г. Киров |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А29-1204/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горева Л.Н.,
судей Поляковой С.Г., Устюжанинова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Феофилактовой Д.Н.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2019 по делу N А29-1204/2019, принятое судом в составе судьи Шевелёвой А.В.,
по иску отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Корткеросскому району (ИНН: 1113001663, ОГРН: 1021101018806) (правопреемник - отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сыктывдинскому району (ИНН: 1109012581, ОГРН: 1151109000052))
к администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (ИНН: 1113001350, ОГРН: 1021101017960)
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486727, ОГРН: 1101101000780), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН: 1101486244, ОГРН: 1041100438191), Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607),
об обязании передать недвижимое имущество в федеральную собственность,
установил:
отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Корткеросскому району (далее - истец, ОМВД России по Корткеросскому району) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (далее - ответчик, Администрация, заявитель) об обязании передать в федеральную собственность недвижимое имущество - нежилые помещения площадью 87,3 кв.м, расположенные по адресу: с. Корткерос, ул. Набережная, д. 4, для размещения служебных кабинетов ГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району, и нежилое здание гаража, общей площадью 420 кв.м, для размещения служебного транспорта.
В процессе рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования, заявлением от 14.05.2019 ОМВД России по Корткеросскому району просит суд обязать передать в федеральную собственность только недвижимое имущество - нежилые помещения, расположенные по адресу: с. Корткерос, ул. Набережная, д. 4, для размещения служебных кабинетов ГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району, с уточненным метражом общей площади согласно данным Управления Росреестра по Республике Коми - площадью 86,6 кв.м.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 22.02.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ТУ Росимущества в Республике Коми), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Управление Росреестра по Республике Коми), Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее - Минимущества Республики Коми).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2019 уточненные исковые требования удовлетворены: Администрация обязана передать из муниципальной собственности в федеральную собственность недвижимое имущество - нежилые помещения площадью 86,6 кв.м., расположенные по адресу: Республика Коми, с. Корткерос, ул. Набережная, д. 4, для размещения служебных кабинетов ГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2019 по делу N А29-1204/2019 отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что в адрес суда со стороны ОМВД России по Корткеросскому району не было предоставлено доказательств об объективной необходимости передачи нежилого помещения в федеральную собственность. Также судом не было учтено мнение Администрации по данному вопросу. Нежилое помещение площадью 86,6 кв. м., расположенное по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Набережная, д. 4 находится в собственности муниципального района "Корткеросский" и Администрация вправе самостоятельно распоряжаться данным имуществом (за исключением вопросов отчуждения муниципального имущества и передачи его в собственность иным лицам). Администрация не заинтересована в передаче вышеуказанного нежилого помещения в федеральную собственность, поскольку оно может быть использовано для решения вопросов местного значения. Заявитель считает, что на сегодняшний день отсутствует объективная необходимость передачи нежилого помещения в федеральную собственность для осуществления федеральных полномочий. В виду того, что здание ОМВД России по Корткеросскому району находится в ветхом деревянном двухэтажном здании на территории с. Корткерос Корткеросского района органами государственной власти планируется построить новое здание для ОМВД России по Корткеросскому району, в котором также должно разместиться ОГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району. Кроме того, в адрес Администрации 17 июня 2019 года от ТУ Росимущества в Республике Коми была предоставлена информация о наличии свободных объектов движимого и недвижимого имущества. Согласно данной информации на территории села Корткерос Корткеросского района имеются свободные нежилые помещения общей площадью 277,2 кв. м., находящиеся в федеральной собственности, расположенные по адресу: с. Корткерос, ул. Советская, д. 224.
С апелляционной жалобой Администрацией представлены копии следующих документов: письма б/д б/н о направлении информации о наличии свободных объектов движимого и недвижимого имущества (вход.N Администрации 01-16-1093 от 17.06.2019) с Приложением N1 (Перечень свободных объектов федеральной собственности и собственности Республики Коми для передачи в пользование государственным органам), выписки из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на основании запроса от 17.06.2019 (далее - дополнительные документы). Администрация ходатайствует об их приобщении к материалам дела.
Относительно представленных заявителем дополнительных документов апелляционный суд отмечает следующее.
Пунктом 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Факт изготовления документов уже после вынесения оспариваемого решения суда сам по себе исключает возможность их оценки при рассмотрении апелляционной жалобы, поскольку доказательство должно объективно существовать на момент рассмотрения заявления судом первой инстанции.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства Администрации. Дополнительные документы возвращаются заявителю, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, основываясь на представленных в материалы дела доказательствах.
