г. Чита |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А78-4958/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коралл" на решение (резолютивную часть решения) Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июня 2019 года по делу N А78-4958/2019, рассмотренного в порядке упрощенного производства дело
по иску акционерного общества "Первая грузовая компания" (ОГРН 1137746982856, ИНН 7725806898, адрес: 105066, город Москва, улица Новорязанская, дом 24) к обществу с ограниченной ответственностью "Коралл" (ОГРН 1147536004934, ИНН 7536144864, адрес: 672020, Забайкальский край, город Чита, улица Лазо, дом 116, помещение 2) о взыскании штрафа в размере 114 200 руб. за задержку вагонов (суд первой инстанции И.В. Леонтьев),
установил:
акционерное общество "Первая грузовая компания" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с требованием к обществу с ограниченной ответственностью "Коралл" о взыскании штрафа в размере 114 200 руб. за задержку вагонов.
19 июня 2019 года Арбитражным судом Забайкальского края принята резолютивная часть решения в порядке упрощенного производства в соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которым заявленные исковые требования удовлетворены.
С общества с ограниченной ответственностью "Коралл" взыскано в пользу акционерного общества "Первая грузовая компания" 114 200 руб. - штраф за задержку вагонов, 4 426 руб. - расходов по оплате государственной пошлины, всего 118 626 руб.
Мотивированное решение Арбитражным судом Забайкальского края не изготавливалось.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Из апелляционной жалобы следует, что ответчик не знал о пришедших в его адрес вагонах.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование акционерного общества "Первая грузовая компания" к обществу с ограниченной ответственностью "Коралл" о взыскании штрафа за задержку вагонов.
Как следует из дела, в декабре 2018 г. и январе 2019 г. в адрес грузополучателя ООО "Коралл" на станцию Чита1 по накладным N N ЭВ595119, ЭБ849842 прибывали под выгрузку вагоны NN 29819299, 55708002 собственности (аренды) АО "Первая Грузовая Компания".
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" ООО "Коралл" как грузополучатель обязан по прибытию груза на железнодорожную станцию назначения принять груз и выгрузить его с соблюдением технологического срока оборота вагонов, который в соответствии со статьей 62 Устава составляет 36 часов с момента подачи вагонов под выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику.
Поскольку грузополучатель своевременно не принял мер к организации выгрузки груза из подвижного состава, принадлежащего АО "ПГК", суд взыскал штраф в размере 114 200 руб.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 данного Устава.
Согласно части 2 статьи 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 указанного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В результате реформы, произошедшей после принятия Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчик перестал быть единственным владельцем вагонов. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Компания является оператором подвижного состава и ее права при использовании принадлежащих ей вагонов не должны отличаться от прав перевозчика (публичного акционерного общества "Российские железные дороги"). Соответствующие разъяснения изложены в пункте 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2017.
Согласно абзацу второму статьи 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Нарушение как грузополучателем установленного частью 6 статьи 62 Устава срока выгрузки вагона и продолжительность задержки вагона под выгрузкой сверх срока ответчик надлежащими доказательствами не опроверг.
Истцом в материалы дела представлены железнодорожные накладные N N ЭВ595119, ЭБ849842, в которых грузополучателем вагонов указано ООО "Коралл". Также в материалы дела были представлены данные ведомости подачи и уборки вагонов из ГВЦ по вагонам 29819299 и 55708002, в которых также указано на использование вагонов под выгрузкой с 09.01.2019 по 22.01.2019 и с 21.12.2018 по 05.01.2019 соответственно именно ответчиком.
Ответчик указывал на то, что ООО "Коралл" не знало о пришедших в его адрес вагонов. Однако это не освобождает его от ответственности в силу пунктов 4.1, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26. Из них следует, что время нахождения вагонов исчисляется именно с момента передачи вагонов перевозчиком, независимо от того, кому они переданы - грузополучателю или посреднику между перевозчиком и грузополучателем (лицу, обслуживающему пути необщего пользования своим локомотивом).
Истцом в материалы дела представлены сведения ведомостей подачи и уборки вагонов (памятки приемосдатчика) из базы ГВЦ ОАО "РЖД", подтверждающие время нахождения вагонов в ответственности ООО "Коралл".
При таких обстоятельствах решение (резолютивная часть) подлежит оставлению без изменения, доводы жалобы отклоняются апелляционным судом.
Государственная пошлина за апелляционное обжалование в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июня 2019 года по делу N А78-4958/2019 (резолютивную часть) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4958/2019
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "КОРАЛЛ"