26 августа 2019 г. |
А43-49439/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Сокольники" (603003, г. Нижний Новгород, ул. Энгельса, д. 28, оф. П9, ОГРН1065259042530, ИНН 5259063600)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.04.2019
по делу N А43-49439/2018,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Сокольники" о признании незаконным бездействия администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода и администрации города Нижнего Новгорода,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Сокольники" - Болновой А.Л. по доверенности от 04.12.2018 сроком действия три года,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Сокольники" (далее - ООО "ИСК "Сокольники", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода и администрации города Нижнего Новгорода, выразившегося в не исполнении требований постановления администрации города Нижнего Новгорода N 105 от 17.01.2014 в отношении следующих объектов: 1. Трасса электроснабжения: шесть кабельных линий 0,4 кВ от РУ-0,4кВ трансформаторной подстанции ТП-915 по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.22, до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 2.Теплотрасса: четыре трубы (две - на нужды отопления, две - на нужды горячего водоснабжения) от тепловой камеры ТК-44-к4 до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 3. Водопроводная линия (водопровод): две трубы Д-110 мм до водопроводной линии Д-315 мм по ул. Деловая до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 4. Канализационная линия (канализация): выпуски Д-110 мм и одна труба Д-160 мм от канализационной линии Д-225 мм по ул. Деловая до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20. Одновременно заявитель просил суд обязать органы местного самоуправления устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников недвижимости "Деловая 20".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.04.2019 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ИСК "Сокольники" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Администрация города Нижнего Новгорода в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность обжалуемого решения суда, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Администрация г.Нижнего Новгорода ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 209, 225, 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-Ф "О водоснабжении и водоотведении" и исходил из того, что органы местного самоуправления доказали со своей стороны отсутствие незаконного бездействия.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в статье 2 определяет, что застройщик - хозяйственное общество, которое или основное общество которого либо любое из дочерних хозяйственных обществ основного общества имеет опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее пяти тысяч квадратных метров в совокупности, при наличии полученных в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика в соответствии с договором строительного подряда;
которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство;
которое имеет наименование которого содержит слова "специализированный застройщик";
объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства;
проект строительства - проект строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется в пределах одного разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Для осуществления процедуры по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества орган местного самоуправления должен определить, соответствует ли данный объект недвижимого имущества принципам бесхозяйности, установленным в части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным; при наличии правопритязаний на объект недвижимого имущества, фактическом осуществлении правомочий собственника в отношении данного имущества каким-либо лицом недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных правоположений для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества относится к сфере управления многоквартирным домом.
В соответствии с положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу подпункта "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В пунктах 5 и 6 Правил N 491 конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
По смыслу приведенных норм права граница балансовой принадлежности по общему правилу устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564).
Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105 утвержден Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности (далее - Порядок N 105).
При этом проведение мероприятий по признанию права муниципальной собственности на Объекты состоит в следующем:
Администрация района по месту нахождения Объектов в случае выявления Объектов в течение трех рабочих дней с даты их выявления направляет обращение в Комитет на предмет нахождения Объектов в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода (пункт 1.1 Порядка N 105).
Комитет в течение трех рабочих дней после поступления обращения от администрации района идентифицирует Объекты на предмет их нахождения в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода, а также на наличие или отсутствие заявлений собственника Объектов об отказе от права собственности на Объекты и по результатам информирует администрацию района (пункт 1.2 Порядка N 105).
В силу пункта 1.4 Порядка N 105 в случае наличия заявления собственника Объектов об отказе от права собственности на Объекты Комитет в соответствии с действующим законодательством осуществляет необходимые действия для принятия на учет Объектов.