Минимущества Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу указало на то, что оставляет разрешение рассматриваемого дела на усмотрение Второго арбитражного апелляционного суда, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Управление Росреестра по Республике Коми заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в котором также сообщило, что позиция регистрирующего органа по указанному делу изложена в отзыве от 05.05.2018 N 03-19/5041.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца, ответчика, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спорные помещения переданы Администрацией в безвозмездное пользование ОМВД России по Корткеросскому району и используются истцом на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 20.06.2008 N 26/2008, в соответствии с которым ОМВД России по Корткеросскому району переданы нежилое помещение площадью 87,3 кв.м, расположенное по адресу: с. Корткерос, ул. Набережная, д. 4, для размещения служебных кабинетов ГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району, и здание гаража, общей площадью 420 кв.м, расположенное по адресу: с. Корткерос, ул. Советская, д. 258, для размещения служебного транспорта.
На основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 20.06.2008 N 26/2008 Администрацией были переданы ОМВД России по Корткеросскому району по акту приема-передачи муниципального имущества от 20.06.2008 нежилое помещение площадью 87,3 кв.м, расположенное по адресу: с. Корткерос, ул. Набережная, д. 4, для размещения служебных кабинетов ГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району, и нежилое здание гаража, общей площадью 420 кв.м, расположенное по адресу: с. Корткерос, ул. Советская, д. 258, для размещения служебного транспорта.
Письмом от 04.04.2018 N 7/3562 ОМВД России по Корткеросскому району обратился к Администрации с просьбой о передаче в федеральную собственность нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Набережная, д. 4, переданного в пользование отделения ГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 20.06.2008 N 26/2008.
Администрация, рассмотрев указанное ходатайство, письмом от 04.05.2018 N 962 сообщила заявителю о том, что данный вопрос будет вынесен на обсуждение и рассмотрен на ближайшем Совете муниципального района "Корткеросский".
Истцом представлена в материалы дела копия Решения Совета муниципального района "Корткеросский" от 29.05.2018 N VI-28/10 об отклонении проекта Решения Совета муниципального района "Корткеросский" "Об утверждении перечня имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в федеральную собственность Российской Федерации", что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило основанием для принесения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 9 статьи 54 названного Закона используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10 той же статьи до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 этой статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
В случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой).
Установленный законом порядок передачи имущества из одного уровня собственности в другой предусматривает принятие соответствующего решения как передающей, так и принимающей имущество стороной.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в актах Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о порядке передачи имущества и правоприменительной практике, вопросы о том, имеется ли волеизъявление органа местного самоуправления на прием/передачу имущества и насколько обоснованно решение органа местного самоуправления об отказе принять или передать имущество, выясняются арбитражным судом при разрешении конкретного дела по результатам исследования всего комплекса доказательств. При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения. Необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества, используемого для осуществления соответствующих полномочий, в данном случае - имущества, используемого органами полиции.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что использование спорных нежилых помещений для обеспечения деятельности полиции подтверждается достаточными доказательствами, а надлежащие доказательства объективной необходимости Администрации в использовании здания отсутствуют.
Таким образом, требование Отдела МВД по Корткеросскому району об обязании Администрации передать спорные нежилые помещения в федеральную собственность является обоснованным.
Факт использования до настоящего времени ОМВД России по Корткеросскому району спорных нежилых помещений подтверждается договором безвозмездного пользования помещением от 20.06.2008 N 26/2008.
ОМВД России по Корткеросскому району является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и использует испрашиваемый объект недвижимости на основании договора безвозмездного пользования для обеспечения публичных функций, в связи с чем, данное здание подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
При таких обстоятельствах, при наличии достаточных доказательств в подтверждение использования данного помещения для целей, установленных статьей 54 Закона о полиции, а именно для обеспечения деятельности полиции, и при отсутствии надлежащих доказательств объективной необходимости Администрации в использовании спорных нежилых помещений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности требований ОМВД России по Корткеросскому району.
Таким образом, исковые требования ОМВД России по Корткеросскому району удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального, а также процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делу, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов в виде государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2019 по делу N А29-1204/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.Н. Горев |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1204/2019
Истец: ОМВД по Корткеросскому району
Ответчик: Администрация Муниципального Образования Муниципального Района "Корткеросский"
Третье лицо: Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, ТУФ агентства по управлению государственным имуществом в РК, ТУФАУГИ РК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК