимировна (г. Смоленск), Тарасенкова Нина Алексеевна (г. Смоленск), Климушев Сергей Николаевич (г. Смоленск), Занкова Юлия Валерьевна (г. Смоленск), Шалькина Ирина Викторовна (г. Смоленск), Бусина Любовь Михайловна (г. Смоленск), Ковалев Юрий Александрович (г. Смоленск), Коновалов Андрей Александрович (г. Смоленск), Коновалова Екатерина Ивановна (г. Смоленск), Короткова Юлия Анатольевна (г. Смоленск), Чурилова Тамара Николаевна (г. Смоленск), Голубев Сергей Геннадьевич (г. Смоленск), Гиндуллина Ирина Георгиевна (г. Смоленск), Космачев Анатолий Петрович (г. Смоленск), Горецкий Владимир Сергеевич (г. Смоленск), Фролова Татьяна Николаевна (г. Смоленск).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.02.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционных жалобах Литвиненко Оксана Владимировна, Тарасенкова Нина Алексеевна, Коновалова Екатерина Ивановна, Коновалов Андрей Александрович, Космачев Анатолий Петрович, Голубев Сергей Геннадьевич, Гиндуллина Ирина Георгиевна, Горецкий Владимир Сергеевич, Шалькина Ирина Викторовна просят данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "Метрум" и администрация города Смоленска, опровергая доводы жалобы, просят в ее удовлетворении отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу прокурор Промышленного района г. Смоленска просит апелляционную жалобу удовлетворить.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок площадью 2444 кв. м, кадастровый номер 67:27:0030607:385, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Ново-Рославльская, д. 18, принадлежит ООО "Метрум" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 05.08.2015).
Для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземной автостоянкой обществу 25.02.2014 выдан градостроительный план земельного участка N RU67302000-3614.
В целях осуществления на указанном земельном участке строительства многоквартирного жилого дома ООО "Ярослава" осуществило проектирование многоквартирного жилого дома с встроенными помещениями и подземной автостоянкой.
В порядке статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в отношении разработанной ООО "Ярослава" проектной документации ООО "СмолГеоТехПроект" проведена негосударственная экспертиза, в рамках которой выполнена оценка соответствия проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил и 12.08.2015 выдано положительное заключение N 2-1-1-0239-15 о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям промышленной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Администрация города Смоленска 28.08.2015 выдала ООО "Метрум" разрешение N RU 67302000-246 на строительство десятиэтажного многоквартирного (90 квартир) жилого дома со встроенными помещениями и подземной автостоянкой, площадью застройки 1 112, 0 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030607:385 площадью 2 444 кв. м, в соответствии с которым обществом осуществлялось строительство указанного объекта.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.09.2016 ООО "Метрум" на праве собственности владеет объектом незавершенного строительства с кадастровым номером 67:27:0030607:394, общей площадью застройки 1112 м, степенью готовности объекта 19 %, расположенным по адресу: г. Смоленск, ул. Ново-Рославльская, д. 18.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 25.04.2016, вступившего в законную силу 26.07.2016, признано незаконным и отменено разрешение на строительство от 28.08.2015 N RU 67302000-246, выданное администрацией г. Смоленска ООО "Метрум" на право строительства многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030607:385, расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. Ново-Рославльская, д. 18.
ООО "Метрум" 03.05.2018 обратилось с заявлением в администрацию города Смоленска о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030607:385, расположенном по адресу г. Смоленск, ул. Ново-Рославльская, д. 18 (в части предельного минимального размера земельного участка, в том числе его площади - с 4 701,2 кв. м до 2 444 кв. м; коэффициента использования территории с 2,3 до 2,86; минимальной доли озелененной территории земельного участка с 1 609 кв. м до 380 кв. м; минимального количества машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельного участка с 99 до 51 машино-мест) с приложением пакета документов.
В обоснование указанного заявления заявитель указал, что в настоящее время на данном земельном участке находится объект незавершенного строительства.