В силу пункта 1.5 Порядка N 105 Департамент жилья в течение пяти рабочих дней с даты получения от администрации района обращения, предусмотренного подпунктом 1.3.2.2 настоящего Порядка, в установленном порядке обеспечивает подготовку проекта постановления администрации города Нижнего Новгорода об определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными объектами теплоснабжения (горячего водоснабжения), или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные объекты теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Пункт 1.6 Порядка N 105 Комитету после получения от администрации района обращения, предусмотренного п. 1.3.2.1 настоящего Порядка, обеспечить:
1.6.1. Изготовление исполнительных съемок на Объекты, технических планов и кадастровых паспортов на Объекты, выступив муниципальным заказчиком при осуществлении закупки по определению подрядчика на выполнение работ по изготовлению исполнительных съемок, технических планов, постановке на государственный кадастровый учет и получению кадастровых паспортов на Объекты.
1.6.2. Постановку Объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйного имущества.
1.6.3. Выполнение мероприятий по признанию права муниципальной собственности в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (в том числе по истечении года со дня принятия Объектов на учет бесхозяйного имущества обеспечить направление заявления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода).
1.6.4. Проведение государственной регистрации права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода на Объекты.
1.6.5. Включение Объектов в реестр муниципального имущества города Нижнего Новгорода.
Порядок N 105 принят во исполнение специальных норм федерального законодательства в отношении объектов инженерной инфраструктуры:
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ", подпунктами 14, 14.1, 14.2 пункта 7 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям муниципальных органов города Нижнего Новгорода отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечивается водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Таким образом, законодательство обязывает орган местного самоуправления заниматься судьбой бесхозяйных сетей инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы. Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорных объектов инженерной инфраструктуры в качестве бесхозяйных не лишает эти объекты признаков бесхозяйной вещи (Определение Верховного суда РФ от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513).
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции считает, что вопреки приведенному требованию закона в данном случае администрация г. Нижнего Новгорода не доказала отсутствие со своей стороны незаконного бездействия как по процедуре, так и по существу.
Установлено по делу, что Общество являлось застройщиком многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20.
В целях обеспечения указанного дома коммунальными ресурсами ООО "ИСК "Сокольники" построило также сети инженерно-технической инфраструктуры.
19.10.2015 по акту приема-передачи Общество передало обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Организация "Сокольники" в управление многоквартирный дом по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Деловая, д.20. Одновременно с передачей в управление многоквартирного дома передающая сторона передала, а принимающая сторона приняла техническую документацию на многоквартирный дом согласно перечню переданной технической документации (том 1 л.д.32).
Впоследствии в построенном доме было создано Товарищество собственников недвижимости "Деловая, 20", которое в настоящее время осуществляет управление многоквартирным домом.
ООО "ИСК "Сокольники" обратилось в администрацию Нижегородского района города Нижнего Новгорода через администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением от 21.03.2016 N 01-56/ИС, в котором заявило об отказе от права собственности на объекты инженерной инфраструктуры согласно перечню и просило принять его в состав муниципальной собственности как бесхозяйное имущество (том 1 л.д.51).
Администрация г.Нижнего Новгорода письмом от 22.04.2016 N 20-08/3-5347/1бис сообщила Обществу, что для рассмотрения вопроса заявителя письмо направлено в администрацию Нижегородского района.
Поскольку обращение заявителя не было рассмотрено, Общество направило в администрацию города Нижнего Новгорода еще несколько аналогичных заявлений, о чем свидетельствуют письма от 21.11.2017, 05.02.2018, 13.08.2018.
В соответствии с постановлением Городской Думы г. Н. Новгорода от 25.01.2006 N 2 "Об утверждении положений об администрациях районов города Нижнего Новгорода" (вместе с Положением об администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода и др.) администрация района города Нижнего Новгорода (далее - администрация района) является территориальным органом администрации города Нижнего Новгорода, организующим реализацию предусмотренных Уставом города Нижнего Новгорода, настоящим Положением задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района (пункт 1.2 Положения).
Администрация района осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями и территориальными органами администрации города Нижнего Новгорода, с Городской Думой города Нижнего Новгорода, территориальными федеральными органами исполнительной власти, государственными органами исполнительной власти Нижегородской области, органами территориального общественного самоуправления, организациями, общественными объединениями и гражданами, с органами внутренних дел и прокуратуры по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями в районе (пункт 1.3 Положения).
