город Томск |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А27-15144/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области (N 07АП-6904/2019) на решение от 28.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15144/2018 по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Красноармейская, д. 136, ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) к обществу с ограниченной ответственностью "Скорая помощь N 1" (650000, г. Кемерово, пр. Ленина, д. 55, ОГРН 1154205014688, ИНН 4205315739) о взыскании 165 506,13 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Камалдинов Л. И. по дов. от 24.01.2019,
от ответчика: Крайнев А. В. по дов. от 01.08.2019,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - Фонд, ТФОМС КО) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Скорая помощь N 1" (далее - ООО "Скорая помощь N 1", общество) о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 145 905,01 рублей, штрафа в размере 14 590,50 рублей, пени в размере 5 010,62 рублей.
Решением суда от 28.05.2019 заявленные требования удовлетворены частично: с ООО "Скорая помощь N 1" в пользу Фонда взыскано 14 590,50 руб. штрафа, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Фонда в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что бухгалтерские операции, осуществляемые ответчиком, не являются надлежащим исполнением медицинской организацией обязанности по возврату средств в бюджет Фонда; ссылаясь на часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, указывает, что средства, использованные не по целевому назначению возвращаются в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Поскольку отзыв на апелляционную жалобу от ООО "Скорая помощь N 1" поступил после судебного заседания, его доводы судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание.
В судебном заседании представитель Фонда доводы жалобы поддержал, представитель общества - против ее удовлетворения возражал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Фондом в отношении ООО "Скорая помощь N 1" проведена проверка целевого и эффективного использования средств ОМС за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Результаты проверки отражены в акте проверки целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования в ООО "Скорая помощь N 1" от 08.02.2018.
В ходе проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Закона Кемеровской области от 28.12.2016 N 109-03 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Тарифного соглашения в системе ОМС Кемеровской области на 2017 год имеет место нецелевое использование средств ОМС в сумме 145 905,01 руб., возникшее в результате произведения обществом расходов, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, а именно уплата единого налога.
В соответствии с положениями главы 26.2 Налогового кодекса РФ организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения самостоятельно выбирает либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом данной главой указано на ряд доходов, которые не учитываются при определении объекта налогообложения. В частности, к таким доходам относятся средства целевого финансирования (в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ), то есть средства ОМС, а также заемные средства (пункт 10 часть 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ).
Ответчик перешел на упрощенную систему налогообложения, при этом в качестве объекта налогообложения выбраны доходы.
В ходе проверки было установлено, что иных средств финансирования, кроме собственных (заемных) средств и средств ОМС, ООО "Скорая помощь N 1" в проверяемый период не имело.
Таким образом, общество, перейдя на упрощенную систему налогообложения, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, но, не имея доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, не должна была уплачивать налог, взимаемый с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы.
Однако в ходе проверки было установлено, что в числе расходов ООО "Скорая помощь N 1" в 2017 году средствами обязательного медицинского страхования была произведена оплата налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 145 905,01 руб., что является нецелевым использованием средств ОМС, которые в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, подлежат восстановлению в бюджет ТФОМС Кемеровской области с уплатой штрафа.
Обществом произведено восстановление средств ОМС на собственный счет.
Между тем, ТФОМС КО направил требование о восстановлении медицинской организацией в течение десяти рабочих дней средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 145 905,01 руб. и уплате штрафа за использование не по целевому назначению ООО "Скорая помощь N 1" средств, полученных им по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в сумме 14 590,50 руб. (10% от суммы средств, использованных не по нецелевому назначению). Кроме того, Фонд направил ООО "Скорая помощь N 1" претензию с требованием восстановить средства, использованные не по целевому назначению и уплатить штраф от 03.05.2018 исх. N 2390.
Поскольку требование Фонда о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа и пени обществом не исполнено, последовало обращение в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.
Частично удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку денежные средства обществом фактически были восстановлены, оснований для взыскания денежных средств в указанной части, а также пени не имеется, штраф взыскан правомерно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена апелляционным судом по доводам, изложенным в апелляционной жалобе заявителя.
По смыслу статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 147 БК РФ указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 14.1 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Таким образом, использование средств внебюджетных фондов можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям и назначениям получения.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).
Структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется базовой программой обязательного медицинского страхования и устанавливается Законом N 326-ФЗ. В свою очередь территориальная программа обязательного медицинского страхования определяет структуру тарифа на территории субъекта Российской Федерации и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования. При этом расходование средств ОМС является строго целевым, то есть соответственно условиям территориальной программы обязательного медицинского страхования и расходам, включенным в структуру тарифа.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно пункту 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 указанного Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
В силу пункта 23.3 Положения при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как следует из материалов дела, в 2017 году ООО "Скорая помощь N 1" находилось в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страховании на территории Кемеровской области, и вправе было осуществлять медицинскую деятельность в сфере ОМС на основании типовых договоров (форма которых утверждена приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н) на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенных со страховыми медицинскими организациями (часть 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ "Об ОМС") (Приложение N 1 к иску) по реализации "Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Территориальная программа), утвержденной законом Кемеровской области от 28.12.2016 N 109-03.
Общество в 2017 году медицинскую деятельность не осуществляло, в начале 2017 года средствами ОМС произвело окончательный расчет за медицинские услуги, оказанные в декабре 2016 года. ООО "Скорая помощь N 1" получало финансирование из средств ОМС в соответствии с типовыми договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенными между Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области и страховыми медицинскими организациями (Приложение N 2 к иску) и, соответственно, обязано был использовать средства обязательного медицинского страхования в соответствии с Территориальной программой пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ "Об ОМС", п. 5.10 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенных между Ответчиком и страховыми медицинскими организациями.
Проверкой ТФОМС КО установлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 145 905,01 руб., возникшее в результате произведения обществом расходов, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, а именно уплата единого налога.
Однако судом первой инстанции установлено и не оспаривается Фондом, что медицинской организацией денежные средства были фактически восстановлены на свой счет, могут быть использованы на соответствующие цели, в связи с чем основания для взыскания денежных средств в указанной части, а также пени, отсутствуют.
При этом судом верно отмечено, что перечисление в бюджет указанных средств фактически будет означать не их возврат, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, не предусмотренных законодательством. Соответствующая позиция нашла свое отражение в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954, Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2016 N 306-КГ16-4659).
Подлежат отклонению доводы ТФОМС КО о том, что законодательно данный вид возврата денежных средств не предусмотрен, не свидетельствует о неправомерности выводов суда, поскольку факт восстановления неправомерно списанных средств, то есть их возврата, подтвержден материалами дела, признан самим Фондом, и удовлетворение требований в данной части действительно повлечет фактическое получение Фондом спорных денежных средств в двойном размере.
При этом суд правомерно указал на то, что ответственность медицинской организации наступает за сам факт использования средств ОМС не по целевому назначению, в связи с чем удовлетворены требования Фонда в части взыскания штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств. Общество в данной части решение суда не оспорило.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15144/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15144/2018
Истец: Территориальный фонд ОМС КО, ТФОМС КО
Ответчик: ООО "Скорая помощь N 1"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6267/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6267/19
30.08.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6904/19
28.05.2019 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-15144/18