В соответствии с положениями ГрК РФ, Порядком проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленске, утвержденным решением 24-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2006 N 237, постановлением администрации города Смоленска от 08.05.2018 N 57 на 05.06.2018 в 15 часов 00 минут назначены публичные слушания по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой по улице Ново-Рославльской, д. 18 в городе Смоленске.
Публичные слушания состоялись 05.06.2018, по результатам которых составлен протокол N 117 проведения публичных слушаний, а также заключение.
Из протокола публичных слушаний от 05.06.2018, заключения о результатах публичных слушаний от 05.06.2018 следует, что по результатам обсуждения рекомендации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой по улице Ново-Рославльской, д. 18 в городе Смоленске" на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030607:385, расположенном по адресу: Российская Федерация, Смоленская область, город Смоленск, улица Ново-Рославльская, д. 18, в территориальной зоне Ж4 - зона застройки жилыми домами смешанной этажности, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, проголосовали: за - 26 человек, против - 36, воздержались - нет (т. 1, л. д. 116 - 122).
Постановлением администрации города Смоленска от 13.06.2018 N 1531-адм предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой по улице Ново-Рославльской, д. 18 в городе Смоленске" на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030607:385, расположенном по адресу: Российская Федерация, Смоленская область, город Смоленск, улица Ново-Рославльская, д. 18, в территориальной зоне Ж4 - зона застройки жилыми домами смешанной этажности, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, в том числе:
1.1. разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленных Правилами землепользования и застройки города Смоленска, в части уменьшения минимальной площади земельного участка с 4 701,2 кв. м до 2 444 кв. м.
1.2. разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленных Правилами землепользования и застройки города Смоленска, в части увеличения коэффициента использования территории с 2,3 до 2,86.
1.3. разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленных Правилами землепользования и застройки города Смоленска, в части уменьшения минимальной доли озелененной территории земельного участка с 1 609 кв. м до 380 кв. м.
1.4. разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленных Правилами землепользования и застройки города Смоленска, в части уменьшения количества машино-мест, размещенных на территории земельного участка, с 99 машино-мест до 51 машино-места.
Прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проведена проверка по обращению Литвиненко О.В., Тарасенковой Н.А. от 01.06.2018, поступившему из Региональной общественной приемной Председателя Всероссийской политической партии "Единая Россия" Медведева Д.А. о законности действий ООО "Метрум", администрации города Смоленска при возведении объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Смоленск, ул. Ново-Рославльская, д. 18.
Прокурором Промышленного района г. Смоленска принесен протест от 21.06.2018 N 02-01-18 на постановление администрации города Смоленска от 13.06.2018 N 1531-адм (далее - протест прокурора), согласно которому требования к параметрам по озеленению многоквартирных домов, обеспеченности машино-местами и коэффициентом используемой территории определены техническими нормами и правилами, а именно "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утвержденными Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (ред. от 27.12.2010) "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" (вместе с "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Также прокурор посчитал, что принятое постановление от 13.06.2018 N 1531-адм является незаконным и необоснованным, поскольку не содержит в себе сведений о соблюдении расчетных параметров, предусмотренных строительными нормами и правилами.
Кроме того, прокуратура указала, что процедура публичных слушаний проведена с нарушением требований пункта 3 части 4 ст.5.1 ГрК РФ в части не проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях.
Во исполнение протеста прокурора администрацией города Смоленска издано постановление от 04.07.2018 N 1732-адм "Об отмене постановления администрации города Смоленска от 13.06.2018 N 1531-адм "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства" "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой на улице Ново-Рославльской, д. 18 в городе Смоленске".
Полагая, что постановление администрации от 04.07.2018 N 1732-адм не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Метрум" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 40 ГрК РФ предусмотрено, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса).
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3 статьи 40 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 40 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 названного Кодекса.