Администрация района является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может в пределах полномочий, предоставленных администрации района Уставом города Нижнего Новгорода, настоящим Положением и правовыми актами администрации города Нижнего Новгорода, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности (пункт 1.4. Положения).
В данном случае Общество в письме от 21.03.2016 четко и ясно выразило свой отказ от права собственности на объекты инженерной инфраструктуры, в установленном порядке обратилось в уполномоченные органы, которые до настоящего времени продолжают проявлять бездействие, не исполняя положения Порядка N 105.
При этом суд отмечает, что статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит обязательных требований к форме отказа от права собственности.
Кроме того, отказ Общества от права собственности от объектов инженерной инфраструктуры подтверждается его фактическими действиями: неподписанием акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (том 1 л.д.73-74), неподписанием акта об осуществлении технологического присоединения N 937 ТСН "Деловая 20" (том 1 л.д.77-79), неисполнением выданного ему ООО "Нижновэнерго" предписания (том 1 л.д.75), а также прекращением оплаты за тепловую энергию в адрес ООО "Нижновтеплоэнерго".
Последовательная позиция администрации города Нижнего Новгорода в процессе производства по делу, в соответствии с которой до отказа от права собственности на рассматриваемые объекты необходимо сначала зарегистрировать права на них в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", рассмотрена судом и признается несостоятельной, поскольку отказ от права собственности в соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации не обусловлен выполнением подобных требований.
Кроме того, рассматриваемые объекты в принципе не подлежат государственной регистрации в силу отсутствия у них самостоятельного хозяйственного назначения и выполнения ими обслуживающих функций по отношению к многоквартирному дому.
Правовая позиция о том, что вспомогательные объекты, созданные без отдельных разрешений на строительство, не подлежат государственной регистрации, сформулирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13.
При этом в процессе производства по делу ТСН "Деловая, 20" однозначно выразило в отзыве на заявление, и его представитель пояснял в суде первой инстанции, что наружные коммунальные сети (трасса электроснабжения, теплотрасса, водопроводная линия и канализационная линия) на баланс ТСН не принимались, общим имуществом собственников помещений не являются, намерение такое отсутствует.
Учитывая, что в письме от 21.03.2016 N 01-56/ИС заявитель прямо выразил отказ от права собственности на рассматриваемые объекты, в том числе своими фактическими действиями, коммунальные сети не стоят на балансе ни у него, ни у ТСН "Деловая 20" согласно материалам дела, какие-либо притязания на объекты, либо факты владения ими кем-либо отсутствуют, в наличии имеется вся совокупность предусмотренных статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации условий для признания объектов бесхозяйными.
Рассматриваемые коммунальные сети не входят в состав общего имущества владельцев помещений многоквартирного дома N 20 по ул. Деловая в г. Нижнем Новгороде, ООО "ИК "Сокольники" официально отказалось от права собственности на них, обратилось в установленном законом порядке в уполномоченные органы с заявлением о принятии в муниципальную собственность.
Одновременно суд отмечает, что на основании решения Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 07.12.2016 по делу N 2-14927/2016 по иску администрации города Нижнего Новгорода признаны бесхозяйными также указанные в обращениях Общества объекты движимого имущества: шкаф управления включением односторонний (комплект) ШУВ-200 с автоматизированной системой управления наружным освещением АСУНО "Рассвет" Лайт, щит учета (наружное освещение) (11 светильников марки ЖКУ TACTON на опорах ValmontStarP (восьмигранная опора высотой 8 м); закладная деталь фундамента на опору ЗДФ-159-1,8-10 шт. (ООО фирма "Промсвет", 10 светильников марки EPS 300 на опорахValmontStarP (восьмигранная опора высотой 5 м); закладная деталь фундамента на опору ЗДФ-159-1,5-10 шт. (ООО фирма "Промсвет"), расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; кабель АВБбшв 4х50-20 м (наружное освещение), расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20 (том 1 л.д.66-68).
