город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2019 г. |
дело N А53-12881/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ковалевой Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2019 по делу N А53-12881/2019
по иску индивидуального предпринимателя Мельникова Алексея Владимировича (ИНН 233007008376, ОГРНИП 315237300011109) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании пени,
принятое в составе судьи Бутенко З.П.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мельников Алексей Владимирович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, железная дорога) о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 19 606,86 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении иска ответчиком было заявлено ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения, о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2019 (резолютивная часть) с ответчика в пользу истца взыскано 9803,43 руб. пени. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Суд удовлетворил ходатайство ответчика о снижении размера штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ, отказал в удовлетворении ходатайства об оставлении искового заявления без рассмотрения.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемое решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивированна нарушением судом первой инстанции норм процессуального права, а именно: не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный части 5 статьи 4 АПК РФ, поскольку претензия направлена истцом в адрес другого филиала, не уполномоченного на рассмотрение претензий; суд в нарушение статьи 148 АПК РФ отказал в удовлетворении ходатайства об оставлении искового заявления без рассмотрения.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.02.2019 по железнодорожной транспортной накладной ЭЕ 166380 (вагон N 29767191 20) с ж.д ст.Торжок-Южный Октябрьской ж/д был отправлен груз - "Плиты древесностружечные".
Срок доставки согласно ж/д накладной истек 24.02.2019. Груз в установленное время не доставлен. Груз был доставлен только 26.02.2019.
Просрочка доставки груза составила 2 суток. Факт просрочки подтверждается железнодорожной транспортной накладной ЭЕ 166380.
За перевозку груза истцом уплачен ж/д тариф 108 927 руб.
Согласно статье 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за просрочку доставки груза ответчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза.
По расчету истца размер неустойки составил 19 606,86 руб. (108 927 руб. х 9% х 2 (дни просрочки).
Досудебную претензию N 09-юр от 26.02.2019 о выплате неустойки за просрочку доставки груза ответчик оставил без ответа и удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 УЖТ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 данного Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 данного Устава.
Согласно статье 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств.
Частью 1 статьи 29 УЖТ установлено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Факт просрочки доставки груза подтверждается соответствующей отметкой в транспортной железнодорожной накладной ЭЕ 166380, согласно которой груз прибыл на станцию назначения 26.02. 2019.
Пеня за просрочку доставки груза определена в размере 19 606,86 руб.
Факт просрочки доставки груза, а также начисленная пеня ответчиком не оспаривались. Доказательств последующей оплаты начисленной пени ответчик не представил.
Ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявил ходатайство о применении положений статьи 333 ГК РФ. Судом данное ходатайство удовлетворено, размер начисленной пени снижен до 9803,43 руб.
Решение суда в части применения статьи 333 ГК РФ сторонами не оспаривается. Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции относительно суммы неустойки.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства и взыскал пеню за просрочку доставки груза в размере 9803,43 руб.
Довод ответчика о несоблюдении досудебного претензионного порядка судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, претензия была направлена ИП Мельниковым А.В. на имя начальника Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - Пястолова В.Г. по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Театральная, 4, однако, по мнению ответчика, претензия должна была быть направлена в Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания Северо-Кавказской железной дороги по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Привокзальная, 1/2, на имя Сканцева А.И., поскольку в функциональные обязанности данного дорожного центра входит рассмотрение претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с пунктом 4 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)", утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 23.12.2015, если из обстоятельств дела следует, что заявление ответчика об оставлении иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора направлено на необоснованное затягивание разрешения возникшего спора, суд на основании ч. 5 ст. 159 АПК РФ отказывает в его удовлетворении.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
Таким образом, в том случае, если из поведения ответчика не усматривается намерение добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, то оставление иска без рассмотрения может привести к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон.
Вводя в действие часть 5 статьи 4 АПК РФ, законодатель преследовал цель, в побуждении сторон спорного правоотношения до возбуждения соответствующего судебного производства предпринимать действия, направленные на урегулирование сложившейся конфликтной ситуации. Данная цель достигается заявлением истцом к ответчику претензии, которая должна содержать указание на существо спорного правоотношения (конкретного юридического факта, из которого возник спор), а также указание на существо требований заявителя претензии (требование об уплаты долга, штрафных санкций, возврата имущества и т.д.).
Досудебный порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон материального правоотношения, направленные на самостоятельное разрешение возникших разногласий.
Кроме того, претензионный порядок разрешения споров служит целям добровольной реализации гражданско-правовых санкций без участия специальных государственных органов. Совершение спорящими сторонами обозначенных действий после нарушения (оспаривания) субъективных прав создает условия для урегулирования возникшей конфликтной ситуации еще на стадии формирования спора, то есть стороны могут ликвидировать зарождающийся спор, согласовав между собой все спорные моменты, вследствие чего не возникает необходимости в судебном разрешении данного спора. Оставляя иск без рассмотрения ввиду несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора, суд исходит из реальной возможности погашения конфликта между сторонами при наличии воли сторон к совершению соответствующих действий, направленных на разрешение спора. Если стороны в период рассмотрения спора не предпринимают действий по мирному разрешению спора, а ответчик при этом возражает по существу исковых требований, то оставление иска без рассмотрения ввиду несоблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора будет носить формальный характер, так как неспособно достигнуть целей, которые имеет досудебное урегулирование спора.
Ответчик не оспаривает наличие просрочки доставки груза, из его поведения не усматривается намерение добровольно погасить долг и оперативно урегулировать возникший спор. Доказательств оплаты денежных средств ответчик не представил.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы ответчика о несоблюдении претензионного порядка направлены на необоснованное затягивание судебного разбирательства и не подлежат удовлетворению, в том числе по данному основанию.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено. Суд первой инстанции не допустил нарушений положений главы 29 АПК РФ, верно рассмотрел дело без вызова сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком государственная пошлина не уплачена, с ОАО "Российские железные дороги" подлежат взысканию в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2019 по делу N А53-12881/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Судья |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12881/2019
Истец: Мельников Алексей Владимирович
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ООО РЖД
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11969/19