Частью 5 статьи 40 ГрК РФ предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Согласно части 6 статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Таким образом, как обоснованно заключено судом первой инстанции, по смыслу статьи 40 ГрК РФ отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения может быть обусловлен нарушением права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов участников публичных слушаний, а также нарушением требований технических регламентов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что оспариваемым постановлением администрации от 04.07.2018 N 1732-адм отменено ранее изданное постановление от 13.06.2018 N 1531-адм "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства" "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой на улице Ново-Рославльской, д. 18 в городе Смоленске".
Таким образом, с принятием постановления от 04.07.2018 N 1732-адм обществу отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
При этом, как правомерно констатировано судом первой инстанции, в нарушение положений статьи 40 ГрК РФ постановление от 04.07.2018 N 1732-адм не мотивировано конкретными обстоятельствами, являющимися основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Судом установлено, что в оспариваемом постановлении в качестве основания для его издания указано на протест прокуратуры Промышленного района от 21.06.2018 N 02-01-18.
Иные основания для отмены ранее изданного постановления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства отсутствовали, что администрацией не оспаривалось.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест, в соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 2202-1, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, протест прокурора - это мера реагирования прокуратуры на противоречащий закону правовой акт, а орган, в который был внесен такой протест, обязан в установленный срок рассмотреть его.
По справедливому суждению суда, приняв оспариваемое постановление, администрация самостоятельно совершила юридически значимые действия, основываясь на собственном понимании правовых норм.
При таких обстоятельствах ссылка администрации на позицию прокуратуры, правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной.
Кроме того, как справедливо констатировано судом первой инстанции, из содержания протеста прокурора невозможно установить, требования каких градостроительных регламентов нарушены при предоставлении в соответствии с постановлением от 13.06.2018 N 1531-адм разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Пунктами 1 - 4 статьи 38 ГрК РФ установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, к числу которых отнесены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 1.2 статьи 38 ГрК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (часть 9 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
При этом, исходя из содержания части 1 статьи 30 ГрК РФ, Правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, но и права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, защищаемые законом права и интересы физических и юридических лиц, обеспечивая необходимый баланс между частным и публичным интересом.
Параметры разрешенного строительства предусматриваются градостроительным регламентом и определяются Правилами землепользования и застройки, являются законотворческой прерогативой местных органов самоуправления.
Следовательно, как справедливо заключено судом первой инстанции, предельные параметры и размеры земельных участков определяются градостроительным регламентом, содержащимся в Правилах землепользования и застройки.
Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденными решением 41-й сессией 3 созыва Смоленского городского совета от 28.02.2007 N 490 (далее - ПЗЗ), предусмотрены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков.
Статьей 30 ПЗЗ, определяющей градостроительный регламент зоны Ж4, в которой находится спорный земельный участок ООО "Метрум", определено, что предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для каждого квартала принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным, условно разрешенным видам использования установленным для зон Ж1 или Ж2 или ЖЗ, исходя из типа застройки квартала и определяются в соответствии со статьями 27, 28, 29 части II настоящих Правил.
В соответствии со статьей 29 ПЗЗ минимальная доля озелененной территории земельных участков устанавливается в соответствии со статьей 22 части II настоящих Правил, минимальное количество машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельных участков устанавливается в соответствии со статьей 23 части II настоящих Правил; предельное максимальное значение коэффициента использования территории: для участков многоэтажной жилой застройки 9 этажей и выше - 2,3; минимальная площадь земельных участков устанавливается в соответствии со статьей 17 части II настоящих Правил.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, Правилами землепользования и застройки города Смоленска не установлена предельная величина отклонений параметров, установленных в статьях 22 (определяет минимальную долю озеленения), 23 (определяет минимальное количество машино-мест), 17 (определяет минимальную площадь земельного участка), 29 (определяет предельное значение коэффициента использования территории).
Исходя из указанных выше статей ПЗЗ, обществом произведен расчет предельных параметров разрешенного строительства и величина испрашиваемого отклонения, приложенный к заявлению о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой на улице Ново-Рославльской, 18 в городе Смоленске", поданному в администрацию города Смоленска.
Исходя из технико-экономических показателей объекта, с учетом норм ПЗЗ, обществом определена минимальная площадь озелененной территории 1 609 кв. м, испрашивается отклонение до 380 кв. м.
