г. Красноярск |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А33-34871/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца - публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт":
Москаленко О.В., представитель по доверенности от 11.12.2018 N 435-2018
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кежемского района
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" июня 2019 года по делу N А33-34871/2018, принятое судьей Мельниковой Е.Б.,
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692) (далее - истец, ПАО "Красноярскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации Кежемского района (ИНН 2420004178, ОГРН 1022400828823) (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности по оплате субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в размере 591 755 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 июня 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал следующее:
- в связи с исключением управляющих и ресурсоснабжающих компаний из числа получателей субсидий, у администрации отсутствуют законные основания в предоставлении им денежных средств на компенсацию платы граждан за коммунальные услуги;
- администрация Кежемского района не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором просит отказать в удовлетворении жалобы.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2019 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 20.08.2019.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет".
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
19 января 2018 года между истцом (исполнитель коммунальных услуг) и ответчиком (уполномоченный орган) заключено соглашение N 01/01-2018 о предоставлении субсидий на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (с учетом дополнительного соглашения N 02/04-2018 от 02.04.2018 года, на основании Постановления администрации Кежемского района от 02.04.2018 N 235/1-п "О внесении изменений в Постановление Администрации Кежемского района от 19.01.2018 N 34-п "Об определении размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг ПАО "Красноярскэнергосбыт" на 2018 год") (договор), согласно пункту 1.1 которого уполномоченный орган обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (далее - субсидия) в 2018 году в размере 25 093 850 рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять эту субсидию.
Согласно пункта 1.3. соглашения субсидия предоставляется исполнителю коммунальных услуг, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителя, установленным ресурсоснабжающей организацией на текущий календарный год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, расчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги.
В пункте 2.1.2. соглашения установлена обязанность уполномоченного органа выполнять обязательства Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", а также иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение данного Закона края.
Перечисление средств субсидии осуществляется в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления в Отдел экономики документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии, с учетом размера средств субсидии за период, в котором перечисление средств субсидии не осуществлялось. (пункт 3.1.3 договора).
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания, распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 года, и действует по 31.12.2018 года.
Платежным поручением от 25.04.2018 N 131025 года ответчик перечислил денежные средства в общей сумме 25 093 850 рублей истцу по условиям Соглашения N 01/01-2018 от 19.01.2018 с учетом дополнительного соглашения N02/04-2018 от 02.04.2018 года.
В соответствии с Законом Красноярского края от 08.02.2018 N 5-1360 "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории края и внесении изменений в статью 2 Закона края "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" внесены изменения об исключении из получателей субсидий исполнителей коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги населению и заключивших договоры теплоснабжения и горячего водоснабжения, и получивших компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду.
Истец указывает, что после введения в действия льготных тарифов на тепловую энергию с 1 апреля 2018 года, истец имеет право на получение субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги согласно отчету за апрель-июнь 2018 года в размере 306 181 рубль, согласно отчету за июль-сентябрь 2018 года в сумме 285 574 рубля, общая сумма задолженности составляет 591 755 рублей.
В претензии от 16 октября 2018 года N 133680 истец предложил погасить ответчику задолженность в размере 591 755 рублей.
Ссылаясь на то, что сумма задолженности по оплате субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг ответчиком в добровольном порядке не оплачена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся также ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого же Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" предусмотрено предоставление исполнителям коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации) компенсации части платы граждан за коммунальные услуги.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных образований края, которые в силу Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" наделены отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению компенсации исполнителям коммунальных услуг.
Порядок расходования вышеуказанных субвенций утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 17.03.2015 N 95-п "Об утверждении Порядка расходования субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов Красноярского края на осуществление органами местного самоуправления Красноярского края отдельных государственных полномочий Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
Руководствуясь положениями пункта 2.1 Приложения 5 постановления Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", согласно которому перечисление средств компенсации исполнителям коммунальных услуг осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления о предоставлении компенсации и соглашения о предоставлении компенсации, заключенного между уполномоченным органом местного самоуправления и исполнителем коммунальных услуг, суд первой инстанции обосновано указал, что в качестве одного из правовых оснований для получения (предоставления) субсидии является решение уполномоченного органа и соглашение о предоставлении компенсации, заключенного между уполномоченным органом местного самоуправления и исполнителем коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что между Администрацией Кежемского района и ПАО "Красноярскэнергосбыт" заключено соглашение от 19.01.2018 N 01/01-2018 "О предоставлении субсидий на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги" на основании постановления Администрации Кежемского района от 19.01.2018 N 34 - п "Об определении размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг ПАО "Красноярскэнергосбыт" на 2018 год".
