г. Тула |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А09-12467/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.08.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Хачатряна Рафика, ответчика - Брянской городской администрации, заинтересованного лица - Володарской районной администрации города Брянска, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хачатряна Рафика на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.05.2019 по делу N А09-12467/2018 (судья Малюгов И.В.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Хачатрян Рафик (г. Брянск, ОГРНИП 306323309300029, ИНН 323305490317) (далее - индивидуальный предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным постановления Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) (далее - администрация, ответчик) от 03.10.2018 N 3072-п "О прекращении действия паспорта временного объекта от 27.09.2013 N В-0031/2013".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Володарская районная администрация города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1023201101615, ИНН 3233005663).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.05.2019 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Хачатрян Рафик просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Брянская городская администрация просит решение суда оставить без изменения.
Володарская районная администрация города Брянска отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИП Хачатрян Р. на конкурсной основе получил право на размещение нестационарного торгового объекта - торгового киоска, расположенного по адресу: г. Брянск, Володарский район, ул. Фосфоритная, ост. "Фосфоритный завод", имеющий паспорт временного объекта от 27.09.2013 N В-0031/2013.
Постановлением Брянской городской администрации от 03.10.2018 N 3072-п, в соответствии с пунктом 4 Положения о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 21.06.2013 N 1550-п, на основании письма Володарской районной администрации города Брянска от 20.09.2018 N 1/15-1304, акта проверки соблюдения требований по размещению и эксплуатации нестационарного торгового объекта от 17.06.2018 действие вышеуказанного паспорта было прекращено.
Постановлением от 29.11.2018 N 3666-п внесены изменения в постановление от 03.10.2018 N 3072-п в связи с допущенной технической опечаткой в части указания даты акта проверки соблюдения требований по размещению и эксплуатации нестационарного торгового объекта.
Дата акта проверки соблюдения требований по размещению и эксплуатации нестационарного торгового объекта от 17.06.2018 была изменена на дату от 17.07.2018.
Считая, что постановление 03.10.2018 N 3072-п не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы индивидуального предпринимателя, ИП Хачатрян Рафик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее по тексту - Положение N 803), утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.5 Положения N 803 размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется на конкурсной основе.
Нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.
Согласно пункту 3.1 Положения N 803 лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, на основании соответствующей выписки из протокола заседания конкурсной комиссии управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта по форме, утвержденной Брянской городской администрацией, в течение 3 дней на основании его письменного заявления с приложением соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.
В паспорте временного объекта указывается дата выдачи, срок его действия в соответствии с пунктом 3.8 настоящего Положения, владелец нестационарного торгового объекта - победитель аукциона (лицо, получившее право па размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта (пункт 3.4 Положения N 803).
Согласно пункту 3.8 Положения N 803 период функционирования нестационарных торговых объектов для киосков, павильонов, торговых автоматов (вендинговых автоматов) устанавливался 5 лет со дня выдачи паспорта временного объекта.
Приостановление и прекращение действия паспорта временного объекта осуществляется Брянской городской администрацией в установленном ею порядке (пункт 5.3 Положения N 803).
Постановлением Брянской городской администрации от 21.06.2013 N 1550-п утверждено Положение о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта для размещения нестационарных тортовых объектов на территории города Брянска (далее по тексту - Положение N 1550-п), согласно которому администрация принимает решение о приостановлении и прекращении действия паспорта временного объекта по основаниям, установленным пунктами 5.1, 5.2 Положения, в форме постановления.
Проект соответствующего постановления готовит управление по строительству и развитию территории города Брянска в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Положением.
Действие паспорта временного объекта прекращается в случаях, установленных пунктом 5.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов: подачи владельцем нестационарного торгового объекта соответствующего заявления; невыполнение владельцем нестационарного торгового объекта требований по устранению допущенных нарушений, связанных с размещением и эксплуатацией нестационарного торгового объекта, в установленные сроки; неосуществления торговой деятельности более одного месяца со дня выдачи паспорта временного объекта без уважительных причин в месте, указанном в паспорте временного объекта; прекращения владельцем нестационарного торгового объекта своей деятельности в установленном законом порядке; неоднократного нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов; истечения срока действия паспорта временного объекта.
На основании пункта 2 Положения N 803 принято постановление от 30.07.2012 N 1874-п "Об утверждении формы паспорта временного объекта".
Постановлением Брянской городской администрации от 07.02.2014 N 261-п были внесены изменения в постановление от 30.07.2012 N 1874-п и приложение к указанному постановлению (форма паспорта временного объекта) изложена в новой редакции.
При этом, как обоснованно констатировано судом первой инстанции, порядок выдачи паспорта временного объекта вышеуказанными постановлениями Брянской городской администрации не регулировался.
Пунктами 3.6, 3.7 упомянутого Положения предусмотрено, что в случае реорганизации, изменения наименования и (или) адреса юридического лица, адреса и (или) паспортных данных индивидуального предпринимателя паспорт временного объекта подлежит переоформлению.
Переоформление паспорта временного объекта осуществляется управлением по строительству и развитию территории города Брянска на основании заявления владельца нестационарного торгового объекта с представлением выписки из протокола конкурсной комиссии.