Определено минимальное количество машино-мест 99 мест, испрашивается отклонение до 48 мест, определен коэффициент использования территории - 2,3, испрашивается - 2,86; определен минимальный размер земельного участка - 4 701,2 кв. м, испрашивается - 2 444 кв. м.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции администрация города Смоленска по определению судебной коллегии предоставила мотивированный расчет по проверке расчета предельных параметров разрешенного строительства и величины испрашиваемого обществом отклонения, представленного последним в администрацию при обращении ООО "Метрум" с указанным заявлением.
Согласно данному расчету, позволившему администрации сделать вывод о наличии оснований для выдачи обществу разрешения на отклонения от предельных размеров разрешенного строительства, процентные показатели озеленения в обоих вариантах застройки соответствуют требованиям технических регламентов (п. 7.4 СА 42.13330.2011, п. 7.4 42.13330.2016), а реализация отклонений не повлечет сколько-нибудь значительных изменений в уроне санитарно-гигиенического благополучия населения квартала и не причинит ущерб окружающей среде.
В части минимального количества машино-мест для хранения индивидуального транспорта на территории земельного участка администрацией было установлено соблюдение требований СП 42.13330.2011, а также учитывалось примечание 3 п. 11.19 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", согласно которому допускается предусматривать открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами, а также пункт 5 статьи 23 ПЗЗ, предусматривающий, что машино-места для хранения индивидуального автотранспорта, необходимые в соответствии с настоящими Правилами, размещаются на земельном участке или на иных земельных участках, расположенных в пределах квартала и предназначенных для размещения гаражей и автостоянок; за пределами земельного участка может быть размещено не более 50% необходимых машино-мест в пределах пешеходной доступности не более 500 метров при обосновании при разработке документации по планировке территории.
Также принято во внимание, что ООО "Метрум" постановлением администрации г. Смоленска от 25.09.2017 г N 2557-адм "О разрешении ООО "Метрум" подготовки проекта внесения изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в г. Смоленске в границах пр.Гагарина - ул.Урицкого - ул.Тенишевой - ул.Кирова" разрешено разработать документацию по планировке территории.
Согласно представленному ООО "Метрум" проекту внесения изменений в проект планировки и межевания территории квартала в границах пр. Гагарина - ул. Урицкого - ул. Тенишевой - ул. Кирова", выполненного специализированной организацией ООО "Бином", проект планировки содержит обоснование и предусматривает размещение дополнительных машино-мест в квартале.
В существующей застройке по проекту планировки территории с учетом показателей рассматриваемого земельного участка и находящего на нем объекта незавершенного строительства предусмотрены дополнительные машино-места для хранения индивидуального транспорта на прилегающих участках и вдоль улиц Памфилова, Ново-Рославльская и др.
По коэффициенту использования территории установлено, что с учетом показателей рассматриваемого земельного участка и находящегося на нем объекта незавершенного строительства плотность населения соответствует нормативу.
В части предельных минимальных (максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площади, специалисты отдела градостроительного планирования управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска установили, что испрашиваемые обществом конкретные отклонения предельных параметров соответствуют требованиям технических регламентов.
Каких-либо доказательств, опровергающих вышеприведенные выводы, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия полагает, что приведенный третьими лицами в апелляционных жалобах расчет площадок (в том числе машино-мест и озеленения) применительно к земельному участку в подтверждение их позиции о том, что испрашиваемые заявителем отклонения предельных параметров нарушают технические регламенты - СНиП 2.07.01-89, СП 42.13330.2011, СП 42.13330.2016 является необоснованным, поскольку положения данных регламентов, исходя из их содержания, распространяют свое действие на квартал застройки, а не на земельный участок.
Предельные параметры разрешенного строительства такие как озеленение, машино-места, размер земельного участка, коэффициент использования территории определяются применительно к земельному участку Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, а не приведенными апеллянтами нормами СП 42.13330.2016 и нормативами градостроительного проектирования. При этом федеральный законодатель в силу разграничения полномочий в области градостроительной деятельности предусмотрел возможность с учетом положений статьей 38, 40 ГрК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных названными нормами, уменьшать предельные параметры разрешенного строительства.