Указанное имущество передано МО город "Нижний Новгород" в лице администрации г. Нижнего Новгорода в муниципальную собственность.
В то же время администрация не принимает как бесхозяйное имущество рассматриваемые объекты инженерной инфраструктуры: 1. трасса электроснабжения: шесть кабельных линий 0,4 кВ от РУ-0,4кВ трансформаторной подстанции ТП-915 по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.22, до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 2. теплотрасса: четыре трубы (две - на нужды отопления, две - на нужды горячего водоснабжения) от тепловой камеры ТК-44-к4 до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 3. водопроводная линия (водопровод): две трубы Д-110 мм до водопроводной линии Д-315 мм по ул. Деловая до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 4. канализационная линия (канализация): выпуски Д-110 мм и одна труба Д-160 мм от канализационной линии Д-225 мм по ул. Деловая до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае усматривается отсутствие взаимодействия администрации города Нижнего Новгорода и ее структурных подразделений по вопросу рассмотрения обращений Общества, их незаконное бездействие, что противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя и в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, указанных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.04.2019 по делу N А43-49439/2018 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и установленных обстоятельств, в целях восстановления нарушенных прав Общества арбитражный суд возлагает на администрацию города Нижнего Новгорода и администрацию Нижегородского района города Нижнего Новгорода обязанность последовательно выполнить мероприятия по утвержденному постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105 Порядку проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции взыскивает с администрации города Нижнего Новгорода и администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода в равных долях в пользу Общества понесенные им судебные расходы по делу в размере 4500 рублей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта судом не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.04.2019 по делу N А43-49439/2018 отменить.
Признать незаконным бездействие администрации города Нижнего Новгорода и администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, выразившееся в неисполнении требований Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105, по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Сокольники" в отношении следующих объектов:
1. Трасса электроснабжения: шесть кабельных линий 0,4 кВ от РУ-0,4кВ трансформаторной подстанции ТП-915 по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.22, до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 2.Теплотрасса: четыре трубы (две - на нужды отопления, две - на нужды горячего водоснабжения) от тепловой камеры ТК-44-к4 до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 3. Водопроводная линия (водопровод): две трубы Д-110 мм до водопроводной линии Д-315 мм по ул. Деловая до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 4. Канализационная линия (канализация): выпуски Д-110 мм и одна труба Д-160 мм от канализационной линии Д-225 мм по ул. Деловая до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20.
Обязать администрацию города Нижнего Новгорода и администрацию Нижегородского района города Нижнего Новгорода устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Сокольники" путем последовательного исполнения положений утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105 Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении следующих объектов:
1.Трасса электроснабжения: шесть кабельных линий 0,4 кВ от РУ-0,4кВ трансформаторной подстанции ТП-915 по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.22, до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 2.Теплотрасса: четыре трубы (две - на нужды отопления, две - на нужды горячего водоснабжения) от тепловой камеры ТК-44-к4 до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 3. Водопроводная линия (водопровод): две трубы Д-110 мм до водопроводной линии Д-315 мм по ул. Деловая до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20; 4. Канализационная линия (канализация): выпуски Д-110 мм и одна труба Д-160 мм от канализационной линии Д-225 мм по ул. Деловая до многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Деловая, д.20.
Взыскать с администрации г. Нижнего Новгорода в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Сокольники" судебные расходы в размере 2250 (две тысячи двести пятьдесят) рублей.
Взыскать с администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Сокольники" судебные расходы в размере 2250 (две тысячи двести пятьдесят) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-49439/2018
Истец: ООО "Инвестиционно-строительная компания "Сокольники"
Ответчик: Администрации города Нижнего Новгорода
Третье лицо: Администрация Нижегородского района г.Н.Новгорода, ТСН Деловая 20
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6981/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6981/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6981/19
26.08.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5722/19
30.04.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-49439/18