Иных оснований для переоформления паспорта временного объекта указанным Положением не предусматривалось.
С учетом вышеизложенных нормативных положений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принятие Брянской городской администрацией постановления от 07.02.2014 N 261-п (вступило в силу с 14.02.2014), утвердившего новую форму паспорта временного объекта, не прекращало действия ранее выданных паспортов и не требовало их переоформления, а переоформление паспортов временного объекта, исходя из содержания пунктов 3.6, 3.7 вышеуказанного Положения, не влекло за собой изменения срока его действия.
Судом установлено, что администрацией в материалы дела представлена копия паспорта временного объекта от 27.09.2013 N В-0031/13 со сроком действия до 27.09.2018, из которого следует, что он выдан Хачатрян Р. в отношении торгового киоска с адресным ориентиром: Володарский район, ул. Фосфоритная, ост. "Фосфоритный завод".
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, данный паспорт соответствует форме, утвержденной постановлением Брянской городской администрацией от 30.07.2012 N 1874-п; подписан главным архитектором города; срок действия, указанный в паспорте, соответствует сроку, установленному пунктом 3.8 Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что администрацией в материалы дела представлена выписка из журнала учета выдачи паспортов временных объектов на территории г. Брянска за 2013 год, из которой следует, что паспорт временного объекта от 27.09.2013 N В-0031/13 был выдан предпринимателю 17.10.2013 на основании его заявления от 24.09.2013.
В свою очередь, заявителем в материалы дела представлена копия паспорта временного объекта от 29.12.2015 N В-0031/13, подготовленного МУП "АПБ" г. Брянска, также в отношении торгового киоска с адресным ориентиром Володарский район, ул. Фосфоритная, ост. "Фосфоритный завод" со сроком действия до 27.09.2018.
Судом первой инстанции отмечено, что на странице 3 указанного паспорта на схеме размещения временного объекта на топографической основе имеется запись "Паспорт временного объекта был переделан в связи с уточнением места размещения киоска".
При этом, как правомерно учтено судом первой инстанции, в паспорте временного объекта от 29.12.2015 N В-0031/13 отсутствуют подписи заместителя начальника управления по строительству и развитию территории города Брянска, представителя владельца, представителя районной администрации города и представителя управления по строительству и развитию территории г. Брянска, наличие которых предусмотрено постановлением Брянской городской администрацией от 07.02.2014 N 261-п.
Также судом отмечено, что на странице 3 паспорта временного объекта от 29.12.2015 N В-0031/13 имеется ссылка на протокол заседания конкурсной комиссии от 20.10.2015, который заявителем в материалы дела не представлен.
Администрацией в материалы дела представлена выписка из книги учета выдачи паспортов временных объектов N 2 за 2015 - 2016 годы, из которой следует, что в период с 03.06.2015 по 05.05.2016 ИП Хачатрян Р. в управление по строительству и развитию территории города Брянска - уполномоченное лицо на выдачу паспорта временного объекта, в указанный период времени с заявлением о выдаче паспорта временного объекта не обращался, какой-либо паспорт временного объекта, в том числе и паспорт от 29.12.2015 N В-0031/13 предпринимателю не выдавался.
С учетом этого суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что деятельность в указанном объекте торговли предприниматель осуществлял на основании паспорта от 27.09.2013 N В-0031/13 со сроком действия до 27.09.2018, а, следовательно, принятие администрацией оспариваемого постановления после истечения срока действия паспорта НТО (постановление датировано 03.10.2018) не нарушает положений вышеуказанных действующих нормативных правовых актов и не может нарушать прав и законных интересов предпринимателя ввиду отсутствия законных оснований для осуществления деятельности в данном объекте на дату принятия оспариваемого постановления.
При этом, по справедливому суждению суда, ссылка заявителя на действующий паспорт от 29.12.2015 N В-0031/13 безосновательна ввиду вышеизложенных обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, судом отмечено, что 29.09.2017 комиссионной проверкой объекта торговли заявителя установлены факты нарушения требований Положения N 803, в частности, несоответствие внешнего вида паспорту временного объекта, самовольное переоборудование объекта, а также нарушение схемы специализации, которые зафиксированы в акте проверки от 29.09.2017.
На основании данного акта администрацией вынесено постановление от 07.11.2017 N 3868-п о приостановлении действия паспорта временного объекта. При этом данное постановление заявителем не оспорено в установленные сроки и порядке.
Поскольку совокупность предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания ненормативного правового акта недействительным в рассматриваемом случае не установлена, то суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования общества о признании недействительным постановления Брянской городской администрации от 03.10.2018 N 3072-п "О прекращении действия паспорта временного объекта от 27.09.2013 N В-0031/2013".
Доводы заявителя, продублированные в апелляционной жалобе, о нарушении администрацией требований к проведению проверки 29.09.2017, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку документально не подтверждены.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.05.2019 по делу N А09-12467/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хачатряна Рафика - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-12467/2018
Истец: ИП Хачатрян Рафик
Ответчик: Брянская городская администрация
Третье лицо: Володарская районная администрация г. Брянска