Также судебная коллегия учитывает, что соответствие проектных решений многоквартирного жилого дома техническим регламентам и нормативным требованиям в области пожарной безопасности, требованиям механической безопасности, требованиям безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях, требованиям безопасных для здоровья человека условий проживания, требованиям доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, требованиям энергетической эффективности подтверждено также положительным заключением негосударственной экспертизы ООО "СмолГеоТехПроект" от 12.08.15 N 2-1-1-0239-15, заключением ООО "Промпрогресс" от 06.04.2016 N 02/04/16, экспертным заключением ФНУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" от 30.03.2017 N 509, письмом Департамента Смоленской области по культуре и туризму от 13.02.2018, письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области от 16.02.2018, письмом Управления Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области от 13.03.2018, которые в числе прочих документов, прилагались к заявлению, поданному администрации.
Указанные экспертные заключения, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, не опровергнуты в установленном порядке. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Вместе с тем, как справедливо констатировано судом первой инстанции, оценка названным документам ни при издании оспариваемого постановления, ни в протесте прокурора не дана.
Судом также обоснованно отмечено, что согласно протесту прокурора Промышленного района г. Смоленска от 21.06.2018 N 02-01-18 проведение процедуры публичных слушаний по спорному вопросу осуществлено с нарушением требований пункта 3 части 4 статьи 5.1 ГрК РФ в части не проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях.
Аналогичные правовые положения закреплены пунктом 4.1 Порядка проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленске, утвержденным решением смоленского городского Совета от 28.02.2006 N 237, согласно которому при подготовке слушаний комиссия дает необходимые разъяснения по проекту муниципального правового акта, который выносится на слушания, организует выступления должностных лиц местного самоуправления города Смоленска в средствах массовой информации по данному проекту.
Вместе с тем федеральным законом от 29.12.2017 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 455-ФЗ) глава 1 ГрК РФ дополнена статьей 5.1.
Подпункт 3 пункта 5 названной статьи предусматривает в составе процедуры проведения публичных слушаний этап проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях.
Ранее, проведение органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа в обязательном порядке выставок, экспозиции демонстрационных материалов предусматривалось лишь при проведении публичных слушаний проекта генерального плана по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (статья 28 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ).
В иных случаях, как обоснованно указано судом первой инстанции, положениями ГрК РФ обязанность по проведению экспозиции демонстрационных материалов проекта законодательно закреплена не была.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона N 455-ФЗ положения законодательных актов Российской Федерации, измененные настоящим Федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона N 455-ФЗ в случае, если решения о проведении публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, вопросам предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки приняты до дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), публичные слушания по указанным проектам и вопросам проводятся в порядке, установленном в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Как верно констатировано судом первой инстанции, на момент принятия постановления администрации о назначении публичных слушаний (08.05.2018) и их проведения (05.06.2018) процедура подготовки и проведения публичных слушаний в г. Смоленске, установления и рассмотрения их результатов регламентировалась Порядком проведения публичных слушаний, общественных обсуждений и опросов граждан в городе Смоленске, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 28.02.2006 N 237 (в редакции от 31.03.2014 N 1086).
Судом также обоснованно отмечено, что данная редакция указанного Порядка не предусматривала и обязательного проведения экспозиции проекта при проведении публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Соответствующие изменения были внесены в Порядок решением Смоленского городского Совета от 29.06.2018 N 646, то есть, как справедливо заключил суд первой инстанции, после проведения публичных слушаний по спорному вопросу.
При таких обстоятельствах суд правомерно посчитал необоснованным указание в протесте прокурора и впоследствии в отзыве на заявление на нарушение проведения процедуры публичных слушаний, выразившемся в непроведении экспозиции или экспозиций проекта.