В дальнейшем между сторонами заключено дополнительное соглашение N 02/04-2018 от 02.04.2018 года, на основании Постановления администрации Кежемского района от 02.04.2018 N 235/1-п "О внесении изменений в Постановление Администрации Кежемского района от 19.01.2018 N 34-п "Об определении размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг ПАО "Красноярскэнергосбыт" на 2018 год") (договор), согласно пункту 1.1 которого уполномоченный орган обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (далее - субсидия) в 2018 году в размере 25 093 850 рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять эту субсидию.
В соответствии с п. 2.1.2 соглашения установлена обязанность уполномоченного органа исполнять обязательства закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", а также иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение данного Закона края.
В соответствии с пунктом 1.3.2 Соглашения от 19.01.2018 N 01/01-2018 субсидия предоставляется исполнителю коммунальных услуг при следующих условиях: с учетом целевого использования средств субсидии, которое подтверждается Исполнителем коммунальных услуг ежеквартально в порядке, установленном постановлением Уполномоченного органа.
Постановлением Администрации Кежемского района Красноярского края от 06.05.2015 N 434-П утвержден "Порядок предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги на территории Кежемского района".
Пунктом 13 Порядка предоставления компенсации предусмотрено, что исполнители коммунальных услуг ежеквартально предоставляют в Службу информацию о целевом использовании средств компенсации части платы за коммунальные услуги.
Исполнители коммунальных услуг по итогам года предоставляют в Службу отчет о фактическом размере компенсации с предоставлением документов, подтверждающих объемы предоставления коммунальных услуг за отчетный год.
Из материалов дела, следует и ответчиком не оспаривается, что истец является исполнителем коммунальных услуг на территории Кежемского района.
Во исполнение обязательств по соглашению от 19.01.2018 года N 01/01-2018 Администрация Кежемского района перечислила на счет ПАО "Красноярскэнергосбыт" денежные средства в общей сумме 25 093 850 рублей (платежное поручение от 25.04.2018 N131025).
На основании Закона Красноярского края от 08.02.2018 года N 5-1360 "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории края" были внесены изменения в статью 2 Закона края "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" об исключении из получателей субсидий исполнителей коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги населению и заключивших договоры теплоснабжения и горячего водоснабжения, и получившими компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду.
Таким образом, порядок определения размера субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2018 году для исполнителя коммунальных услуг ПАО "Красноярскэнергосбыт" предусмотрен частью 6 статьи 3 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" и п. 1.4. Приложения N 1 к постановлению Правительства красноярского края от 09.04.2015 N 165-п "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", а также Законом Красноярского края от 08.02.2018 года N 5-1360 "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории края".
Согласно части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Исходя из положений части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации размер субсидии на компенсацию услуг ПАО "Красноярскэнергосбыт" не может быть определен по усмотрению сторон соглашения между уполномоченным органом и исполнителем коммунальных услуг, поскольку такой размер подлежит определению в порядке, установленном частью 6 статьей 3 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
Поскольку Законом Красноярского края от 08.02.2018 N 5-1360 1360 "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории края" года были внесены изменения в Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", то расчет размера субсидии определяется в соответствии с внесенными изменениями.
В материалы дела представлен расчет фактического объема средств субсидий на осуществление органами местного самоуправления края отдельных государственных полномочий Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечения ограничения платы граждан за коммунальные услуги для жилых помещений с центральным отоплением за апрель-сентябрь 2018 года на сумму 591 755 рублей.
В обоснование произведенного расчета истцом в материалы дела представлены лицензия на управление многоквартирными домами, оборотно-сальдовые ведомости коммунальных услуг начисленных населению за период с апреля по сентябрь 2018 года, объемы потребления коммунальных ресурсов за указанный период, расчет средней численности и площади, расчет средневзвешенных нормативов и объемов коммунальных ресурсов, счета-фактуры, акты взаиморасчетов, подписанные между ПАО "Красноярскэнергосбыт" и ресурсоснабщающими организациями.
Указанный расчет повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан верным. Арифметическая правильность расчета ответчиком не оспорена.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании задолженности по оплате субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в размере 591 755 рублей является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеизложенным основаниям. В силу Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" надлежащим ответчиком является администрация Кежемского района.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" июня 2019 года по делу N А33-34871/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-34871/2018
Истец: ПАО "КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КЕЖЕМСКОГО РАЙОНА
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7962/2021
08.11.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-34871/18
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6071/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6071/19
26.08.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4669/19
24.06.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-34871/18