Отклоняя доводы третьих лиц, продублированные в апелляционной жалобе, о предоставлении администрацией разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства без учета мнения населения, выраженного на публичных слушаниях, о незаконности в связи с этим постановления администрации от 13.06.2018 N 1531-адм, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должен выноситься ряд вопросов, в частности, вопрос об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 N 931-О-О, к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации, не являются формой осуществления власти населением.
Публичные слушания проводятся с целью выработки рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Статьями 24, 28, 31, 39, 40 и 46 ГрК РФ предусмотрено проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения.
Приведенные нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения.
Подобное регулирование, при том, что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 ГрК РФ соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими и юридическими лицами в судебном порядке, как правомерно заключил суд первой инстанции, призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.
По смыслу положений статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации принимает решение по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с учетом поступившего заключения о результатах публичных слушаний.
Однако итоговое решение по данному вопросу принимается органом местного самоуправления, и такое решение, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, может не совпадать с рекомендациями по результатам публичных слушаний.
Таким образом, по справедливому суждению суда, вопреки позиции прокуратуры и третьих лиц, возложение на орган местного самоуправления обязанности принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, обоснованное лишь наличием положительного или отрицательного заключения по результатам публичных слушаний, противоречит вышеприведенным нормативным положениям.
Данная правовая позиция подтверждается определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2018 N 304-КГ 18-1175 по делу N А46-17658/2016, определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 N 18-АПГ17-5, определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2016 N 33-АПГ16-7).
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 7 статьи 40 ГрК РФ).
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, доказательств того, что постановление администрации от 13.06.2018 N 1531-адм признано недействительным в судебном порядке, материалы дела не содержат.
Ссылка третьих лиц на положения статьи 69 АПК РФ и вступившее в законную силу решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 25.04.2016 по делу N 2а-244/2016, правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку в рамках указанного дела рассматривался вопрос о нарушении прав административных истцов (жителей соседних домов) оспариваемым разрешением на строительство, полученным застройщиком ООО "Метрум".
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что суд общей юрисдикции в своем решении установил факт нарушения таких прав на дату выдачи разрешения на строительство и указал, что проектная документация не соответствовала требованиям ранее выданного градостроительного плана земельного участка, поскольку параметры проектируемого дома превышали допустимые максимальные значения, предусмотренные градостроительным планом земельного участка.
При этом суд общей юрисдикции указал, что застройщик ООО "Метрум" обязан был предоставить в администрацию города Смоленска вместе с заявлением на выдачу разрешения на строительство разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренное пунктом 5 части 7 статьи 51 ГрК РФ, которое получается в порядке статьи 40 ГрК РФ.
Оценка же возможности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, вопреки позиции третьих лиц, не была предметом исследования суда общей юрисдикции.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации достаточных правовых оснований для издания постановления от 04.07.2018 N 1732-адм "Об отмене постановления администрации города Смоленска от 13.06.2018 N 1531-адм "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой на улице Ново-Рославльской, д. 18 в городе Смоленске" и, как следствие, правомерно удовлетворил заявленное требование.
Доводы апелляционных жалоб направлены на иное ошибочное толкование вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для их удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.02.2019 по делу N А62-8694/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-8694/2018
Истец: ООО "МЕТРУМ"
Ответчик: Администрация города Смоленска
Третье лицо: Бусина Л. М., Гиндуллина Ирина Георгиевна, Голубев Сергей Геннадьевич, Горецкий Владимир Сергеевич, Занкова Юлия Валерьевна, Климушев Сергей Николаевич, Ковалев Юрий Алексадрович, Коновалов Андрей Александрович, Коновалова Екатерина Ивановна, Короткова Юлия Анатольевна, Космачев Анатолий Петрович, Литвиненко Оксана Владимировна, Прокурор Промышленного района г. Смоленска, Тарасенкова Нина Алексеевна, Фролова Татьяна Николаевна, Чурилова Тамара Николаевна, Шалькина Ирина Викторовна, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5557/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5557/19
29.08.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2478/19
17.06.2019 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4216/19
07.05.2019 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2844/19
27.02.2019 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-8694/18